248
249
250
КОМПОНЕНТЫЭЛЕКТРОНИКА НА БОРТУ ПРОЕКТОРЫКак в истребителеС нештатными системами, проецирующими информацию на ветровое стекло автомобиля, знакомит Александр Белозёров.Аббревиатура HUD  (Head – Up  – Display), если перевести ее дословно,  означает чтото вроде «дисплей для поднятой головы». Именно так называются эти системы, пришедшие к  рядовым потребителям из военных разработок. Изначально HUD  проецировал информацию на ветровое стекло истребителей — пилотам в поисках ее некогда обращаться к россыпи приборов. Внедрить подобное на автомобилях американцы пробовали еще полвека назад, но тогда не сложилось. Зато сегодня во многих недешевых машинах штатная HUD-система – явление привычное. Конечно, автомобиль – не истребитель, но за рулем, по большей части, сидят не асы, и в наших общих интересах сделать так, чтобы средний водитель реже отвлекался от управления, шаря взглядом по дисплеям, указателям и шкалам. Этому, в  частности, должны способствовать появившиеся в  продаже HUD-системы, которые можно установить на машину самостоятельно. Конечно, они не будут сообщать вам, что в  техцентре не почистили пепельницу, но с главной сво248 За рулем 10/2008ей функцией – отображать показания скорости – справятся легко. Три подобных изделия стоимостью от 3000 до 8200 руб. представлены ниже.ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Часто бывает, что дополнительный «прибамбас» только отвлекает водителя, да ив  салоне смотрится чужеродно. А что сказать о HUD-системе?Начнем с недостатков. Самый очевидный из них: блок проецирования крепится прямо на панели – на самом видном месте. Поскольку цена моделей с широким набором функций переваливает за 8 тыс. руб., привлекательность этой «игрушки» для нечестивых граждан особенно очевидна. Тем более что никакой специнструмент для ее изъятия не нужен: кирпичом по стеклу, 15  секунд «работы» – и «золотой ключик» в  руках. Можно, конечно, заняться глубоким тюнингом салона, чтобы утопить прибор в  приборную панель, но это занятие – для исполинов духа. О  деньгах и прочих затратах при этом лучше не думать. Второй недостаток – внешний вид. Все приборчики выглядят в салоне весьма чужеродно, а вот третий недостаток менее очевиден. К ветровому стеклу следует приклеить специальную пленку, на которую, как на экран, проецируются показания приборов. С формальной точки зрения она хоть и незначительно, но ухудшает видимость, а потому (см. «Мнение юриста») у инспектора есть право обвинить вас в нарушении закона.ЧТО ОНИ МОГУТ Для работы HUD-систем необходим сигнал от электрического датчика скорости, а значит, на автомобилях с механическим спидометром проецировать им будет попросту нечего. Каждый из трех приборов умеет отображать скорость на ветровом стекле автомобиля и со своей задачей справляется неплохо. Дисплей проецирует полупрозрачные цифры на пленку перед глазами водителя, дабы тот лишний раз не отвлекался от дороги. Дополнительно все устройства могут устанавливать лимит скорости и автоматически изменять яркость дисплея. Выставив значение, скажем, 70  километров в  час, можно спокойно вести автомобиль – при превышении выбранного порога прибор сообщит о  грозящем общении с сотрудниками ДПС. При изменении освещённости владельцу не нужно судорожно реPRO-SPORT, КОРЕЯ Ориентировочная цена – 3000 руб. Недорогой и компактный прибор с минимумом функций. Внешне очень напоминает электронные часы. Умеет отображать значения скорости, а также сообщать о  превышении ее лимита ио  запредельных оборотах двигателя («шифт-лайт»).гулировать яркость – дисплей понизит ее автоматически. Остальные возможности зависят от стоимости прибора. Самый непритязательный – продукт от Pro-Sport. Кроме джентльменского набора, он сумеет только подмигнуть в  тот момент, когда обороты двигателя будут максимальными («шифт-лайт»). HUD-PA4 – это, по сути, парктроник, поэтому, кроме скорости и времени, дисплей сообщит о  расстоянии до препятствия. Самое общительное устройство предлагает компания Defi. Дисплей расскажет об оборотах двигателя и скорости движения, а вместе с контроллером – о  температуре и давлении масла, температуре охлаждающей жидкости и остатке топлива в баке. Функциональность обернётся тратами: за эти же деньги можно купить по три комплекта Pro-Sport или HUD-PA4. Как и где установить обновку? Самое простое – изделие от Pro-Sport – можно подключить самостоятельно. Сложность в поиске провода, внутри которого «живёт» сигнал от датчика скорости. Два оставшихся – это плюс и минус. При установке HUD-PA4 придётся выполнять работы по сверлению бампера, прокладке проводки через всю машину и креплению блока управления – одним словом, установке парктроника. К штатной проводке подключаются всего пять проводов, четыре из которых – питание дисплея и парктроника. Пятый – сигнал с датчика скорости. У Defi широта взглядов обернётся не только самой высокой ценой, но и самой сложной установкой. Если не имеете опыта, лучше всего обратиться к профессионалам – разобраться с проводами не такто просто..На правах рекламыРЕКЛАМА 1/3 вертикальная (55,5ммх234,7мм) площадь=130,25 см2Простая установка: подключить нужно всего три провода. Самая низкая цена. Серый корпус выделяется на чёрных торпедо. Нет инструкции на русском языке – понять алгоритм установки можно только по картинкам. Кнопки настройки режимов очень мелкие и расположены в торце блока. КОМПОНЕНТЫ | ЭЛЕКТРОНИКА НА БОРТУ ПРОЕКТОРЫ HUD-PA4, КИТАЙ Ориентировочная цена – 3 200 руб. Основное назначение – парктроник (четыре датчика плюс дублирование расстояния голосом). При включении зажигания сообщает о  напряжении в бортовой сети, отображает показания часов и сигнализирует о превышении двух предустановленных лимитов скорости. DEFI — LINK DISPLAY VSD X, ЯПОНИЯ Ориентировочная цена - 8500 рублей (плюс 3000 рублей за контроллер Defi Link Control Unit) Благодаря самому большому среди представленных устройств дисплею прибор одновременно отображает цифровой ряд и аналоговый тахометр, а в  цифровой зоне скорость и обороты двигателя. Если же подключить контроллер Defi Link Control Unit, то добавятся: температура охлаждающей жидкости и масла, давление масла и количество топлива. Есть выносной пульт управ-Автоматическая регулировка яркости дисплея. Парктроник. Грубый дизайн проектора – впечатление, что забыли поставить верхнюю крышку. Кнопки переключения малы, пользоваться ими неудобно. Показания скорости отображаются с 40 км/ч.Возможность одновременно отображать спидометр и тахометр, привлекательный дизайн, выносной пульт управления. Высокая цена, дополнительные затраты для реализации всех заложенных функций. Продается, как правило, по предварительному заказу.Благодарим за помощь в подготовке материала интернет-магазин «Велен».МНЕНИЕ ЮРИСТАПравилами дорожного движения установлен запрет на установку дополнительных предметов или нанесение покрытий на ветровое стекло при условии, что это ограничивает обзорность с места водителя (пункт 7.3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Приложение к  Основным положениям по допуску транспортных средств к  эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения). Если экран, на который проецируются показания приборов, ограничивает обзорность, то эксплуатировать автомобиль с таким изделием нельзя.250 За рулем 10/2008