128
129
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯСмотря как сидетьВ современных автомобилях подушки безопасности становятся все более «разумными». Так, скорость и степень их наполнения уже не фиксированы, а зависят от силы удара. Однако нет предела совершенству, и разработчики Audi Accident Research Unit (подразделение «Ауди») решили учесть и другие факторы. Особые датчики фиксируют не только вес седока, но  и  положение сиденья. Если оно сдвинуто вперед, то эйрбеги должны работать мягче, в этом случае часть воздуха стравливается через специальные клапаны. По-другому сработает сиПоведение эйрбега будет зависеть от целого ряда факторов. В «Ауди-Q5» датчики в полозьях сидений тоже будут управлять работой подушек безопасности.стема при сильном ударе или когда высокий пассажир сидит на отодвинутом назад сиденье. Ограничители натяжения ремней безопасности оснастили парой торсионов, соединенных между собой зубчатыми колесами. При незначительных ударах торсионы разъединяются почти сразу. От  этого ремень становится свободнее, верхняя часть туловища глубже погружается в подушку безопасности, нагрузка на  грудь снижается. При тяжелой аварии торсионы или не  разъединяются вовсе, или разъединяются с  большой задержкой, повышая удерживающую силу ремня. Такие адаптивные системы пассивной безопасности пройдут обкатку на «Ауди-А4», А5 и Q5.Плотно друг за другомВ минувшем сентябре в  Европе стартовал амбициозный проект SARTRE (Safe Road Trains for the  Environment). В  случае его успешной реализации автомобили смогут двигаться по автобанам в колоннах «на автопилоте», без участия водителей. Идеологи проекта говорят о его большом потенциале не только в плане безопасности (электроника, по идее, в принципе исключит возможность наезда сзади), но  и с  точки зрения… экологии. В  строю с  минимальной дистанцией, которую не может выдержать водительчеловек, снижается аэродинамическое сопротивление всех авто, кроме первого. А это означает уменьшение (до 20%!) расхода топлива и выбросов СО2.При выходе автомобиля из колонны его место займет следующий. Пиктограммы показывают, что от нечего делать водители смогут читать, звонить по телефону, принимать пищу… И все это – на ходу!Движение в SARTRE-колонне позволяет существенно сэкономить место на дороге.Автомобили в  колонне, связанные радиоканалом, будут получать от  впереди идущего информацию о  наборе или снижении скорости, намерении изменить маршрут (например, свернуть с шоссе). Если вам дальше не по пути, нужно взять управление на себя и покинуть колонну. Образовавшееся окно немедленно займет следующее авто. Проект, рассчитанный на  три года, возглавляет британская фирма «Рикардо», среди его участников «Вольво», университеты и  институты Германии и Швеции, испанский робототехнологический центр и ряд других организаций. Первые тест-колонны появятся на дорогах Европы в 2011 году.128 За рулем 01/2010 Материалы рубрики подготовил Алексей Воробьев-ОбуховАмортизаторы позеленеют от…Нет, не  от  окисления и  не  от  злости, конечно. Речь идет о  новых амортизаторах фирмы KYB Corporation (в  просторечии  – «Каяба») под названием Green Technological Dampers. Японцы озаботились не  только утилизацией отслуживших свое изделий, но и проблемой утечки неразлагающейся рабочей жидкости, постепенно накапливающейся на дорогах и в гаражах. Решений задачи сразу три, но какое из них станет приоритетным, покажет ближайшее будущее. Первое, которое рассчитывают внедрить в  серию уже в  2012 году, названо BFD (Biodegradable Fluid Damper). Здесь главную скрипку играют химики  – они придумали масло, на  80% поддающееся биохимическому распаду. Главное, чтобы этот распад не начался внутри амортизатора, поэтому требования к  его герметичности и  стерильности при сборке весьма высоки. Такие предсерийные амортизаторы фирма уже испытала в  ходе ралли Париж  – Дакар в 2008 году. Далее в  очереди на  конвейер стоит Alternative Fluid Damper (AFD). Тут вместо масСхема «зеленого» амортизатора (а) не слишком отличается от обычной. Видимо, чтобы сделать наглядными его свойства, на стенде фирмы демонстрируется прозрачный макет (б) с жидкостью любимого экологами цвета.ла использована водорастворимая жидкость, которая смывается с  дороги первым  же дождем. Сложность этой технологии: необходимо обеспечить низкую температуру замерзания и высокую – кипения. Наконец, радикальный шаг в  «зеленое» будущее амортизаторов  – системы OFD (Oil Free Damper). В  них вообще нет ни  масла, ни  жидкости  – только азот! Течь тут нечему, зато есть чему испаряться, а сделать надежное и долговечное уплотнение для газа куда сложнее, чем для жидкости. К  тому  же конструкция амортизатора коренным образом меняется, ведь газ  – упругая среда, в отличие от несжимаемой жидкости.абГаражная игра в «пятнадцать»Хранение автомобилей в  мегаполисах  – вечная тема. Найти новый подход в  обозримом будущем вряд  ли удастся, разве что автомобили станут трансформерами, которые можно будет сложить в рюкзак и поднять на лифте в квартиру. А если серьезно, то супер- и гипермаркетам да и новым многоквартирным домам приходится либо осваивать подземное пространство, либо отводить под паркинг, скажем, крышу. Неоптимальное решение, еслиС помощью электромоторов и хитрых приводов платформы могут перемещаться вправо-влево и вперед-назад. А командует ими компьютер, обученный игре в «пятнадцать».учесть, что рядом с  каждым авто нужно оставить место, чтобы открыть дверь, а спереди или сзади – свободный проезд. Впрочем, в XXI веке и то и другое уже не обязательно. Помните игру в «пятнадцать»? В ней нужно передвигать квадратики с  цифрами так, чтобы в конце концов выстроить их по порядку номеров. Получается не у всех, порой процесс затягивается. А  вот компьютер с  такой задачей справится шутя, даже если увеличить количество шашек до 49 и  на  каждую поставить... по  автомобилю. Основанные именно на  этом принципе автоматизированные парковки SPOT (Space Parking Optimization Technology) предлагает Москве немецкая фирма East-West Company. Процесс выдачи машины владельцу занимает 3,5–4 минуты. Достаточно набрать номер своей машины – остальное сделает автоматика: загудят электромоторы, платформы придут в движение... Оставляя машину на  хранение, нужно ввести предполагаемое время своего отсутствия, и  компьютер выберет, насколько далеко можно задвинуть автомобиль. Если планируете отлучиться лишь на чашечку кофе, время получения машины будет гораздо меньше среднего. На подобной парковке для каждой машины отводится по  10  кв.  м, продажная стоимость одного машино-места – примерно 3000 евро. Но столько – по расчетам немцев. Они не учли аппетиты российских девелоперов и торговцев недвижимостью.За рулем 01/2010 129