В России ежегодно совершается около 50-70 тыс. наездов на пешеходов. Каждое четвертое ДТП с пострадавшими – именно с их участием, в крупных городах и того больше: до половины всех аварий. Парадоксально, но каждый третий наезд на пешехода происходит на предназначенных для них переходах. Как итог, с 1989 года на дорогах России погибло около полумиллиона пешеходов — население крупного областного центра! В чем же причина?
Число погибших пешеходов в РФ по данным Росстат и ООН. Источник: UNECE Statistics.
Динамика в этом вопросе пока оставляет желать лучшего: за последние четыре года показатель
смертности пешеходов на наших дорогах на 100 тыс. населения практически не снизился и составляет примерно 4-5 пешеходов. Наряду с огромным числом погибших отметим и многократно большее число травмированных. И по этой печальной статистике Россия кратно опережает большинство стран.
Решением данной проблемы занято, в том числе, созданное в рамках принятой ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (общий бюджет, напомним, составляет 32 млрд руб.) Федеральное казенное учреждение «Дирекция программы ПБДД». Оно и определяет подрядчиков по модернизации дорожного хозяйства по вышеуказанной ФЦП, в частности, по обустройству наших злополучных пешеходных переходов.
Ранее глава государства Владимир Путин высказался по этому поводу однозначно (см.
поручение № 287 от 20 февраля 2015 года): «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры, направленные на реализацию новых национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, предусмотрев в первоочередном порядке их оснащение вблизи школ и других учебных заведений».
Как же решается эта задача? Ниже — схема из документации тендера по модернизации нерегулируемых пешеходных переходов, проводимого Дирекцией программы ПБДД. На ней учтено все, кроме положений нового национального светотехнического стандарта освещения (
ГОСТ Р55706-2013).
Выдержка из ГОСТ Р55706-2013
5.3 Нормы освещения пешеходных переходов.
5.3.1 Освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать пешеходам безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для обозначения зоны перехода применяют источники света с цветностью, контрастной по отношению к цветности источников света основного освещения улицы.
5.3.2 На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог категорий А и Б норма средней освещенности должна быть в 1,5 раза выше, чем на пересекаемой проезжей части. Повышения уровня освещенности достигают уменьшением шага опор, установкой дополнительных или более мощных осветительных приборов (ОП).
5.3.3 Светораспределение ОП и их ориентация относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать контраст пешехода с фоном (проезжей частью) и не вызывать ослепления водителей. Размещают ОП перед переходом по отношению к приближающемуся транспорту, направляя свет на пешехода со стороны водителя. На дорогах с двусторонним движением ОП устанавливают перед перекрестком относительно обоих направлений движения. Для снижения слепимости водителей рекомендуется использовать ОП с асимметричным светораспределением (кососветы).
Как итог, мы получаем следующую «модернизацию». На фото ниже мы видим установленные в пос. Меленки Владимирской области светофоры с автономным питанием, но должное освещение пешеходных переходов отсутствует. На верхней фотографии пешеход не виден, ДТП весьма вероятно. На нижней — уличный фонарь с натриевой лампой в нарушение ГОСТа светит в лицо водителю. И описанные ошибки, к сожалению, тиражируются.
Все это важно, поскольку жертвы на пешеходных переходах (в основном) возможны в нескольких случаях:
- нарушение ПДД водителем
- нарушение ПДД пешеходом
- водитель не видит пешехода по объективным причинам
- пешеход не видит опасности по объективным причинам.
Первые два лежат в правовом поле. Видимость же на пешеходном переходе может быть связана с
погодными условиями и качеством освещения. Последнее особенно важно в темное время суток, в которое и происходит значительная часть наездов.
Для предупреждения ДТП с тяжелыми последствиями на переходах имеет значение соблюдение следующих основных принципов:
Нужно стремиться к тому, чтобы ночью на пешеходном переходе было видно как днем. В темное время суток пешеходный переход должен освещаться в 1,5 раза лучше улицы. Пешеходы должны контрастировать со световым и цветовым фоном. Свет должен направляться со стороны водителя. Ослепление участников движения должно быть исключено. Водитель должен заранее видеть дальний пешеходный переход. Пешеходные переходы должны быть обозначены знаками. Светофоры, регулирующие движение, – основа безопасности. На переходах должны быть стоп-линия, «лежачий полицейский» на достаточном расстоянии от «зебры». Четкая разметка пешеходного перехода дисциплинирует участников движения. Ограды должны ограничить возможность переходить дорогу вне пешеходного перехода. В последнее время слышны предложения решить вопросы безопасности
средствами светоотражения (фликеры, катафоты), которые прикрепляются к одежде. Предлагаются и другие варианты, например мигающие фонари, светильники в мостовой и т.п. Это вспомогательные средства, и отрицать их полезность не следует. Однако рассматривать их в качестве панацеи — заблуждение. Реализация таких предложений проблематична, а подмена основных средств безопасности (светофоров, прожекторов, разметки, ограждений) неосновными попросту недопустима.
Число жертв среди пешеходов на 100 000 населения страны (человек)
И еще. Управленцам свойственно предпочитать подземные и надземные
пешеходные переходы наземным. Но загнать пешехода под землю – значит создать проблемы большому числу категорий населения, для которых это решение неприемлемо. Мы часто видим известных в стране мэров на стройках подземных переходов, но почти никогда — на обустройствах наземных переходов, являющихся основой улиц и дорог страны.
Выше показан проект пешеходного перехода у образовательного учреждения таким, каким он должен быть в соответствии с национальными стандартами: «зебра», специализированные прожекторы, дорожные светофоры, пешеходные светофоры, знаки пешеходного перехода, стоп-линии, «лежачие полицейские», ограждения. Желательно наличие осветленных частей дорожного покрытия на самом пешеходном переходе и непосредственно за ним для создания условий, при котором
пешеход будет гарантированно виден водителю.
Владимир Смолянский, ООО «ИК Технологии»; Алексей Ищенко, ООО «НПП-Паритет».
***
От редакции: мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Пишите в комментариях ваши соображения относительно безопасности пешеходов. Воздержитесь при этом от негатива, комментируйте в созидательном ключе.