262
264
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ БЛОК ЦИЛИНДРОВНА ПЛОСКИХ ВЕРШИНАХА н ат олийВайсманÅÓΠÒÂ¸ÂÁÌ˚ ÓÔË‡˛ÚÒfl ̇ Á‡‚Ó‰ÒÍË ÂÍÓÏẨ‡ˆËË ÔÓ ÂÏÓÌÚÛ. èËÏÂ: ̇ ‚ÓÒÒÚ‡ÌÓ‚ÎÂÌË «ÊË„Û΂ÒÍÓ„Ó» ·ÎÓ͇ ˆËÎË̉Ó‚ ÔÓ ‚‡ÁÓ‚ÒÍÓÈ ÚÂıÌÓÎÓ„ËË ÔÓÎÓÊÂÌÓ Ú‡ÚËÚ¸ 4,5 ÌÓÏÓ˜‡Ò‡ (‡ÒÚӘ͇, ıÓÌËÌ„Ó‚‡ÌËÂ, ÔÓÏ˚‚͇ Ë Ú.‰.), ˜ÚÓ Ó·ÓȉÂÚÒfl ÍÎËÂÌÚÛ ‚ 2–2,5 Ú˚Ò. Û·. çÓ ÛÊ ÂÒÚ¸ ÙËÏ˚, „‰Â ÔÓ‰„ÓÚÓ‚flÚ ·ÎÓÍ ÔÓ‰ ÛÒÚ‡ÌÓ‚ÍÛ ÂÏÓÌÚÌ˚ı ÔÓ¯ÌÂÈ ‚ ÌÂÒÍÓθÍÓ ‡Á ·˚ÒÚÂÂ, Ô˘ÂÏ Ò ÔÎÓÒÍÓ‚Â¯ËÌÌ˚Ï ÔÓÙËÎÂÏ ¯ÂÓıÓ‚‡ÚÓÒÚÂÈ. à ˆÂ̇ ‡·ÓÚ˚ ‡Á‡ ‚ ‰‚‡-ÚË ÏÂ̸¯Â. ä‡Í ˝ÚÓ„Ó ‰ÓÒÚË„‡˛Ú? Å˚ÒÚÓ ÓÚÂÏÓÌÚËÓ‚‡Ú¸ ·ÎÓÍ ˆËÎË̉Ó‚ ÔÓÁ‚ÓÎfl˛Ú ÒÓ‚ÂÏÂÌÌ˚ ‚˚ÒÓÍÓÔÓËÁ‚Ó‰ËÚÂθÌ˚ ÒÚ‡ÌÍË. ç‡ÔËÏÂ, ÙËÏ˚ «ë‡ÌÌÂÌ» (ÙÓÚÓ 2) Ò ‰‚Ûı¯‡ÌËÌ˚Ï ÔË‚Ó‰ÓÏ ıÓÌËÌ„Ó‚‡Î¸ÌÓÈ „ÓÎÓ‚ÍË. Ö„Ó ‚‡ÊÌÓ ÔÂËÏÛ˘ÂÒÚ‚Ó ‚ ÚÓÏ, ˜ÚÓ „ÓÎӂ͇ ˆÂÌÚËÛÂÚÒfl ÔÓ ÌÂËÁÌÓ¯ÂÌÌ˚Ï ÔÓ‚ÂıÌÓÒÚflÏ ÒÚ‡Ó„Ó ˆËÎË̉‡ (‚ ‚ÂıÌÂÈ Ë ÌËÊÌÂÈ ÁÓ̇ı) – ‡·Ó˜‡fl ÔÓ‚ÂıÌÓÒÚ¸ Û‚Â΢ÂÌÌÓ„Ó ‰Ë‡ÏÂÚ‡ ÔÓÎÛ˜‡ÂÚÒfl ÒÚÓ„Ó ÒÓÓÒÌÓÈ ÒÚ‡ÓÈ. ùÚÓ ÛÔÓ˘‡ÂÚ ·‡ÁËÓ‚‡ÌË ·ÎÓ͇ ̇ ÒÚ‡ÌÍÂ. Ä ÍÓÌÒÚÛ͈Ëfl „ÓÎÓ‚ÍË Ú‡ÍÓПонятие «ремонтный размер» сегодня почти неприменимо к наиболее прогрессивным двигателям иномарок. В большинстве случаев ремонт с увеличением диаметра цилиндра не предусмотрен: блок, поршни, кольца – только номинальные, а разброс диаметров (фото 1) не превышает 0,01 мм. Для российских двигателей по-прежнему существуют ремонтные размеры, причем каждый более тонко разбит на классы. Например, для двигателей ВАЗ – А, В, С, D, Е, где каждый последующий размер на 0,01 мм больше предыдущего. После окончательной обработки цилиндра поршень должен быть к нему подобран с учетом требуемых тепловых зазоров. Например, для двигателей переднеприводных машин ВАЗа монтажный зазор (разница диаметров цилиндра и поршня) – 0,025–0,045 мм.Рис. 1. Микронеровности на зеркале цилиндра после обычного хонингования (а) и плосковершинного (б). а1ëÚÂÏÎÂÌË ÔÓ‰ÎËÚ¸ ÊËÁ̸ ËÁÌÓ¯ÂÌÌÓ„Ó ‰‚Ë„‡ÚÂÎfl, Ì Ú‡ÚflÒ¸ ̇ ÒÂ¸ÂÁÌ˚È ÂÏÓÌÚ, ÏÌÓ„ËÏ Ì ˜ÛʉÓ. ÑÎfl ˝ÚÓ„Ó Ë‰ÛÚ ‚ ıÓ‰ ‰Â¯Â‚˚ ÚÂıÌÓÎÓ„ËË. ì Ó˜Â‰ÌÓ„Ó ÍÎËÂÌÚ‡ ÏÓÚÓ ÇÄá21083 ÔÓ¯ÂÎ ÓÍÓÎÓ 300 Ú˚Òfl˜ – Ë ÍÓ„‰‡ ÒڇΠÔÓÊË‡Ú¸ χÒÎÓ ·‡Ì͇ÏË, ͇ÍÓÈ-ÚÓ «ÛÏÂΈ» ‚˚ΘËΠ̉ۄ Ó˜Â̸ ÔÓÒÚÓ – Á‡ÏÂÌÓÈ Ó‰ÌËı Î˯¸ ÔÓ¯Ì‚˚ı ÍÓΈ Ë Ï‡ÒÎÓÓÚ‡Ê‡ÚÂθÌ˚ı ÍÓÎÔ‡˜ÍÓ‚. ç ÒËθÌÓ Ì‡ ˝ÚÓ ÔÓÚ‡ÚË‚¯ËÒ¸, ‚·‰ÂΈ ÔÓ̇˜‡ÎÛ ÚÓθÍÓ ‡‰Ó‚‡ÎÒfl: ÛÎÛ˜¯ËÎÒfl ‡Á„ÓÌ Ï‡¯ËÌ˚, ÒÌËÁËÎÒfl ‡ÒıÓ‰ χÒ· Ë ÚÓÔÎË‚‡, ÌÓ ÛÊ ˜ÂÂÁ 20 Ú˚Òfl˜ ÍËÎÓÏÂÚÓ‚ Ô‡Á‰ÌËÍ Á‡ÍÓ̘ËÎÒfl... à ‚ÓÚ „ÂÓÈ Û Ì‡Ò. ëÌflÎË „ÓÎÓ‚ÍÛ ·ÎÓ͇ ˆËÎË̉Ó‚, ÔÓ͇Á‡ÎË ıÓÁflËÌÛ Ëı ‡·Ó˜Ë ÔÓ‚ÂıÌÓÒÚË – ÌÛ Í‡Í, ÏÓÎ? Ä ˜ÂÎÓ‚ÂÍ, ۂˉ‚ „·‰ÍÓ ÁÂ͇ÎÓ Ë ÔÓ˘ÛÔ‡‚ ԇθˆ‡ÏË, ̉ÓÛÏÂÌÌÓ ‚ÓÒÍÎËÍÌÛÎ: «íÛÚ Ê ‚Ò ÓÚ΢ÌÓ!» ä‡Í ·˚ Ì ڇͅ Ç ÚÓÏ-ÚÓ Ë ¯ÚÛ͇, ˜ÚÓ ÓÚ ·˚ÎÓÈ «ÒÂÚÓ˜ÍË» ÔÎÓÒÍÓ‚Â¯ËÌÌÓ„Ó ıÓÌËÌ„Ó‚‡ÌËfl χÎÓ ˜ÚÓ ÓÒÚ‡ÎÓÒ¸, ‡ ̇ ÁÂ͇θÌÓÈ ÔÓ‚ÂıÌÓÒÚË Ï‡ÒÎÓ Ì ۉÂÊË‚‡ÂÚÒfl Ë ÍÓθˆ‡ ÚÛÚÒfl ·ÂÁ ÒχÁÍË. ìÒÍÓÂÌÌ˚È ËÁÌÓÒ ÌÂËÁ·ÂÊÂÌ. çÛ ‡ Í‡Í Ò„ӉÌfl ÂÏÓÌÚËÛ˛Ú ‰‚Ë„‡ÚÂÎË? èÓ‰Ó·ÌÓ „ÂÓflÏ, Ò ÍÓÚÓ˚ı Ï˚ ̇˜‡ÎË ·ÂÒ‰Û, ÏÌÓ„Ë «Ï‡ÒÚÂ‡» Ì ÏÓÓ˜‡Ú Ò· „ÓÎÓ‚Û ÚÓÌÍÓÒÚflÏË ÚÂıÌÓÎÓ„ËË.Проверка размеров поршня.2б Двухшарнирный привод хонинговальной головки в работе.262 За рулем 10/2006 МАСТЕРСКАЯ БЛОК ЦИЛИНДРОВНа правах рекламы‚‡, ˜ÚÓ ‡·‡ÁË‚Ì˚ ·ÛÒÍË ÔÓ ÏÂ ӷ‡·ÓÚÍË ÔÓ‰‡˛ÚÒfl «Ì‡ ‡ÁÊËÏ» ÊÂÒÚÍÓ, ·Î‡„Ó‰‡fl ˜ÂÏÛ (‚ ÓÚ΢ˠÓÚ Ó·˚˜ÌÓÈ «ÔÛÊËÌÌÓÈ» „ÓÎÓ‚ÍË) ÔÓÎÛ˜‡Âχfl ÔÓ‚ÂıÌÓÒÚ¸ Ì Á‡‚ËÒËÚ ÓÚ ÔÓ„¯ÌÓÒÚÂÈ ÙÓÏ˚ ÔÂÊÌ„Ó, ËÁÌÓ¯ÂÌÌÓ„Ó ˆËÎË̉‡. çÓ‚‡fl ÔÓ‚ÂıÌÓÒÚ¸ Ô‡ÍÚ˘ÂÒÍË Ë‰Â‡Î¸Ì‡ ÔÓ Ó‚‡Î¸ÌÓÒÚË Ë ÍÓÌÛÒÌÓÒÚË. ì‚Â΢ÂÌË ‰Ë‡ÏÂÚ‡ ˆËÎË̉‡ ‰Ó ÒÎÂ‰Û˛˘Â„Ó ÂÏÓÌÚÌÓ„Ó ‡ÁÏÂ‡, ̇ÔËÏÂ ̇ 0,4 ÏÏ, ̇ Ú‡ÍÓÏ Ó·ÓÛ‰Ó‚‡ÌËË ‚ÓÓ·˘Â Ì Ú·ÛÂÚ Ú‡‰ËˆËÓÌÌÓÈ ‡ÒÚÓ˜ÍË. ÇÒ ‰Â·ÂÚ ıÓÌËÌ„Ó‚‡Î¸Ì‡fl „ÓÎӂ͇. ë̇˜‡Î‡ Û‚Â΢˂‡ÂÚ ‰Ë‡ÏÂÚ ̇ 0,3 ÏÏ ÍÛÔÌÓÁÂÌËÒÚ˚ÏË ‡·‡ÁË‚Ì˚ÏË ·ÛÒ͇ÏË. á‡ÚÂÏ Â˘Â Ì‡ 0,1 ÏÏ – ·ÛÒ͇ÏË Ò ÁÂÌÓÏ ÔÓÏÂθ˜Â. ç‡ÍÓ̈, ÙÓÏËÛÂÚ ÔÎÓÒÍË ‚Â¯ËÌ˚ ÏÂÎÍÓÁÂÌËÒÚ˚ÏË ·ÛÒ͇ÏË ËÎË ÒÔˆˇθÌ˚ÏË ˘ÂÚ͇ÏË Ò ‡ÎχÁÌ˚Ï Ì‡Ô˚ÎÂÌËÂÏ. ì‚Â΢ÂÌË ‰Ë‡ÏÂÚ‡ ˆËÎË̉‡ ÔË ÔÓÒΉÌÂÈ ÓÔÂ‡ˆËË Ì Ô‚˚¯‡ÂÚ ÏËÍÓ̇ Ë Ô‡ÍÚ˘ÂÒÍÓ„Ó Á̇˜ÂÌËfl Ì ËÏÂÂÚ. á‡ÚÓ Ò ‚ÂıÛ¯ÂÍ ¯ÂÓıÓ‚‡ÚÓÒÚÂÈ Û‰‡ÎflÂÚÒfl ˜‡ÒÚ¸ ÔÓ‚ÂʉÂÌÌÓ„Ó, ‡Á˚ıÎÂÌÌÓ„Ó ÔË Ô‰˚‰Û˘ÂÈ Ó·‡·ÓÚÍÂ, ÏÂڇη Ë Ì‡ Ëı ÔÓ‚ÂıÌÓÒÚË ÔÓfl‚Îfl˛ÚÒfl ÁÂ̇ ÒÓ‰Âʇ˘Â„ÓÒfl ‚ ˜Û„ÛÌ „‡ÙËÚ‡. éÌË ÒÌËʇ˛Ú ÚÂÌË ÍÓΈ ‰Ó ÏËÌËÏÛχ. á‡ÏÂÚ¸ÚÂ: Ó·‡·ÓÚ͇ ̇ Ú‡ÍÓÏ ÒÚ‡ÌÍ ӷ˚˜ÌÓ„Ó ˜ÂÚ˚ÂıˆËÎË̉Ó‚Ó„Ó ·ÎÓ͇ Á‡ÌËχÂÚ ÓÍÓÎÓ 30 ÏËÌÛÚ.абРис. 2. Угол «встречи» рисок имеет значение! Слишком малый (а) создает много широких пересечений ПС, возле которых смазка будет недостаточной. Оптимальный угол 30–35° (б).ÅÎÓÍ ˆËÎË̉Ó‚ ÔÓÒΠÔÎÓÒÍÓ‚Â¯ËÌÌÓ„Ó ıÓÌËÌ„Ó‚‡ÌËfl ÏÂÌ Ú·ӂ‡ÚÂÎÂÌ Í Ó·Í‡ÚÍÂ Ë „Ó‡Á‰Ó ‰Óθ¯Â ÒÎÛÊËÚ ‰Ó ÒÎÂ‰Û˛˘Â„Ó ÒÂ¸ÂÁÌÓ„Ó ÂÏÓÌÚ‡. Ç Á̇˜ËÚÂθÌÓÈ ÒÚÂÔÂÌË ˝ÚËÏ Ó·˙flÒÌflÂÚÒfl ÔÓ‚˚¯ÂÌ̇fl «ıÓ‰ËÏÓÒÚ¸» ÏÓÚÓÓ‚ ËÌÓχÓÍ, ‡ Ú‡ÍÊ ‚‡ÁÓ‚ÒÍËı «‚ÓÒ¸ÏÓ„Ó–‰ÂÒflÚÓ„Ó» ÒÂÏÂÈÒÚ‚ ÔÓ Ò‡‚ÌÂÌ˲ Ò «Í·ÒÒ˘ÂÒÍËÏË» «ÜË„ÛÎflÏË».НАША СПРАВКАПлосковершинное хонингование известно давно, еще с поршневых авиамоторов. Идея нашла куда большее развитие в автомобильной промышленности. Суть дела проста. У мотора, собранного после традиционного хонингования, микропрофиль рабочей поверхности цилиндра напоминает горную цепь с острыми вершинами (рис. 1, а). В начальный период эксплуатации (при обкатке) эти выступы быстро сглаживаются, разрушаются, пока не появятся достаточно большие «опорные плоскости» – вот теперь темп износа мотора уменьшится. Разумнее, однако, заранее создать нужную шероховатость рабочей поверхности с плоскими вершинами (рис. 1, б) и учесть ее в монтажных зазорах при сборке. Износостойкость мотора определяется множеством нюансов. Например, тем, как распределены риски на получившемся «плоскогорье», какова их глубина, выглядят ли они подобно узким каньонам или широким ущельям. Ведь все это сказывается на смазке тех площадок, по которым скользят кольца и поршень. Поверхностное натяжение пленки масла заставляет его втягиваться в слишком широкие углубления, и тогда кольца трутся о вершины почти без смазки. Если же углубления узки, масло легко выдавливается из них, и возникает другая проблема – чрезмерные его потери на угар. Немалое значение имеют глубина «ущелий» (обычно около 5 мкм), а также угол, под которым они пересекаются в результате вращательного и поступательного движения хонов. Слишком острый (относительно горизонтали) означает, что у пересечений рисок появятся чрезмерно широкие углубления – и качество смазки рядом с ними ухудшается. Оптимальный угол – градусов 30–35 (рис. 2). Если же он слишком велик, опять-таки возрастают потери на угар (представим себе предельный случай – продольные риски в цилиндре!). В России плосковершинное хонингование было впервые внедрено на двигателях автомобилей ВАЗ-2108, 2109 по настоятельной рекомендации немецкой фирмы «Порше», разработавшей для этого технические требования.