Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?

Очередная подборка «хорошо забытого старого» из мира автомобилей и путей сообщения. Итак, ВАЗ‑2122 — амфибия на агрегатах Нивы, тянитолкай МАЗ‑541 с двумя рулями, монорельс от Питера до Москвы, колесо Илона и другие необычные изобретения из копилки Михаила Колодочкина. Многие из них — и даже самые хитроумные! — применялись в автомобилестроении.
Полная версия

С двумя рулями

Появись такой «седан» на современной дороге – расступились бы все. Полная масса – под 30 тонн, объем двигателя – почти 39 литров. Правда, максималка всего 30 км/ч. Потому что это не банальная легковушка, а аэродромный тягач МАЗ‑541. У него было два руля: для движения вперед и назад соответственно. Чтобы сменить направление движения, водитель просто пересаживался на другое место.

Монорельс меж двух столиц

В 1897 году русский изобретатель Ипполит Романов продемонстрировал модель сконструированной им подвесной электрической дороги с одним вагончиком. Изобретателя поддержало Императорское русское техническое общество, после чего он приступил к строительству настоящей дороги. На путевую балку установили пару двухосных тележек, к которым подвесили вагончик. Мотор мощностью 6 кВт разгонял трехтонную конструкцию до 15 км/ч. Испытания оказались настолько успешными, что изобретатель собрался протянуть свой «монорельс» из Питера в Москву, а оттуда – в Нижний Новгород. Однако спонсора для этого проекта найти не удалось.

Колесо Илона

Илон Маск никакого отношения к этому изобретению не имеет. Его автор – шведский инженер Бенгт Илон, который в семидесятых годах прошлого века придумал нечто, позволяющее транспорту двигаться в любом направлении безо всякого рулевого механизма. Конструкция представляет собой колесо, на котором смонтированы независимые ролики, расположенные по его окружности под углом 45°. Изменяя скорость и направление вращения каждого из колес, можно заставить такую машину двигаться в любую сторону – вперед, назад, боком и по диагонали. В автомобилестроении идея широкого развития не получила. А многочисленные игрушки с такими колесами выглядят очень забавно.

Днем с фонарем

Фонарные трамваи, которые служили в столице более полувека (!), получили свое название вовсе не в честь световых приборов, а из-за стандартной для начала прошлого столетия застекленной надстройки на крыше. Подобные конструкции называют фонарями – термин пришел из архитектуры. В помещении с таким фонарем днем значительно светлее. Что касается трамваев, то знатоки утверждают, что фонари в них использовали не только для освещения, но и для вентиляции салона.


Проект «Река»

В свое время Министерство обороны СССР заказало Волжскому автозаводу разработку автомобиля командира роты. Согласно техзаданию машина была сугубо армейской, однако формально амфибия ВАЗ‑2122, построенная на агрегатах Нивы, считалась транспортом для охотников и спортсменов. К 1985 году пять плавающих вседорожников отправили на испытания в реальных условиях – они прошли от Байкала до Средней Азии. Военные были в восторге, в том числе и министр обороны Дмитрий Устинов. Но именно он поставил точку в проекте «Река». Денег на ежегодный выпуск пятисот машин у министерства не нашлось.

Воздуховоз

Двигатели на сжатом воздухе использовали еще в позапрошлом веке – например, на транспорте, работающем в газоопасных шахтах. Баллоны со сжатым воздухом передвигали как малогабаритные тележки, так и целые поезда. В частности, они обес­печивали пять-шесть километров пробега на одной заправке при массе состава до 100 тонн. Широкому распространению воздуховозов помешали низкий КПД и необходимость частой зарядки баллонов.

Фото: из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в

Колодочкин Михаил
22.10.2016
Поделиться: