Обозначения на шинах«На автомобильных шинах всегда указан их размер. Но кроме этого имеются на них и другие цифры, буквы, знаки. К ак они расшифровываются?» — спрашивает калужанин И. Серов. Начнем с главного—с серийного номера. Например, в обозначении ВVII 690348 стоящая первой буква — сокращенное наименование завода-изготовителя. Приняты следующие сокращения: Б — Бакинский шинный завод, В — Воронежский, Вл — Волжский шинный завод (г. Волжский), Д—Днепропетровский шинный завод, Е — Ереванский, К — Кировский, Кя — Красноярский, Л — Ленинградский, М — Московский, О — Омский, С — Свердловский иЯ — Ярославский. На изделия Барнаульского шинного завода вместо буквы ставится торговый знак в виде фигурки оленя, а шины Ленинградского завода могут клеймиться либо буквой, либо треугольником. Первые две цифры (в нашем пример е — римская цифра) обозначают месяц, а две следующие — год 'изготовления. Все остальные — номер шины. И все же для потребителей самое нужное обозначение — размер. По ГОСТ 4754 — 6 4 (для шин легковых автомобилей) и ГОСТ 5513—64 (для шин грузовых автомобилей) принято размер обозначать в миллиметрах. Например, обозначение 260 — 508 говорит о том, что ширина проinnfl шины 260 мм, а диаметр обода — 08 .мм. Часто встречаются шины, обозначенные по старым ГОСТ 4754 — 5 4и 5513 — 54, где ширина профиля .и диаметр обода указаны в дюймах. Например, та же шина 260 — 508 в дюймовом обозначении выглядит как 9,00—20. Наконец, часть шин имеет смешанную маркировку, в которой один размер (обычно ширина профиля) указан в .миллиметрах, а другой — в дюймах. На боковине каждой шины указывается также ее модель, а на бескамерных покрышках ставится штамп «бескамерная». Все без исключения шины легковых автомобилей должны иметь там называемую балансировочную метну — красный кружокв надбортовой части, обозначающий самую легкую часть шины. Иногда на покрышке размера 6.00—13 можно увидеть белый или желтый круж окс надписью «412». Это свидетельствует о том, что она предназначена специально для «Москвича-412» с ободом колеса 4,5 j (ширина этого обода — 114 мм). На шинах грузовых автомобилей указывается также число слоев или норма слойности (например, НС-12). Норма елейности условно характеризует прочность каркаса .и определяет соответствие шины допускаемым нагрузкам. При одной и той же норме слойности фактическое число слоев каркаса может быть разным — это уже зависит от материала корда. Надпись «Север» говорит сама за себя — такие шины специально рассчитаны на низкие температуры и переносят их влияние лучше, чем обычные. Есть шины, которые могут .работать лишь три строго определенном направлении вращения (это связано с особенностями рисунка протектора) — на таких шинах имеется знан направления вращения. На покрышке также указываются номер ГОСТа .или ТУ и сорт. При этом надпись «2-й сорт» не должна .пугать — такой штамп ставится на шины, .имеющие чисто видовые дефекты, не влияющие на качество .изделия. Несколько особняком стоят шины типов Ри PC (эти обозначения также можно увидеть на боковине борта). Их отличие, прежде всего, в том, что нити корда конструктивно расположены строго по радиусу .и шины вследствие этого и благодаря меньшему числу слоев каркаса .имеют большую эластичность и гибкость боновых стеной. Кроме того, шины PC имеют еще одну существенную особенность: у них протекторные кольца, которые можно заменять по мере износа покрышки. Это в несколько раз увеличивает долговечность главной ее части — каркаса. Схематичный разрез шины с радиальным расположением корда был показан в № 7 «За рулем» (1973 г.). На боковине каждой восстановленной покрышки должны быть указаны наименование и марка предприятия, делавшего ремонт; группа восстановления («Первая», «Вторая» или «1 гр.», «2 гр.»); дата восстановления и порядковый номер шины (например, Х69 13481); балансировочная метка (для «легковых» шин); штамп ОТК. На каждой восстановленной «грузовой» шине должны быть сохранены или возобновлены обозначения размера, нормы слойности.33 миллионаЧитателей интересует, сколько автомобилей было выпущено за прошлый год во всем мире и какие страны играют ведущую роль в автомобилестроении. Отвечают сотрудники Научно-исследовательского института информации Министерства автомобильной промышленности СССР. В 1972 году автозаводы мира изготовили 33 миллиона автомобилей — легковых, грузовиков, автобусов, специализированных машин. Первое место по вып уску занимает промышленность США т11,51 .миллиона. Далее идут: Япония — 6,2; ФРГ — 3,88; Франция - 3,31; Англия — 2,31 и Италия — 1,89 миллиона машин. Среди этой лидирующей шестерни наибольший прирост производства во Франции — 9,9 процента по сравнению с 1971 годом. В нашей стране за 1972 год выпущено 1379 тысяч автомобилей — почти на 21 процент больше, чем в 1971 году. Минувший год явился примечательным в том смысле, что по суммарному выпуску машин Европейский континент сравнялся с Американским.Восстанов'ите составсмеси«После разборки и сборки двигателя мотоцикла заметно снизилась мощность, двигатель перегревается, а иногда при движении слышны стуки. В чем может быть причина?» — спрашивает К. Кустинский из Хабаровского края. Перечисленные явления характерны для двигателя, работающего на бедной смеси (в ее составе больше воздуха, чем в нормальной). Это может быть вызвано нарушением регулировки карбюратора, поступлением «лишнего» воздуха во впускной тракт (через неплотные соединения карбюратора с цилиндром или половин картера), пониженным уровнем топлива в поплавковой камере, засорением жиклеров; каналов и т. п. Скорость горения бедной смеси меньше, чем нормальной и богатой. Поэтому она может догорать во впускном, а иногда ив выпускном трактах. Это проявляется хлопками в нарбюраторе и глушителе. Если они возникают при опущенном дроссельном золотнике (ногда, например, мотоцикл движется под уклон) или при его подъеме (трогание с места или разгон) — неисправна система холостого хода или неправильно отрегулированы холостые обороты. Если же хлопки появляются при больших оборотах — причина в главной дозирующей системе. О составе смеси можно судить и по цвету юбочки изолятора свечи. При бед-" ной смеси она имеет серый, иногда почти белый цвет, при нормальной — коричневый, при богатой — черный.Подзарядник ПАА-1 2/6В. Костомаров из Рязанской области, С. Козловский из Серпухова, другие читатели просят опубликовать схему и основные данные подзарядника ПАА-12/6, о котором рассказывалось в октябрьском номере журнала за прошлый год. Автоматический подзарядник аккумуляторов ПАА-12/6, выпускаемый экспериментальным электротехническим заводом в городе Паневежисе Литовской ССР, заинтересовал многих авто, и мотолюбителей. К сожалению, количество поступающих в продажу приборов не может удовлетворить спроса, поэтому некотррые читатели хотят изготовить его собственными силами. Для специалистов это дело не представит особых трудностей, другим же имеет смысл подождать, чтобы купить готовый прибор в магазине. Консультировать читателей о какойлибо замене деталей прибора редакция ие имеет возможности.fДиафрагменное сцепление на «москвичах»«В журнале «За рулем» я прочитал о новом сцеплении «Москвича-412» с центральной диафрагменной пружиной, — пишет Ю. Смирнов из г. Омска. — Расскажите, пожалуйста, на каких автомобилях оно устанавливается, взаимозаменяемо ли оно со старым, поступает ли в запасные части ив какой комплектности». Как уже сообщалось в журнале «За рулем» (1973, № 2), на .московском автозаводе .имени Ленинского комсомола .внедрено новое, значительно более совершенное по своим характеристикам, сцепление с центральной диафрагменной пружиной. Оно устанавливается на автомобилях «Москвич-412» и его модификациях производства АЗЛК с апреля 1972 г. На модели «408» и машинах Ижевского автозавода пока осталось сцепление старой .конструкции с шестью цилиндрическими пружинами . Можно ли установить на «Москвич» прежнего выпуска новое сцепление? Да, но сложно. Придется изменять центрирующие и крепежные отверстия маховика, заменить агрегат в сборе, а такж е привод выключения. На ИЖ-412 и его модификациях сцепление (снабженное шестью пружинами) улучшено — ведомый диск со специальными утолщенными фрикционными накладками обеспечивает большую долговечность агрегата и более надежную передачу крутящего момента. Такие диски .полностью взаимозаменяемы со старыми и поступают в запчасти (номер детали 412-1601130-10).Перечень элементов схемы подзарядника: R1 — резистор МЛТ-0,5-750 ом ± ±10%; R2 — резистор ВС-0.125 а — 27±10%; R3 — резистор ВС-0.125 а — 5,1 ком±10%; R4—провод ПЭВ-2-0,195 см; С1 — конденсатор К50-6-25-1000; С2 — конденсатор К50-6-25-200; Д1—Д5 — диоды Д22В; Д6, Д7 — диоды КС168В: Д8 — диод Д226; Т1 — транзистор МП40А; Т2транзистор П213 (монтируется на радиаторе); Л — лампа КМ 24-35; В — тумблер ТП-1-2; Пр — предохранитель ПМ-0,5 или ПМ-1. Данные силового трансформатора: I обмотка — 2200 витков (1850 витков провода ПЭВ-2; 0.19 мм; 350 витков провода ПЭВ-2; 0,51 мм); II обмотка — 2x140 витков провода ПЭВ-2; 0,51 мм; сердечник 11118x25 из трансформаторной стали Э320 толщиной 0,35 мм.39