368
369
370
СПОРТФОРМУЛА 1Кто разбудит Райкконена?В июне финна считали главным фаворитом сезона-2008, хотя он даже не лидировал в чемпионате мира. Летнюю кампанию Кими словно проспал. Причины пассивности действующего чемпиона ищет Максим Вольнов.ето прошло под знаком явного превосходства Фелипе Массы над своим партнером по «Феррари» Кими Райкконеном. Бразилец одержал две победы и лишился еще одной из-за сгоревшего мотора в Венгрии – за три круга до финиша. Финн свою последнюю победу одержал аж в апреле! В Валенсии Масса взял «большой шлем»  — поул-позишн, лучший круг в гонке и победа. А Райкконен, стартовав четвертым, так за четвертое место и боролся. Но даже и столь скромные очки не получил – снова подвел мотор. Попутно совершил нелепую ошибку на пит-стопе, рванув раньше, чем ему дали разрешение, – в итоге один из механиков повредил ступню.ЛНе надейтесь, болельщики «МакЛарена», горящие двигатели не станут визитной карточкой «Феррари». Причина выявлена  — поломка шатуна. Получив миллион вопросов на эту тему, команда официально сообщила, что шатуны были из одной партии: «Мы знали о потенциальном риске отказа мотора на машине Кими, но замена мотора перед стартом привела бы к  потере десяти позиций. А обгон в Валенсии почти невозможен. Кстати, это доказывает, что для интересной гонки недостаточно привести формулу 1 на красивую уличную трассу». На вопросы о  том, что случилось с действующим чемпионом, куда подевалась его былая резвость, отвечал лич-но шеф команды Стефано Доменикали. Итальянец отверг измышления прессы, будто финн, добившись титула, утратил мотивацию. Доменикали склонен считать, что у Кими обычный период неудач, какой случается у каждого. «Он часто уступает Фелипе в  квалификациях. Это объясняется разницей в весе машины. Масса предпочитает машину полегче, а Кими, напротив, заливает больше топлива, чтобы потом в  гонке пройти побольше кругов без дозаправки. Скорость в гонке – одна из его сильных сторон. Мы доверяем ему на сто процентов, и я уверен, что к  концу сезона он отыграется. Хотя не берусь предсказать, кто именно из наших пилотов станет чемпионом».368 За рулем 10/2008 Складно говорит руководитель команды, однако никоим образом не проясняет, чем именно вызван «период неудач» у Райкконена. И вообще, у «Феррари» летом было слишком много помарок, крупных и мелких. Тактическая ошибка в дождевом Сильверстоуне – не стали менять «промежуточные» шины на дождевые, как сделали все, и проиграли кучу позиций. Необъяснимо низкие результаты в Хоккенхайме – обе машины плохо держали дорогу, а у Массы еще перегревались тормоза. Наконец, в Валенсии бразилец, выезжая со второго пит-стопа, едва не впечатал в стену Адриана Сутила, за что был оштрафован на 10 тыс. евро. Как результат, по сумме командных очков «Мак-Ларен» выиграл четыре этапа подряд, и от солидного преимущества «Феррари» в зачете производителей остались жалкие крохи. Дополнительной проблемой для команды в  концовке сезона может стать… перевес Массы над Райкконеном. Как поведет себя молчаливый финн, чемпион мира, если ему скажут, что партнер в  лучшем положении для атаки на титул и потому получает карт-бланш? Не исключено, впрочем, что это лучший способ разбудить Кими. С другой стороны, чередуя победы, отбирая друг у друга очки, едва ли обыграешь «Мак-Ларен», где в этом году как раз все поставлено на одну фигуру. Вот дилемма для Стефано Доменикали. Покажите человеку со стороны, раньше не интересовавшемуся формулой 1, не знающему, какова она была три, пять лет назад, нынешнюю турнирную таблицу. «Надо же! – воскликнет он. – Какая интересная тут борьба!» Если судить по статичным цифрам, то за титулы почти на равных сражаются три команды и четыре пилота. Много ли Роберт Кубица уступает лидеру чемпионата? Сущий пустяк, какие-то 15 очков отыгрываются на раз-два. В командном зачете БМВ наступает на пятки «Мак-Ларену», а «Мак-Ларен»  – «Феррари». Красота! Но в динамичной реальности ситуация несколько иная. «БМВ Заубер» все лето переживала очевидный спад. После феерического дубля в Канаде (спасибо Хамильтону, протаранившему Райкконена) – затишье, всего два подиума в пяти гонках.В дождевых гонках превосходство «Мак-Ларена» неоспоримо. Гран-при Великобритании Льюис Хамильтон провел безупречно. Во второй половине сезона отлично проявил себя дебютант из «Рено» Нельсон Пике. Побывал уже и на подиуме.Чемпионат мира формулы 110-й этап, Гран-при Германии 1. Л. Хамильтон (Великобритания, «Мак-Ларен») 1:31.20,874 2. Н. Пике (Бразилия, «Рено») 0.05,5 3. Ф. Масса (Бразилия, «Феррари») 0.09,3 4. Н. Хайдфельд (Германия, «БМВ Заубер») 0.09,8 5. Х. Ковалайнен (Финляндия, «Мак-Ларен») 0.12,4 6. К. Райкконен (Финляндия, «Феррари») 0.14,4 7. Р. Кубица (Польша, «БМВ Заубер») 0.22,6 8. С. Феттель (Германия, «Торо Россо») 0.33,2 11-й этап, Гран-при Венгрии 1. Х. Ковалайнен 1:37.27,067 2. Т. Глок (Германия, «Тойота») 0.11,6 3. К. Райкконен 0.16,8 4. Ф. Алонсо (Испания, «Рено») 0.21,6 5. Л. Хамильтон 0.23,0 6. Н. Пике 0.32,2 7. Я. Трулли (Италия, «Тойота») 0.36,4 8. Р. Кубица 0.48,3 12-й этап, Гран-при Европы 1. Ф. Масса 1:35.32,339 2. Л. Хамильтон 0.05,6 3. Р. Кубица 0.37,3 4. Х. Ковалайнен 0.39,7 5. Я. Трулли 0.50,6 6. С. Феттель 0.52,6 7. Т. Глок 1.07,9 8. Н. Росберг (Германия, «Вильямс») 1.11,4 После 12 этапов Пилоты 1. Л. Хамильтон 70 2. Ф. Масса 64 3. К. Райкконен 57 4. Р. Кубица  55 5. Х. Ковалайнен  43 6. Н. Хайдфельд  41 Команды 1. «Феррари»  121 2. «Мак-Ларен»  113 3. «БМВ Заубер»  96 4. «Тойота»  41 5. «Рено»  31 6. «Ред Булл» 24На правах рекламы СПОРТ | ФОРМУЛА 1В летней части программы Фелипе Масса был хорош, но все же уступил Льюису два очка – 30 против 32 в шести гонках.Если тенденция не изменится, выше итогового третьего места БМВ не подняться. По счастью, баварскую дружину никто сзади не поджимает: «Рено» и «Тойота» хоть и получили вожделенные подиумы, но по-прежнему далеки от оптимальной формы. Самой же надежной и стабильной командой летней кампании стал «Мак-Ларен». Рон Деннис, однако, не торопится с выводами: «Мы добились прогресса и готовим несколько серьезных обновлений к  следующим гонкам. Хамильтон взял в  Валенсии стратегически важное второе место – он выступал с сильной простудой и добился максимального результата. Но я не стал бы критиковать и списывать со счетов Райкконена  – он талантливый гонщик и серьезный соперник. Думаю, в шести оставшихся гонках главная угроза лидерству Льюиса будет исходить от него». Массу спросили, ощущает ли он себя после успеха в Валенсии первым номером «Феррари». «Нет,  – ответил бразилец. – Но команда работает так, будто яи правда первый номер. Полностью меня поддерживает. Я получаю все, что мне нужно. Набираю опыт, учусь побеждать свои эмоции, иногда мешающие концентрироваться. Я стал лучше, чем год или два назад, и мечтаю о титуле. В этом году цель как никогда близка». Статистика подтверждает закономерность притязаний Фелипе: он рекордсмен чемпионата по количеству кругов лидерства – 278. У Льюиса Хамильтона – 238. У Райкконена – 135. Ну, и кто из них самый достойный?370 За рулем 10/2008И гонщики, и зрители приняли трассу в Валенсии на ура. Просмотр с балкона стоил от 400 евро. Борьба в таком окружении стала привычной для Кими. Масса и «макларены» где-то впереди. Избавившись от неудобного партнера – Фернандо Алонсо, Хамильтон выглядит значительно увереннее.