кий тон и хорошо слышны при резком поднятии и опускании дроссельного золотника. Источником их могут быть изношенные подшипники коленчатого вала или нижней головки шатуна. Стоящий на подставке мотоцикл при этом заметно вибрирует; правда, вибрация может возникнуть и от ослабления креплений двигателя. Дребезжащий звук издает изношенный цилиндрический золотник карбюратора, причем он исчезает, если прижать золотник каким-нибудь тонким стержнем. Стук высокого тона может исходить от сильно изношенного поршневого пальца. Дребезжание и цокание издает изношенный поршень (вибрирует его юбка), а своеобразный шелест — уже не новые поршневые кольца. Белый дым из глушителя очень часто свидетельствует об износе левого сальника коленчатого вала, вследствие чего смазка из картера попадает в цилиндр двигателя и там сгорает. В результате масло ш коробке резко убывает. Теперь следует обратить внимание на силовую передачу. Здесь могут стучать сильно изношенная моторная цепь (звук в левой части картера) и шестерни передач. Резких стуков быть не должно. Проверьте легкость включения передач, прокатывая мотоцикл вперед и действуя одновременно рычагом сцепления. Проделать это надо ис работающим двигателем. Тут тоже будет полезен опыт вашего спутника. Проследите, хорошо ли сидят на своих шлицах рычаги педалей переключения и кик-стартера, не сорваны ли шлицы. Большое значение имеет состояние ведущих и ведомых звездочек задней передачи и самой ведущей цепи. У цепных звездочек не должно быть ни поломанных или- выкрошенных зубьев, ни одностороннего износа их; последний свидетельствует либо о перекосе заднего колеса относительно силового агрегата, либо о смещении цепных звездочек, из-за чего они не лежат в одной плоскости. Такой дефект не всегда удается устранить. Проверим состояние самой цепи. В ней не должно быть расколотых роликов и значительных щелей между ними и щечками звеньев. Мотоцикл при осмотре цепи ставим, конечно, на подставку. Постепенно поворачивая колесо вперед и назад, проверяем в разных местах натяжение цепи. Если при этомона то сильно натягивается, то значительно провисает — значит налицо неравномерный износ, из-за чего при движении мотоцикла цепь может либо соскочить, либо, что. еще опаснее, разорваться. Замена такой цепи влечет и замену, как правило, ведущей звездочки; если этого не сделать, быстрее износится новая цепь. Показателем пригодности задней передачи является равномерный без стука ход цепи при вращении заднего колеса. Состояние электрооборудования прежде всего определяем внешним осмотром генератора, электропроводки, контрольно-измерительных и осветительных приборов. Включая последовательно лампы, надо убедиться, что и освещение и световая сигнализация работают нормально и что звуковой сигнал в порядке. Трудно проверить состояние аккумуляторной батареи, но о нем все же можно судить по характеру света ламп головного освещения: фары при питании от аккумулятора должны гореть достаточно ярко. Заключительным этапом проверки будет езда, хотя бы на небольшое расстояние, обязательно на разных скоростях, с торможением (тормоза тоже нуждаются в проверке) и многочисленными остановками, повторным троганьем с места, позволяющим дополнительно выяснить характер работы сцепления и коробки передач. Разумеется, в мотоцикле могут быть обнаружены многие мелкие неисправности: частичное повреждение окраски и хромированных деталей; тросы с протертой оболочкой, а порой даже порванные; значительный износ протектора покрышек (при общем приличном состоянии шин); неравномерное натяжение спиц; подтекание топливного краника и т. п. Но вряд ли здесь надо быть излишне придирчивым. Эти дефекты нетрудно устранить, хотя и придется, возможно, пойти на дополнительные затраты, связанные с последующей заменой или несложным ремонтом ряда деталей. Ведь машина все же не новая, а будущее доведение ее до «кондиций» входит составной частью в хобби большинства, в том числе начинающих мотоциклистов, и, в конечном счете, способствует повышению квалификации и расширению кругозора. Д. АБЕЗЬЯНИН Фото автораСервисмарте прошлого года в городе Яхроме Московской области стал работать специализированный автоцентр «АвтоВАЗтехобслуживания». Яхрома — маленький старинный городок, расположенный на тупиковой трассе Москва — Дубна, исторически привязанный к своей ткацко-прядильной фабрике. Т ут трудно было рассчитывать на перепроизводство специалистов по автоделу. И вроде бы чрезмерно оптимистичным было считать, что возник серьезный конкурент солидным «Варшавке» или чеховскому центру. Однако тот, к то побывает в Яхроме, увидит — сюда едут. Едут из Москвы, из Калинина, из Смоленска. Центр работает в две смены, и здесь делается ВСЕ. Автолюбителю, впрочем, нет особой нужды узнавать, откуда взялись специалисты.ВШтрихи к портрету новичкаГлавное — делали бы быстро и хорошо и были бы на складе запчасти. А именно этим яхромский центр и привлекает. Здесь есть победители зонального конкурса профессионального мастерства (Александр Платонов). Здесь есть редкое оборудование, которое встретишь далеко не везде. Но чем объяснить этот феномен? Директор центра Е. Б. Расстригин, тридцатисемилетний инженер , один из пионеров ВАЗа, отвечает следующим образом: «Необходимое условие нашей работы — качество». Идея, вдохнувшая жизньв новое предприятие, проста и строга: «Мы должны быть лучшими!» Действительно, чем еще можно было привлечь владельцев машин? Главный инженер центра С. С. Черкасов, начинавший здесь мастером: «Мы еще не лучшие . Есть центры гораздо сильнее нашего, в Харькове, в Риге... Но только они не знают, что мы вот-вот догоним их. Мы приобретаем опыт на ходу, «с колес». Мы готовим людей в своем автоклассе, отправляем на стажировкув Тольятти, раскрываем перед каждым перспективу... Не надо нас хвалить. У нас еще много проблем». Но будем объективными. З а деловой скромностью увидим достижения коллектива, который во главу угла ставит профессиональную честь. Заглянем в документы бухгалтерской отчетности, чтобы убедиться — центр преуспевает. Возьмем у заместителя главного инженера В. С. Г рушинажурнал контроля за качеством — за пять месяцев нынешнего года из 24 тысяч обслуженных автомобилей только в трех были установлены недостатки ремонта, а это составляет 0,012%. И наконец, поговорим с людьми. Остановимся, к примеру, на участке № 4. Мастер Александр Загарин имеет, к аки все здешние мастера, высшее образование. Ему 28 лет. Это средний возраст работника автоцентра. З агарин внешне спокоен, но сетует на нервные перегрузки. (В снах он видит машиныи заказчиков...) У мастера находится в подчинении бригада слесарей: Александр Кири ков, Владимир Голяков, Вячеслав Сыроег ин , Владимир Логинов и Алексей Железное. Они умеют все, но это, по-видимому, приобретает особую цену, ибо они работают с улыбкой. Знакомство с этими людьми родило симпатию, а на прощание ответим работникам яхромского автоцентра благодарной улыбкой. С. РЫБАС 21