Схема дороги — на стрТот, кто начнет свой путь в Волгоград из Москвы, должен по магистрали М-5 (Каширское шоссе) пересечь Московскую кольцевую автомобильную дорогу и через 2 километра, у развилки на аэропорт Домодедово, направиться в сторону Каширы. Весь путь от Москвы до Волгограда можно преодолеть в два дня, заночевав в Тамбове или где-нибудь поблизости от него. Непосредственно у дороги только один мотель «Русь» (343-й километр), но, отъехав от трассы на несколько километров, вы можете остановиться в гостинице одного из близлежащих городов. С удовлетворением отмечаем, что на большом протяжении дороги у перекрестное сооружены переходно-скоростные полосы, а пересечения с другими магистралями выполнены в разных уровнях. Дорога не утомляет, ибо не имеет длинных прямых, удачно вписана в ландшафт, обеспечивает хорошую обзорность. О всех крупных перекрестках заранее предупреждают указатели направлений, которые устанавливаются за 800 метров до них. Дорога пересекает несколько десятков рек и речушек. Это приятно. Все они — отличные места для отдыха в пути, особенно в жару. Любителям рыбалки рекомендуем Медведицу, Иловлю и многочисленные пруды. Ну и, конечно, многих привлечет Дон, повернуть и которому надо на 840-м километре. Десятки рек — это и десятки мостов. Стыки их с полотном дороги не всегда идеальны, поэтому верьте знаку «Неровная дорога» и притормаживайте. У дороги отличное, ровное асфальтовое и, большей частью, бетонное покрытие. Ширина проезжей части — по одной полосе в каждом направлении, поэтому будьте осмотрительны в выборе скорости, помните, что возможности для маневра в критической ситуации у вас довольно ограниченны. К тому же обочины на некоторых участках дороги еще не укреплены как следует, поэтому, съезжая с нее, снижайте скорость до минимума. Особую осторожность надо проявлять в дождливую погоду: из-за размокающей обочины водители вынуждены останавливаться на проезжей части, а при ослеплении такое препятствие в темноте можно и не заметить. Значительная часть трассы проходит по черноземным областям, и заносимый в некоторых местах выезжающими на дорогу автомобилями грунт делает ее в мокрую погоду скользкой. Помеченные на схеме АЗС работают круглосуточно и за очень редким исключением располагают полным ассортиментом топлива. Станции технического обслуживания открыты с9 до 17 часов, кроме воскресенья и понедельника. В Мичуринске станций технического обслуживания две, столько же в Тамбове. Магазины, продающие запасные части, — в Мичуринске, Тамбове, Борисоглебске. Теперь краткий перечень достопримечательностей на трассе. В 30 с небольшим километрах от Москвы, на берегу Пахры раскинулось село Горки, где прошли последние годы жизни Владимира Ильича Ленина, В селе открыт дом-музей В. И. Ленина. Колхоз, носящий имя основателя нашего государства, — передовое хозяйство Подмосковья. Через 60 километров на пути старинный русский город Кашира, где сохранилось немало архитектурных памятников XVIII—XIX вв. Каширская ГЭС — одна из первых электростанций, построенных по плану ГОЭЛРО. Под Каширой в суровом 1941 году советские войска преградили путь на Москву фашистским полчищам. В память об этих героических днях на въезде в город установлен на постаменте танк Т—34.3*У Каширы (118-й километр) магистраль разветвляется на две дороги — в Волгоград и Воронеж. Каширским районом заканчивается Московская область. По Тульской области дорога насчитывает чуть больше 10 километров. А вступив на земли Рязанщины, вы можете свернуть направо у Михайлова и посетить Куликово поле, осмотреть военноисторический музей, памятник Дмитрию Донскому. Архитектурной стариной порадует туристов Рязанская область. Это охраняемые государством церкви в Михайлове, Ряжске, в деревнях Самарино, Зимарово и других. Интересен Пронский заповедник (поворот к нему на 258-м километре), где обитают лоси, кабаны, многие редкие животные. Густые леса и рощи, равнины, изрезанные оврагами и реками. Таков ландшафт Рязанской, Тамбовской и Воронежской областей, которые связала новая трасса. Нынешняя Тамбовщина — край химиков и машиностроителей, хлеборобов и садоводов. Столица научного садоводства — Мичуринск (397-и километр). В городе дом-музей И. В. Мичурина, плодоовощной институт, носящий его имя. Вдоль западной границы Тамбова по полям до реки Челновой, а затем в сторону реки Польный Воронеж тянется невысокая насыпь. Это «Татарский вал», сооруженный в XVII веке для защиты рубежей Московского государства. Недалеко от реки Челновой — остатки древнего городища. Тамбовцы гордятся своими знаменитыми земляками. Главой наместничества в Тамбове был поэт Г. Р. Державин. По его инициативе здесь была построена типография, в которой печаталась одна из первых в России провинциальных газет «тамбовские ведомости». На Тамбовщине родились известный изобретатель А. Н. Лодыгин, советский дипломат Г. В. Чичерин. В годы гражданской войны Красная Армия под командованием М. Н. Тухачевского разбила в Тамбовской губернии мятежников. Здесь сражалась и прославленная кавалерийская бригада Г. И. Котовского. Немало интересного о Воронежской земле рассказывают экспонаты краеведческого музея в Борисоглебске (поворот на 608-м километре). Этот город возник в середине XVII века как укрепленный пункт обороны от татарских набегов. В 20 километрах от Борисоглебсна начинается Волгоградская область. Свернув вправо на 784-м километре, можно проехать в Серафимович, посетить родину известного советского писателя. А дальше начинаются места, где в разные времена шумели жестокие битвы, которые никогда не сгладятся в памяти народной. В районе реки Иловли отличились в боях за Царицын бойцы Буденного и Тухачевского. Из Паньшино (поворот на 926-м километре) можно проехать на родину Разина и Пугачева — в станицу пугачевскую; в самом Паньшино был сборный пункт повстанцев Разина и Булавина. В годы Великой Отечественной войны у стен Сталинграда развернулась самая крупная битва, в ходе которой гитлеровским войскам был нанесен решающий удар. Жестокие рукопашные бои шли в пяти километрах от города. Сейчас это место названо Солдатским полем. Здесь создан мемориал. На 961-м километре городская черта Волгограда. И последнее. В Волгограде попасть в гостиницу очень трудно. Но члены общества «Автомотолюбитель» могут обратиться в областной совет по туризму, где их обеспечат жильем и экскурсионным обслуживанием. Адрес совета — Волгоград, набережная Центрального стадиона, 3-а. Счастливого пути) Бригада «За рулем»: Е. ЮДКОВСКАЯ, А. РЁКАНТ, В. ХВАТОВ (фото) Москва —Волгоград—Москваг оды , ФАКТЫ1971 г., ДЕКАБРЬ. Государственной премии СССР в области техники удостоена большая группа работников московского автозавода имени И. А. Лихачева — за разработку и внедрение системы комплексной механизации основных н вспомогательных процессов производства. 1971 г. В первом году пятилетки среднегодовая численность работников, занятых на перевозках грузов автомобильным транспортом общего пользования, составляла 1924,1 тысячи человек (в 1950 году — 102,6 тысячи человек). 1971 г. В Минске организован Белорусский научно-исследовательский и технологический институт автомобильного транспорта (БелНИТИАТ). 1971 г. Автобусами транспорта общего пользования перевезено 27 733 миллиона пассажиров (в 1950 году — 1053 миллиона). В стране насчитывалось 17 717 междугородных автобусных линяй. 1972 г., 11 ЯНВАРЯ. Принята в эксплуатацию вторая очередь Волжского автозавода. В этом же году с конвейера в Тольятти сошел полумиллионный автомобиль «Жигули». 1972 г., ФЕВРАЛЬ. 30 лет ульяновскому автомобильному заводу, созданному в годы войны на базе оборудования, эвакуированного с московского автозавода (ныне ЗИЛ). 1972 г., 1 МАРТА. Введен новый Всесоюзный физкультурный комплекс- «Готов к труду и обороне СССР», в который включены требования и по военно-технической подготовке молодежи. 1972 г., МАРТ. В пятый раз чемпионом мира по мотогонкам на льду стал Габдрахман Кадыров. Третье место в финальных соревнованиях, состоявшихся в шведском городе Несше, занял Владимир Пазников. 1972 г., 16 ИЮНЯ. Миллионный двигатель сошел с конвейера ярославского моторного завода, спустя двадцать пять лет после выпуска первого дизеля. 1972 г., ИЮНЬ. Советские спортсмены завоевали первое место и главные призы на моторалли ФИМ, которое финишировало в Югославии. 1972 г., ИЮНЬ. Советская команда на ижевских «москвичах—412» завоевала главный приз на ралли «Рейд польский» — кубок председателя Совета Министров ПНР. 1972 г., 7 АВГУСТА. Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР издало приказ о внедрении в систему Гушосдора бригадио-патрульного метосодержания дорог.15^J