Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Автобус-вахтовка: родственник КУНГа

Автобусы-вахтовки на шасси полноприводных грузовиков – чисто российское изобретение. Там, где ходят такие автобусы, почти все остановки – по требованию.
Полная версия

Спросите у любого газовика, нефтяника или строителя с российских северов: что такое вахтовка? Если отфильтровать эмоции и эпичность, получим сочетание полноприводного шасси грузовика и утепленного, герметичного кузова, предназначенного для перевозки пассажиров. Ничего сложного и хитрого, но в других странах таких машин нет: вахтовка – это наше всё, как сани-розвальни с тройкой лошадей, как танк Т‑34, как «дакаровский» КАМАЗ.

Понятие «автомобиль-вахтовка» появилось в конце 70‑х годов двадцатого века, когда возник вахтовый метод работы, при котором бригады работают и проживают в отдаленных от основных поселков временных поселениях – на вахтах или участках. Появление вахтовок было вызвано нехваткой в стране автобусов повышенной проходимости и отсутствием нормальных дорог в труднопроходимых местах. Единственный серийный полноприводный автобус ПАЗ‑3201 4×4 выпускался с 1972 года – фактически это ПАЗ‑672 с агрегатами ГАЗ‑66. Но у вахтовки больше диаметр колес (их под автобусной «юбкой» и не разместишь) и потому несопоставимо лучшая проходимость. Есть прочная рама, надежная подвеска. Даже лебедку устанавливают, а то и две!

По закону бутерброда

Нынче вахтовки производят НефАЗ, компания Промавто, автозавод Урал, предприятия УралСпецТехника и НижСпецАвто – всего около дюжины заводов. Появляются и новые производители, применяющие более современные технологии.

Один из них – РИАТ, базирующийся в Набережных Челнах. Это известный производитель автомобильной спецтехники, а также пластмассовых деталей для КАМАЗов: делает пластиковые крылья кабины, облицовку радиатора и подножек, бамперы и много чего по мелочи. А еще выпускает сиденья для автобусов и грузовиков. Теперь в Челнах налаживают производство сэндвич-панелей с интегрированным стальным трубчатым каркасом для изготовления вахтовок. Обычно львиную долю стоимости кузова составляют как раз сиденья и панели. Каждая сэндвич-панель – готовая стенка, пол или потолок, без каких-то доборов и лишних стыков. Технология – как на изотермических кузовах полуприцепов Schmitz, Krone или Kögel. Сэндвич снаружи обложен прочным пластиком, изнутри – тоже пластик, но декоративный, а между панелями – пенополистирол и трубы каркаса.

Трубы стен – сечением 60 × 40 мм, лонжероны и трубы пола массивнее – 140 × 60 мм и 80 × 60 мм. Суммарная толщина стен – 70 мм, пола – 100 мм. Каркас теплоизолирован, мостиков холода нет. Семь сантиметров такого пластикового «бутерброда» по теплоизоляции эквивалентны кладке в два кирпича в хорошем доме.

А если соотнести пенополистирол со стекловатой, то здесь еще одно достоинство: при тряске теплоизоляция не оседает вниз и не создает пустот. Панели соединяются на болтах, частично на заклепках, все стыки по периметру – на клею.

Остекление – как в настоящем современном автобусе: со вклеенными стеклопакетами. Однокамерный стеклопакет – норма, но может быть двухкамерный и даже трехкамерный. Зимой рукавом к стеклу не примерзнешь, а жарким летом в салоне будет прохладно.

Лето в Сибири короткое, поэтому важнее иметь хорошую печку, нежели кондиционер. Здесь стоят две дизельных автономки Webasto: сухая Air Top Evo 40 (4 кВт) и жидкостная Thermo 350 отопительной мощностью 35 кВт, которая может служить предпусковым обогревателем двигателя.

Если в салоне зимой тепло, пассажирам наверняка захочется снять теплые куртки: над сиденьями, под потолком, есть вместительные полки. Там же можно разместить багаж. Каркас полок интегрирован в каркас кузова – получается эдакая пространственная ферма, еще больше укрепляющая кузов. Под полками предусмотрена индивидуальная подсветка – как в самолете.

Важнейшая характеристика любого автобуса – пассажировместимость. Обычно вахтовки рассчитаны на 18–20 или на 24–28 пассажиров, в зависимости от длины кузова и варианта планировки. Получается тот же самый «пазик», но на огромных колесах, обеспечивающих выдающуюся проходимость, и с мощным, надежным дизелем. Есть возможность заказать и пятирядную компоновку, на 20 человек, с большим – 780 мм (почти как на хорошем туристическом автобусе) – расстоянием между рядами. Если понадобится, на части «жилплощади», в ущерб креслам, разместят грузовой или хозяйственно-бытовой отсек. Алюминиевые релинги на полу (для крепления сидений) позволяют снять часть кресел и перекомпоновать салон или демонтировать все сиденья полностью.

Армейская выправка

Под установку кузовов вахтовок используются шасси полноприводных грузовиков КАМАЗ и Урал, реже – ГАЗ‑3308. Из всего многообразия челнинских грузовиков применяют КАМАЗ‑4350 4×4, трехосные КАМАЗ‑5350 6×6 и КАМАЗ‑43118 6×6. Большинство этих автомобилей – армейского назначения, семейства Мустанг.

Однако для «прочих штатских» их поставляют с другими двигателями и коробками передач. По заказу Министерства обороны машины комплектуют двигателями V8 740.31 (240 и 260 л.с.), а также КАМАЗ‑740.50 (360 л.с.), которые агрегатируются с камазовскими коробками, пяти- или десятиступенчатыми. На гражданские двухосные шасси 43502 устанавливают еще и рядную «шестерку» Cummins 6ISBe (275 л.с.), которую изготавливают на челнинском СП «Камминз Кама». КАМАЗ‑53502 6×6 получает тот же Cummins (300 л.с. и 1100 Н·м). Девятиступенчатую коробку ZF Ecomid 9S1310 с силовым диапазоном передаточных чисел от 9,48 до 0,75 тоже делают в Набережных Челнах. Мосты и раздаточные коробки у войсковых версий такие же, как у гражданских. Кабины могут быть со спальником и с четырехточечной пневмоподвеской.

Самый лучший Урал сегодня – это Урал-М, но еще лучше – Next. Автомобиль просто преобразился. Современный кабинный модуль – гордость «Группы ГАЗ», дизель ЯМЗ‑536 мощностью от 240 до 312 л.с. (крутящий момент от 900 до 1240 Н·м), коробка ZF Ecomid 9S1310, выпускаемая в Набережных Челнах, модернизированные раздатка и мосты, тормоза с пневмоприводом, но унифицированные по компонентам с обычным Уралом‑4320 – всё это выводит Урал Next на совершенно новый уровень эргономики и эксплуатационных качеств. Получился действительно новый и очень перспективный отечественный автомобиль высокой проходимости. Его можно сравнивать с таким капотником, как Mercedes-Benz Zetros 4×4 и 6×6, который дополняет семейство полукапотных Унимогов. И не факт, что сравнение будет в пользу «немца». А ценники, как вы понимаете, несопоставимы.

Перспективы

Дизель ЯМЗ‑536, 6,65 л, мощность: 240, 270, 285 и 312 л.с. при 2300 об/мин. Момент – от 900 до 1240 Н·м при 1300–1600 об/мин. Чугунный блок с мокрыми гильзами, головка – с четырьмя клапанами на цилиндр, топливная система сommon rail производства Bosch. Давление впрыска составляет 1800 бар, а для Евро‑5 его увеличат до 2000 бар. При Евро‑4 и выше применяется технология EGR с жидкостным теплообменником (под Евро‑5) и сажевый фильтр. Отбор мощности – до 136 л.с. Главный недостаток любых вахтовок – шум и вибрации. Причем основной источник шума в движении – шины, раздатка и редукторы задних мостов, а мотора и коробки в салоне вообще не слышно.

Чаще всего используют шины Кама‑1260 размерностью 425/85 R21. Их достоинство – возможность изменения внутреннего давления вплоть до 0,1 МПа. Они обеспечивают отменную проходимость. Но протектор с рисунком в елочку гудит даже на скорости 50–60 км/ч. Для таких шин более тихий, но столь же универсальный рисунок шашками типа мишленовского наша промышленность еще не освоила. А жаль.

Известная проблема всех фургонов на шасси полноприводных грузовиков – жесткая рессорная подвеска. Если автомобиль груженый, с полным комплектом пассажиров и их вещами – еще куда ни шло, но если порожний и ехать долго – растрясет напрочь. Теперь за дело взялась другая челнинская компания – РОСТАР, специализирующаяся на выпуске деталей подвески для конвейера КАМАЗа и для поставок на вторичный рынок. Специалисты РОСТАРа разработали и освоили выпуск задней пневмоподвески для вахтовок – и для 4×4, и для 6×6. Пневмоподвеску мне удалось увидеть на вахтовке производства НефАЗа.

Еще одно возможное направление в развитии вахтовок – изготовление таких «автобусов» увеличенной вместимости. Сделать на удлиненной раме почти что Ikarus, только вездеход, и пусть не на 45 мест, а хотя бы на 36–38 – классный получился бы автомобиль.

Сколько стоит

Цена вахтовки зависит от колесной формулы, технологии изготовления кузова, применяемых агрегатов и опций. Чем больше импортных комплектующих, тем дороже. Средняя цена – около трех миллионов рублей. Что-то похожее на вахтовку, построенное на полноприводных шасси грузовиков‑иномарок, втрое дороже.

Фото: Николай Мордовцев, Сергей Петрищев, Александр Мартенс

Подпишитесь на «За рулем» в

Мордовцев Николай
26.03.2016
Поделиться: