Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Углубляемся в историю московского метро: красоты и тайны подземелья

Перехватывающие парковки напоминают московским автомобилистам: в городе есть более совершенный скоростной транспорт – метро! По интенсивности движения – лучшее в мире, а по красоте – во всей Вселенной. По дворцам и туннелям глубокого и мелкого заложения бродил Михаил Колодочкин. Разрешение на подземную съемку добывал и предъявлял Константин Якубов.
Полная версия

– Осторожно, двери закрываются. Следующая станция…

А какая следующая? Мне кажется, что, если после московского «Китай-города» поезд вынырнет из туннеля где-то на «Площади Восстания» в Питере, никто особо и не удивится. Ведь в метро над Пространством главенствует Время. Хотя бы потому, что расстояние здесь измеряют не в километрах, а в минутах. А если посмотреть с философской точки зрения, здесь органично сочетаются конструкции из разных эпох, между которыми десятки веков интереснейшей истории.

Метро не просто уникальный транспорт. Это еще и самостоятельный вид искусства: архитектурного, инженерного, дизайнерского. В московское метро можно спускаться просто для удовольствия. Искренно жаль тех, кто не способен увидеть там ничего, кроме толкающихся пассажиров. В Третьяковки, Эрмитажи и прочие Лувры ведь тоже приходят толпы людей.

Московское метро за сутки перевозит восемь-девять миллионов человек – каждого в среднем на 14 км. А ведь это больше, чем проезжают по московским пробкам те сотни тысяч автомобилей, владельцы которых считают ниже своего достоинства перемещаться вне персональных экипажей. Метро принимает каждого, обеспечивая скорость передвижения куда выше наземной – примерно 42 км/ч. Опоздания практически исключены: по последним данным, график подземного движения выдерживается на 99,992%.

Впрочем, агитировать за поездки на метро не собираемся – мы же автомобилисты! А вот поделиться наблюдениями за подземной жизнью уникального отечественного транспорта – с удовольствием.

– Осторожно: двери… открываются!

Далеко не самая красивая, но одна из самых странных станций нашего метро – «Александровский сад». Она же «Калининская». Она же «Улица Коминтерна» («ул. Коминтерна», если верить надписям на стенах). И даже совсем недолго – «Воздвиженка». Пространство‑время здесь как бы искажается: фантасты отдыхают. Здесь и правда иначе течет время: никакую станцию прежде не строили всего за шесть месяцев. Именно по этой линии долгое время ходили старые-престарые поезда – в них еще висели открытые плафоны, а стены были выкрашены желтой краской.

Скульптор станции «Площадь Революции» Матвей Манизер должен был уместить скульптуры в ограниченный сводчатый объем арочных проходов. Часть фигур пользуется особенной популярностью у любителей примет. Например, одного из четырех псов называют «cобакой Баумана» – ему трут нос перед экзаменами и просто так, на счастье. А у «Инженера» что-то украли, вроде бы циркуль. Наш народ любит технику! Осматривая станцию, Иосиф Сталин был поражен скульптурами: «Как живые!»

«Новослободская» мгновенно узнается по сказочным витражам: подсветка изнутри, золоченая латунь снаружи. Любопытно, что смальтовое панно в торце зала работы живописца Павла Корина неоднократно переделывали по указкам свыше. Сначала вместо ушедшего вождя изобразили голубей, затем на Мадонну надели сандалии, потом вообще было велено всё уничтожить. После этого панно потихоньку загородили, но в конце концов снова открыли. Сандалии при этом убрали: Мадонне они ни к чему.


В московском метро на данный момент 704 эскалатора (в том числе восемнадцать – на станциях Монорельсовой транспортной системы). Всего ими оборудовано 133 станции. Самый длинный, что на «Парке Победы», поднимает нас наверх за три минуты.

Автомобили КИМ‑10-50 некогда выпускал Завод имени КИМ, позже не раз переименованный. Станцию «Комсомольская» тоже пытались переименовать – то в «Каланчевскую» (в 1991 году), то в «Три вокзала» (1992). Что касается Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) – а комсомольцы строили метро! – то капители колонн образца 1935 года по сей день украшены соответствующей бронзовой эмблемой.


Это – первая в мире станция колонного типа глубокого заложения. Это ее проект получил в 1938 году Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке. Это ее ниши центрального свода украшены десятками мозаичных панно, созданных по эскизам Александра Дейнеки. Это для нее привлекали к работе авиаконструкторов долгопрудненского завода «Дирижаблестрой». Легенда гласит, что при изготовлении металлических арок использовали части настоящего дирижабля! Кстати, есть забавная игра: взять монетку и запустить ее вверх по металлическому углублению на колонне. Она пробежит под потолком и приземлится у подножия противоположной колонны. А еще можно поговорить друг с другом шепотом: вы у одной колонны, собеседник – у другой. Фантастическая станция – «Маяковская».


Три сотни круглых кессонов‑прожекторов как бы поддерживают название этой станции. Какая «Электрозаводская» без электричества?

Тоскливо под землей без руля? Будете на «Электрозаводской» – поищите взглядом горельеф «Автомобилестроители» скульптора Георгия Мотовилова. Здесь же восьмой десяток лет работают его «Путейцы», «Танкостроители» и «Авиастроители»! Все-таки рядом Московский электроламповый завод. Да и МАМИ поблизости.

«Знак метро – большое М». Читали в детстве такие стихи? Кстати, в Питере эта буковка совсем другая – пузатенькая и голубая. А московскую букву М с засечками у основания нарисовал архитектор Иван Таранов, автор нескольких станций Московского метрополитена. Что объединяет Мавзолей Ленина со станциями метро «Новокузнецкая» и «Маяковская»? А также с Исаакиевским собором, Спасом на Крови и зданием бывшей Палаты мер и весов в Петербурге? А еще – с Морским собором в Кронштадте и столичным Киевским вокзалом? Уникальная мозаика! Свои мозаики для «Павелецкой» гениальный мозаичник Владимир Фролов, который работал еще при Николае II, делал в блокадном Ленинграде. Заколоченные ящики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей – очевидцы рассказывали, как какой-то старик буквально умолял капитана взять этот груз на борт!

Надпись «Курская Большого кольца» находится на самом виду. В первоначальном проекте 1947 года помимо современной Кольцевой линии планировалось строительство малой кольцевой линии – в границах Бульварного кольца. Металлические вставки на путевых стенах это помнят.


Если новенькие автомобили перевозят на автовозах, то вагоны метро пользуются услугами своих ближайших железнодорожных родственников. Колея у них одинаковая – 1520 мм, а потому от завода до места службы вагоны добираются самостоятельно – по рельсам. Только здесь, в Печатниках, метропоезд может покинуть внешний мир и, «сменив гражданство», уйти под землю.

Еще один пограничный пункт: контактный рельс дальше не идет! С ним шутки плохи, а потому в депо предпочитают размещать его под потолком, используя для подключения к поезду специальные переходники. В депо поезд заходит своим ходом – по инерции. А для выезда берет энергию от дополнительного провода под потолком.

Современный поезд Ока

  • Энергопитание: напряжение постоянного тока 750 В
  • Конструкционная скорость 100 км/ч
  • Ширина колеи 1520 мм
  • Мощность часового режима* 4×170 кВт при 1290 об/мин
  • Тип приводных двигателей асинхронные
  • Масса двигателя 805 кг
  • Диаметр колес 860 мм
  • Время разгона 0–80 км/ч 27 с
  • Срок службы 35 лет
  • Пассажировместимость до 320 чел.
  • Пневмоподвешивание тележек тройное
  • Уровень звука в салоне при 70 км/ч не более 75 дБа**
  • Выбросы продуктов износа угольно-графитных материалов не более 2,0 кг/год

*Так называют мощность, при которой машина может работать в течение одного часа, не перегреваясь выше предельной температуры.

**Для сравнения: тот же параметр у современных легковушек равен примерно 60–70 дБа.

Поездов со сквозным проходом всего лишь два, и оба юбилейные: в честь 70‑летия Победы и 80‑летия метро. В туннелях и на поворотах видно, как причудливо изгибается стройное туловище состава. Межвагонные гармошки – немецкие, все остальное – отечественное. Лучше такие поезда или хуже? Трудно сказать. В том же Гонконге других и не встретить. При желании сможете пройти сквозь состав. Но скептики качают головой: а вдруг, мол, теракт – вместо одного вагона пострадает весь состав. Об этом, конечно, лучше не думать. Главное, что у нас есть вагоны всех типов, а какие лучше – жизнь покажет.



Подземный мир во все времена порождал мифы и сказки, потому что просто так в него не попасть. Но нам повезло!

«ФИШКИ» МОСКОВСКОГО МЕТРО

  • Средняя протяженность каждой поездки в московском метро – 14,5 км.
  • Ежедневно формируется свыше 500 составов, включающих примерно 5000 вагонов.
  • Каждый день московское метро перевозит от 7 млн до 9 млн пассажиров. Рекорд пришелся на предновогодние дни 2014 года – 9 млн 632 тыс. пассажиров.
  • В 2014 году московским метро воспользовались 2 млрд 451 млн 300 тыс. пассажиров.
  • Минимальный интервал в часы пик – 90 секунд.
  • Самая длинная платформа – на уникальной станции «Воробьевы горы»: 282 м. А длиннющая «Арбатская» лишь вторая: с проходами к эскалаторам – «всего» 220 м.
  • Самый короткий перегон – 496,8 м – соединяет «Выставочную» и «Международную». А самый длинный находится между станциями «Крылатское» и «Строгино» – 6625 м. Поезд проходит это расстояние за 7 минут.
  •  Чемпион среди станций по упоминанию собственного названия – «Электрозаводская»: оно здесь на каждом шагу! Античемпион – «Выхино»: попробуйте отыскать хоть одно!
  • Большинство из 197 станций расположено под землей. Десять станций («Выхино», «Измайловская», «Кунцевская», «Пионерская», «Филевский парк», «Багратионовская», «Фили», «Студенческая», «Кутузовская», «Мякинино») находятся на поверхности. Еще пять станций расположены на мостах и эстакадах («Воробьевы горы», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская аллея»).
  •  Общая протяженность путей Московского метрополитена составляет сегодня 329 км. Если выстроить их в одну прямую, то линия растянется от Москвы примерно до Орла.
  •  В Московском метрополитене шесть станций с изогнутой платформой: «Александровский сад», «Пятницкое шоссе», «Международная», «Выставочная», «Кутузовская» и «Зябликово».
  • Самая протяженная линия московского метро – Арбатско-Покровская: ее длина 45,1 км. Самая крошечная – Каховская: всего 3,3 км.
  • «Парк Победы» – самая глубокая станция: 84 м. Самая «мелкая» – «Печатники»: всего 5 м.
  • «Лесопарковая» – единственная среди подземных станций, куда проникает дневной свет с поверхности.
  •  Станции в вагонах поездов Московского метрополитена объявляются мужскими и женскими голосами. При следовании поезда в центр города из динамиков звучит мужской голос, при следовании из центра – женский. На Кольцевой линии мужскими голосами станции объявляются при движении состава по часовой стрелке, а женскими – против часовой стрелки.

Между прочим, рельсы смазывают! В вагонах, как известно, межколесные дифференциалы не предусмотрены. Смазка уменьшает сопротивление движению при прохождении криволинейных участков пути и стрелочных переводов. При этом и рельсы, и колесные пары меньше изнашиваются, а энергия экономится. Понятно, что визгов и прочих шумов с вибрациями после смазки становится куда меньше.


Что ГАЗ‑63 делает в метро? Да то же самое, что и коллеги на поверхности, – снег чистит! Линии метро кое-где выглядывают на поверхность, например перед депо, а потому зимой без сугробов не обходится. Привод шнека – от двигателя автомобиля.

Автоматика метрополитена фиксирует любое проникновение человека в туннель. Сегодня своего рода субботник, но даже в этом случае составляют поименный список всех, кто отправляется в подземелье. Нас посчитали дважды: по дороге туда и обратно – вдруг решим остаться?

Колёса, как известно, со временем изнашиваются – что на машинах, что на поездах. У автомобилей приходится менять покрышки. В былые времена их восстанавливали наваркой. А здесь операция противоположная: вот на таких стендах колесные пары… протачивают! Вагон подходит, куски рельсов убирают, и мотор крутит обрабатываемые колеса – как станок.

Жаль, что сейчас повсеместно убирают межрельсовые стыки, используя алюмотермитную сварку, – и в метро, и на железной дороге. Привычный перестук колесных пар – это почти как тиканье часов, с ним веселее. Впрочем, кое-где рельсовые зазоры необходимы для работы автоматики. Поэтому перестук в ближайшее время полностью не исчезнет.

 

,

Подпишитесь на «За рулем» в

Колодочкин Михаил
04.01.2016
Поделиться: