Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Готовим автомобиль к зиме

Греть или не греть? Антифриз или тосол? Заряжать или нет? Смазывать или не смазывать? Нужно ли снова и снова обсуждать «вечные» вопросы? Оказывается, еще как нужно…
Полная версия
По популярности у этой темы нет конкурентов: так утверждает статистика… Казалось бы, ничего нового из года в год – тут проверить, там подлить… Но вот несколько отзывов на прошлые публикации о подготовке автомобилей к зимнему сезону и особенностях их эксплуатации в зимний период: 

«Статья уродская! Охлаждающая жидкость не есть антифриз!! Расшифруйте значение слова антифриз! И при чем здесь охлаждающая жидкость??!!» «Автор данного опуса очень далёк и от законов физики, и от устройства ДВС. Видимо, поэтому и работает в журнале «За рулём»)))» «Про подзарядку АКБ – ерунда. Давить педаль на холодном моторе на нормальной машине – не опасно: модуль управления не даст создать резкую перегрузку. В общем, владение УАЗом очевидно мешает воспринять реальность. Как обычно у ЗР.»

Что ж, увидеть хорошие и добрые отзывы всегда приятно. Однако печально другое: воинствующий дилетантизм уверенно прорывается к микрофонам и камерам. Именно поэтому закрыть зимнюю тему опять не получается. Что ж, делаем очередную попытку достучаться до соседей по планете. Почему-то мне кажется, что многим это действительно интересно и полезно. В том числе и тем, кто обвиняет автора в тупости, дурости, убогости и прочих нехорошестях.

Для простоты восприятия попробую обойтись без графиков, гистограмм и таблиц. Начнем с общих зимних пожеланий.

Общие зимние пожелания

Основной современный инструмент в автомобиле – это… мобильный телефон с зарядным устройством! Телефон сегодня есть у всех, а вот зарядник в бардачке лежит не у каждого. Обязательно восполните этот пробел: хуже не будет.

Если ваши зимние вояжи будут загородными, да еще при этом и дальними, то положите в багажник лопату. Не крошечную, а нормальную, которой реально можно работать, если машинку засыпет-завалит-занесет. Заодно подумайте, не понадобится ли вам что-то из одежды? Когда всё вокруг хорошо, то можно сидеть за рулем и в рубашке, а вот если моторчик вдруг забастует, а за бортом окажется совсем не жарко, то старая теплая куртка может спасти жизнь. И не важно, вашу или чью-то еще.

С примерзшими дворниками сталкивались многие, поэтому их часто задирают вверх, оставляя машинку ночевать. А вот резиновые уплотнители дверных проемов далеко не всегда удостаиваются ухода. На автомобилях с окнами без рамок возможны нюансы: при открывании дверей окна на них должны слегка приопускаться... При этом, понятное дело, зимой все хозяйство обмерзает: ни открыть, ни закрыть. Во избежание неприятностей все «слабые звенья» очень желательно обработать подходящей силиконосодержащей смазкой – в продаже этого добра много. При этом не обязательно гнаться за чем-то супердорогим – на худой конец подойдет крем для рук, продаваемый в аптеках. Можно также применять… подушечки для чистки обуви – это даже удобно, потому как «лишнего» из них не «прольется». А механизмы замков нужно обработать чем-то спиртосодержащим: спирт, в отличие от керосина, растворяет лед.

Если наружные зеркала умеют самостоятельно складываться и раскладываться по команде с брелочка, то лучше сберечь эту эффектную функцию до прихода тепла. Если не отключить ее на зиму, а промокшая машинка ночью замерзнет, то механизм может сломаться. Хорошо, если раньше сгорит предохранитель.

Щетка-сметка зимой необходима. Мы уже писали, что предпочтение стоит отдать изделиям из поликарбоната, которые стойко переносят указанные неприятности. Угадать такой материал поможет прозрачный корпус изделия: его цвет при этом одинаков по толщине. Телескопические ручки на практике редко оказываются востребованными – без особой надобности не гонитесь за длиной…

Надо ли прогревать современный мотор?

«Я не понимаю всего этого сыр-бора «греть-не греть». Вы покупаете машину — должна быть вещь для жизни, а не жизнь для вещи. Я хочу с утра подольше поспать, почему я должен эти минуты сна терять ради какой-то железяки? Ну, если вы нищеброд, и вам не жалко своего времени, дак грейте, а если вы цените свое время и располагаете средствами, чтобы не ездить на 20-летнем (либо отечественном) автохламе, то можете не прогревать. Что тут непонятного?»

Из письма доброго человека в редакцию

Непонятно одно: хотите ли вы сберечь мотор или нет? Если – нет, то и обсуждать, в общем-то, нечего. Гарантийный срок он, скорее всего, отходит, а затем вы купите новую машину, переложив все проблемы на нового владельца.

Собственно, к тому же фактически призывают сегодня и автопроизводители. Мы неоднократно задавали вопрос «греть или не греть?» представителям различных компаний – официальный ответ всегда был один: не надо! Дескать, у нас всё современное, так что… Однако в кулуарах и без диктофонов речи быстро меняли окраску: мол, немножечко погреть не повредит.

Это вполне объяснимо. Если твой конкурент говорит покупателю, мол, «заводи и езди!», то кому охота отставать? Конечно, при таком раскладе греть якобы не стоит. Но при этом любой инженер все же понимает: принципиальных отличий между двигателями современного Форда и его прадедушки, в общем-то, нет. Поршни, кольца, подшипники – суть та же… Днища поршня нагреваются очень быстро, а вот зона канавок и все остальное сильно отстает. Следствие – большой перепад температур и высокие напряжения в деталях. А если к этому добавить желание водителя показать свою «крутость» и лихо стартануть на холодной машине с места в карьер, то возможны серьезные неприятности. Как на Запорожце, так и на БМВ.

Вообще-то, ни один инженер ни за что не станет экспериментировать таким образом даже летом. А зимой – ну, это просто не обсуждается. Вонять под соседскими окнами, конечно, не стоит, но по возможности желательно сначала пустить мотор, после чего смахнуть снег, проверить подвижность дворников и только после этого потихоньку тронуться в путь. Мы неоднократно убеждались – так мотор прогревается быстрее всего.

Что касается вреда от каждого холодного пуска, пересчитанного в потерянные километры пробега, которыми так любят козырять некоторые телепередачи, то не стоит верить каким-либо точным цифрам. Их просто не существует, поскольку никакая формула не сможет одновременно учесть типа мотора, марку залитого масла, возраст автомобиля, условия эксплуатации и многое другое. В Ницце цифры будут одни, а в Соликамске совсем другие.

Разрядка напряженности

«Про подзарядку АКБ – ерунда. Про нераспространенность АГМ – тоже. В общем, владение УАЗом очевидно мешает воспринять реальность. Как обычно у ЗР»

Из письма доброго человека в редакцию

Аккумуляторы в советские времена почему-то вызывали куда большее уважение, чем сегодня. Скорее всего, дело было в дефиците: купить новую «батарейку» можно было только в обмен на старую, причем при наличии справки, да еще по предварительной записи… Поэтому залитое мастикой черное чудище холили и лелеяли… А сегодня вера в могущество техники отодвинула на задний план все остальные мысли. Раз аккумулятор установлен, значит он должен отработать несколько лет – вот и всё. Тем более что генераторы нынче мощные, а батареи необслуживаемые…

К сожалению, всё не так просто. Принципиальных изменений конструкция батареи за последнее столетие не претерпела. Поэтому аккумуляторы по-прежнему не принимают заряд на морозе, а их КПД далек от 100%. И то, что спокойно сходит с рук летом, чревато неприятностями зимой.

Почему? Во-первых, пусковые токи резко возрастают: абсолютно любое моторное масло на морозе «густеет», а потому стартеру приходится нелегко. Во-вторых, практически все энергопотребители оказываются задействованными: на улице темно, холодно, слякотно и вообще… Поэтому фары, обогреватели, вентиляторы, стеклоочистители и стеклоомыватели практически непрерывно помогают контроллерам и прочей электронике высасывать запасенные кулоны электричества. В-третьих, движение по зимним дорогам, как правило, затруднено: число пробок уж точно не уменьшается.

  

В итоге у среднего автовладельца набирается неприятный набор из коротких пробегов, торчаний в пробках и частых пусков двигателя. И даже у мощного генератора все чаще не хватает времени восстановить полный заряд батареи – тем более что для приема заряда ей надо предварительно хоть немного согреться. Вот почему во многих случаях у потребителей дохнут даже новые батарейки, которым две-три недели от роду.

Что делать? Умные слова типа «тестер» использовать не будем: сегодня на них все чаще обижаются… Но хотя бы прислушиваться в работе стартера при пуске мотора все-таки нужно. Если пуск практически мгновенный, а лампы на щитке при этом не меркнут как на подбитом терминаторе, то пока еще все в порядке. А вот если нет – заряжайте немедленно! Кстати, очень советую возить с собой новомодный литиевый «пускач»: мы рассказывали о них не раз. Он сможет вас выручить, если в самый неподходящий момент «терминатор» все-таки помрет. Только не забывайте, что и пускачи ненавидят мороз, а потому перед пуском обязательно согрейте его любым удобным способом. Хоть на груди – это же не змеюка какая-то, а очень даже полезная штучка…

Говоря о внешнем пуске батареи, напомню: минусовой провод донора по возможности старайтесь подключать не на клемму штатной батареи, а на токонесущую часть кузова. К сожалению, на практике это не всегда возможно, поскольку вокруг сплошной пластик…

А вот чего никогда не следует делать, так это покупать смешные игрушки на пальчиковых батарейках, обещающие пустить ваш мотор через гнездо прикуривателя. Даже если их похвалят по телевизору… Это – обман. Или «разводилово»: кому как нравится…

Что заливать – тосол или антифриз?

«От пролитого антифриза не портится лакокрасочное покрытие кузова, а тосол его съедает: это очень агрессивная жидкость; и по опыту помпы двигателей работают в разы дольше на антифризе! Бред, что тосол и антифриз одно и тоже: я, работая на спецтехнике, не раз сталкивался с тем, что после доливки тосолом в антифриз последний просто-напросто сворачивался как прокисшее молоко и в расширителе образовывалась каша да и по тактильным ощущениям антифриз маслянистая жидкость в отличие от тосола и патрубки от него не дубеют как от тосола!»

Из письма доброго человека в редакцию

Дебаты про охлаждающие жидкости по неизвестной мне причине пользуются особой популярностью на форумах. При этом типичная аргументация выглядит примерно так, как указано выше. Мол, я и так все знаю.

Мне жаль спецтехнику, которую обслуживает этот добрый человек. А также всех тех, кто попадет к такому на обслуживание. А для тех, кто все-таки умеет слушать и слышать, повторяю еще раз краткую историю, поясняющую, откуда что берется. Давным-давно в радиаторы автомобилей заливали воду. Зимой ее разбавляли этиленгликолем, чтобы избежать замерзания. Такой состав превращался в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда – она не угрожала разорвать блок цилиндров и радиатор. Можно сказать, что это и был первый антифриз (в переводе: «против мороза», «незамерзающий»). Однако вскоре выявились проблемы, связанные с высокой коррозионной активностью этиленгликоля. Циркулируя по системам охлаждения, нагретый антифриз буквально поедал металл, разрушая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока. Поэтому в институте ГосНИИОХТ создали ОЖ оригинального состава — присадки образовывали на металлических поверхностях слой, защищающий детали от воздействия этиленгликоля. Название новинки возникло так: первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза», а окончание «ол» позаимствовали из химической терминологии. В итоге на свет появился ТОСОЛ — именно эту жидкость начали заливать в появившиеся вскоре автомобили Жигули. Название из аббревиатуры (ТОСОЛ) потихоньку превратилось в имя нарицательное (тосол). А поскольку Жигули в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и тосол попал в разряд элитных жидкостей для избранных. Тогда же в головах сформировался стереотип: мол, тосол — это жидкость, пригодная только для Жигулей.

Иными словами, правильный термин – один: охлаждающая жидкость (ОЖ). Однако на практике ее часто называют антифризом, поэтому условно можно считать их синонимами. Что до тосола, то он отличается от антифриза так же, как медведь от зверя, а щука от рыбы. И тем более не стоит полагать, что тосолы предназначены для отечественных машин, а антифризы – для иномарок.

Недопонимание простейших вещей отчасти порождено производителями нынешних охлаждающих жидкостей, именуемых «Тосол». К тем, старым, тосолам эти жидкости отношения не имеют, однако покупатели часто клюют на знакомые названия и невысокую цену. Что за жидкость при этом плещется внутри – неизвестно. Однако то же самое можно сказать и про большинство канистр с надписями «Антифриз». В продаже то и дело возникают «антифризы», замерзающие уже при минус 20°C и закипающие раньше чайника на плите.

К сожалению, абсолютного совета по выявлению на стадии покупки негодной ОЖ от годной не существует. Именно по этой причине замену ОЖ лучше проводить на проверенном сервисе, у которого есть устойчивая обратная связь по качеству применяемых технических жидкостей. Одиночке-покупателю такое, конечно, не под силу.

Чем напоить дизель?

«Заливаю десять лет самую дешевую соляру – и бед не знаю. В гробу я видел ваши лукойлы и шеллы! Это олигархи так дизели хоронят, а вы народ пугаете…»

Из письма доброго человека в редакцию

 

Насчет «самых дешевых» топлив мы высказывались столько раз, что повторяться не хочется. Это касается и бензинов, и дизтоплив. Однако бензины на морозе все-таки не замерзают, а вот «соляров», превращающихся в бытовом морозильнике в нечто твердое, лично я повидал несколько десятков! Проверяется просто: купил, пополнил пластиковый стаканчик и определил часов на пять в морозилку – комментарии не потребуются. Жаль, только, что по внешнему виду заправляемого топлива определить его профпригодность никак не получится.

Выхода, в общем-то, нет. По своему опыту добавлю также, что на всех АЗС, где я приобретал дрянные солярки, имелись документы, подтверждающие высокий класс продаваемого зелья. Возможно, именно поэтому на форумах обычно советуют заливать дизтопливо из той колонки, где до тебя заправлялись дальнобойщики. Мол, у этих ребят особый нюх – им барахла не наливают. Что ж, почему бы и нет?

Пару слов насчет антигелей. Средства неплохие, но не всемогущие: в лучшем случае они могут понизить температуру застывания, но категорически не умеют размораживать то, что уже замерзло! И если топливо предательски начинает менять свое агрегатное состояние, то никакие пузыречки уже не спасут. На буксир – и в теплый бокс. Или дожидаться прихода весны…

Что залить в бачок с омывайкой?

«Надоели со своими стонами про нетекучую омывайку! Если тачка нормальная, то и проблем нет. У меня обогреваемый бачок на мерине, хоть воду лей. Нищебродские страдания».

Из письма доброго человека в редакцию

Нормальная тачка – это, конечно же, хорошо. Плохо лишь то, что автор письма написал ерунду. В бачок можно установить хоть кипятильник, но на выходе из форсунок омывателя встречный холодный поток быстро организует ледяную скульптуру. Про ветровое стекло и говорить нечего.

К сожалению, на большинстве современных автомобилей, особенно дорогих, продаваемые в РФ омывайки не желают работать. Нет, они не замерзают: беда в том, что разрешенные к применению жидкости созданы на основе изопропилового спирта. А его вязкость на морозе возрастает так сильно, что загустевшая жидкость с трудом пропихивается через новомодную форсунку с красивым распылом. На старых машинах форсунки имели больший диаметр, а потому особых проблем не возникало.

Лучший выход при сильных морозах – пользоваться запрещенным у нас метанолом. Эти жидкости и сейчас совершенно свободно продаются на развалах и обочинах – при этом в «серьезных» магазинах их не найти. В скандинавских странах, где зимой тоже не совсем тепло, они свободно продаются на прилавках: там ценят жизни нормальных водителей, которым «надо ехать»! А пить такую гадость они не станут.

Кроме метанола можно применять водку. Святотатство, конечно, но зато можно смело брать самую дешевую, пусть даже палёную. Правда, ее вязкость в несколько раз выше, чем у метанола, но вдвое ниже, чем у разрешенного изопропила. Еще читатели советуют закупить в Интернете дешевый спирт и разводить его водичкой 1:1. Разводов на стеклах не избежать, но это лучше, чем ничего.

Подпишитесь на «За рулем» в

Колодочкин Михаил
05.10.2016
Фото: «За рулем»
Поделиться: