Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Курсы ФСО: Фокусы электроники

О третьем поколении Ford Focus написано немало. Но мы первые, кто сравнил его ездовые качества с предыдущими моделями с помощью профессионала — сотрудника Федеральной службы охраны РФ
Полная версия

Темно-синие машины с номерами серии «е-кх» хорошо знакомы москвичам. Это автомобили Федеральной службы охраны Российской Федерации, которая занимается безопасностью первых лиц государства. Почти десять лет назад основу парка ФСО составили «фокусы» первого поколения: относительно недорогие благодаря отечественной сборке, юркие и маневренные. Затем предшественника вытеснила новая модель, но часть машин отправили на «почетную пенсию» - в Автомотоклуб ФСО, где их используют в качестве тренировочных. На летних курсах безопасного вождения мы уже бывали, настало время пройти зимние.
Просторная территория автодрома в Старой Купавне, где летом работает и ванна для аквапланирования, и участки с разным сцеплением, и сложная система фонтанов, сейчас покрыта ровным слоем укатанного снега. За покрытием ухаживают ежедневно: снег утрамбовывают, нарытую шинами отработку сметают, колеи выравнивают. Ярким пятном выделяется лишь плита динамического заноса, которая в холодное время бездействует — к уникальному устройству относятся с особой бережливостью, оставляя чистым всю зиму и не допуская по нему движения.

Первый день обучения решаем пройти на машине Автомотоклуба. Кстати, если планируете тренироваться на своей машине, учтите: курсы обойдутся дешевле, но придется заложить износ техники и шин, что особенно актуально в летнее время.

Итак, мы за рулем «Форда-Фокус» второго поколения, с двухлитровым мотором и «автоматом». Несмотря на пробег под полтораста тысяч, автомобиль в отличном состоянии. Комплектация простенькая, с кассетной (!) магнитолой, из удобств — электропривод стеклоподъемников и кондиционер. Эргономика не вызывает вопросов: относительно высокая посадка в кресле с ненавязчивой поддержкой, удобный руль без изысков...

На его фоне новый Focus – пришелец из другого сегмента. Водительское сиденье оснащено сервоприводами, в блоке двухзонного климат-контроля есть кнопка обогрева ветрового стекла, под ним — активация электронного парковщика, позволяющего загнать машину на стоянку без помощи рук! Во вписанной в развесистую центральную консоль аудиосистеме есть Bluetooth для связи с телефоном, а ее дисплей отображает даже записанные кириллицей имена. Вычурный по сравнению с прошлой моделью экстерьер впечатляет прихотливой пластикой и неровными зазорами: оно и понятно, подогнать панели столь сложной формы непросто. Зато тут есть ксеноновые фары с полосками светодиодов дневного света и секциями, подсвечивающими дорогу в повороте.

[/caption]

На полигоне ближний свет фар обязателен — неровен час, не заметишь в снежной пыли развернувшегося коллегу. Разворотов было немало: тренировочные «форды» оснащены лишь АБС, о стабилизации тут слыхом не слыхивали. И хорошо! Ведь «Фокус» с его острой управляемостью и правильными повадками - отличный тренажер для отработки навыков управления переднеприводным автомобилем.

Первое упражнение двухдневного зимнего курса, как и летом, змейки — с постоянным и «сбитым» шагом. Нужно понять поведение машины на скользком покрытии, постепенно вкатываясь и набирая темп. Рулем надо работать мягко и на небольших углах, чтобы вывернутые передние колеса не подскользнулись. А переборщил со скоростью — заставь себя «распустить» машину и дождись, пока появится сцепление шин с дорогой. И до тех пор ни в коем случае не касайся педали газа! Тяга на управляемых колесах приведет к мгновенному сносу, и инструкторам придется выковыривать конус из-под машины.

Об этом нужно помнить всегда, в том числе и на следующем упражнении. Задача — научиться использовать АБС, главной функцией которой является сохранение управляемости при экстренном торможении. Но и тут надо понимать, что под колесами — почти голый лед, и законы физики никто не отменял. На скорости даже 60 км/ч отворачивать от препятствия приходится в самом начале входного коридора, одновременно с ударом по педали тормоза. Это, кстати, помогает загрузить переднюю ось и улучшить зацеп шин — но все равно руль нельзя перекручивать, иначе машина по прямой уйдет в стенку из конусов. Мягко-мягко, на небольшой угол — только тогда автомобиль примет маневр. Можно воспользоваться «втягивающим рулением» - поворот руля начинается словно через силу, затем убыстряется. Чтобы выработать правильный навык, нужно постоянно контролировать свои действия на протяжении многих повторов.

Вариация на тему этого упражнения - «лосиный тест», когда по соседней полосе нужно объехать воображаемый грузовик и вернуться в свой ряд. Сложность в том, что при первом перестроении под сброс газа автомобиль обязательно уйдет в занос, и тут отрабатывается методика опережающего руления. Небольшой угол допустимо поддерживать, чтобы протянуть машину вдоль длинного препятствия. Но затем необходимо вернуться в первоначальную разметку и не допустить «хлыста», обратного заноса. Все действия по стабилизации — исключительно за счет руления, иначе не удастся погасить скорость в сложной ситуации. Либо неумелое нажатие на акселератор приведет к пробуксовке и сносу передка, а вместе с ошибочным рулением - к «разматыванию» автомобиля.

 

Первый день завершился отработкой заноса на скорости под сотню — длинная змейка позволяет научиться использовать скольжение задней оси, чтобы грациозно «перекладывать» машину из одного положения в другое. Выглядит эффектно, но суть в другом: такое упражнение научит «понимать»  автомобиль на высоких скоростях и не бояться заносов, а при необходимости использовать их во благо.

Следующее утро наступило раньше ожидаемого. Поскольку на полигон пускают только на «липучках», а пресс-парковый Focus III был обут в шипованные шины, пришлось срочно подыскивать замену. На выручку пришла компания Pirelli, предоставив для теста покрышки SottoZero Serie II размерности 215/50 R17: именно такова размерность у нового «Форда». Причем учтите, что хотя 15-дюймовые колеса от прошлых моделей по точкам крепления подходят и третьему поколению, но на передний тормозной механизм они не налезут — у двухлитровой версии уж точно.

 

Этот Focus с сюрпризом: у него неотключаемая система стабилизации. Через глубины маршрутного компьютера можно отключить лишь антипробуксовочную систему, но датчики ESP продолжат бдительно следить за ситуацией и при малейшей опасности активизируют тормозные механизмы. Поэтому поначалу в рации только и слышалось: «Фокус 3, все хорошо, но вам помогла электроника!» Помогла, да — на переставке одернула кузов на первом же колебании, не дав развиться заносу. Что ж, не можешь победить — возглавь! Будем учиться ездить с ее помощью, хотя базовые принципы все те же: минимум движений рулем, аккуратная работа тягой. Если все делать правильно, то система допустит даже небольшие скольжения. Главное двигаться «на прямых колесах», иначе электроника тут же начнет подталкивать автомобиль в ту сторону, куда повернут руль. Причем для начинающих водителей это может стать панацеей: чем сильнее повернут руль, тем активнее система душит неизбежный снос и буквально затаскивает Focus в поворот.

Но в любом случае, что на машинах с ESP, что без нее, лучше почувствовать предел на специальных курсах в безопасных условиях. Инструкторы АМК ФСО в очередной раз подчеркнули: результатом их тренингов становятся не только приобретенные навыки, но и понимание безопасного темпа движения.  Стоит ли это знание 13 000 рублей (при прохождении двухдневного зимнего курса на своей машине; на автомобиле из парка полигона 17 000 рублей) — решайте сами.

В занос на спор

В прошлом году четырехкратный чемпион мира по ралли Юха Канккунен за рулем Bentley Continental Supersports с откидным верхом установил мировой рекорд скорости на льду. Рекордная скорость составила 330,695 км/ч, а автомобиль был обут в зимние нешипованные шины Pirelli SottoZero Serie II размерностью 275/40 R20. Наши шины с индексом скорости V (до 240 км/ч), но в условиях полигона этого более чем достаточно. Под колесами лед, местами прикрытый укатанным снегом, а температура за бортом -18 градусов по Цельсию. Кстати, итальянские шинники рекомендуют эту модель шин уже при +7 градусах и ниже. Они утверждают, что SottoZero II эффективно работают в широком диапазоне температур, благодаря запатентованной технологии двойного состава и асимметричному рисунку протектора. Внутренняя более мягкая часть эффективно выводит воду из пятна контакта, а внешняя обеспечивает высокий уровень сцепления на снегу.

Заезды на полигоне показали: Pirelli SottoZero II  в сочетании с современной системой стабилизации эффективны настолько, что среди инструкторов ФСО даже завязалось негласное пари. Опытные водители один за другим пытались развернуть наш «Фокус», но их усилия так и не увенчались успехом (см. видео). Максимальный угол заноса со скорости порядка 100 км/ч не превысил 90 градусов. Напомним также, что экспериментировать на дорогах общего пользования небезопасно.

Благодарим компанию Pirelli и АМК ФСО России за помощь в подготовке материала

Подпишитесь на «За рулем» в

Константин Васильев
11.03.2012
Поделиться: