Вездеход вместо яхты — журнал За рулем

Вездеход вместо яхты

ВЕЗДЕХОД ВМЕСТО ЯХТЫ

ТЕХНИКА

ОБОЗРЕНИЕ

ВЕЗДЕХОД ВМЕСТО ЯХТЫ

Это ли не мечта заядлого рыболова, охотника или туриста?

Александр ГЕРАСИМОВ

Первые попытки создать плавающий автомобиль относятся к 1907 году, когда французскому изобретателю Равалье удалось построить самодвижущийся и «самоплавающий» экипаж в виде деревянной лодки на колесах. Его мотор мощностью около 25 л.с. приводил в движение задние колеса и гребной винт, разгоняя амфибию до 30 км/ч на суше и до 9 км/ч на воде. Испытания на реке Роне прошли успешно, однако дальше опытного образца дело не пошло. С тех пор многие фирмы создавали конструкции плавающих автомобилей, причем наряду со специально сконструированными образцами пробовали придать плавучесть серийным машинам. Отметим «Ленд-Ровер», снабженный гребным винтом и прорезиненными подушками, надуваемыми выхлопными газами, а также «Фольксваген-Зее-Гольф» с жесткими поплавками по бокам кузова, опускаемыми в воду с помощью гидроцилиндров. Все это лишь экзотические модели, так как найти компромисс и создать пригодную для практического использования амфибию нелегко.

Сразу стоит сказать, что основным заказчиком амфибий была армия. Поэтому наиболее урожайными на подобные конструкции всегда были предвоенные и военные годы. Так, германский вермахт получил в 1938 году две машины — Ханса Триппеля (SG 6) и «Швиммваген» на базе еще не успевшего стать народным «Жука». Обе амфибии имели полный привод, что было необходимо для беспрепятственного входа и, особенно, выхода из воды. Характерной особенностью машин Триппеля до 1941 года были... боковые дверцы при открытом сверху кузове. Самой же многочисленной стала семья «швиммвагенов» типа 166, достигшая к 1944 году 14,3 тысячи экземпляров. Несущий корпус этой машины с откидным ветровым стеклом был выполнен из листовой стали толщиной 1 мм (мечта россиянина!). Силовой агрегат с оппозитным двигателем воздушного охлаждения располагался сзади и приводил в движение не только колеса, но и откидной трехлопастный гребной винт. Теперь такая конструкция стала обычной для подвесных лодочных моторов. На спокойной воде «Швиммваген» развивал до 10 км/ч, используя передние колеса в качестве водяных рулей.

Американцы тоже не отставали и прославились своими более тяжелыми амфибиями «Джи-Эм-Си-Дак» («Утка») и «Форд-GPA». Первая базировалась на агрегатах трехосного армейского грузовика «Джимми» и имела понтонный корпус из стали толщиной 2 мм, что обусловило снаряженную массу 6,5 тонны. Машину оборудовали лебедкой, мощной системой водоотлива с двумя насосами и — впервые в мире — централизованной системой подкачки шин. «Утка» находилась в эксплуатации вплоть до 70-х годов и стала прародительницей опытной «летающей утки» на подводных крыльях. Этот аппарат с газовой турбиной от вертолета «Белл» развил в 1959 году огромную скорость на воде — 60 км/ч.

«Форд» был намного легче и базировался на агрегатах «Виллиса». Тем не менее, он мог перевозить пять человек или 250 кг груза, а на практике возил и больше. Максимальные 9 км/ч на воде достигались на второй передаче, но из-за большого расхода топлива машина обычно плавала на третьей, развивая «крейсерские» 7 км/ч, но зато экономя топливо вдвое.

Вернемся, однако, в Россию. Наиболее известны, пожалуй, НАМИ-011 на агрегатах ГАЗ-67Б (его выпускали до 1953 года как ГАЗ-011), а также плавающие собратья ГАЗ-69 и ЛуАЗа. Первый, под индексом ГАЗ-46, выпускался с 1953 года и был значительно крупнее «Форда-GPA» при вдвое большей грузоподъемности. Особенность этой амфибии — колеса особой конструкции, позволяющие для увеличения проходимости ездить на подспущенных шинах без риска их проворачивания и попадания воды внутрь покрышки. На щитке приборов появились тахометр и сигнальная лампочка появления воды в трюме. ЛуАЗ-967 (ЗР, 1988, № 6) был модификацией легкого джипа ЛуАЗ-969М. Сорокасильный «запорожский» двигатель воздушного охлаждения получил отсасывающий вентилятор вместо нагнетающего, второй масляный радиатор и дополнительный шкив для привода лебедки. Необычно размещение водителя — по центру машины, тогда как два пассажира сидят чуть сзади, справа и слева. Их сиденья складываются в ниши, так что образуется совершенно плоская грузовая платформа. Для улучшения маскировочных свойств рулевая колонка может откидываться, чтобы водитель управлял машиной лежа! Гребного винта нет, ход по воде обеспечивают шины с развитыми грунтозацепами. Поэтому скорость на плаву не превышает 3 км/ч. В последние годы эта амфибия активно распродавалась из армейских закромов, и сейчас ее можно купить по объявлению. Правда, московская ГИБДД отказывается ставить подобную технику на учет, хотя в других регионах таких сложностей, говорят, нет.

Из тяжелых амфибий на базе грузовиков упомянем, пожалуй, лишь зиловские БАВ (ЗИЛ-485, выпускавшийся с 1952 года) и авиатранспортабельную машину ПЭУ-1, разработанную в 1968 году для эвакуации приводнившихся космических аппаратов. Она имела три пары колес, водометный движитель и могла сама грузить на себя в воде космический корабль массой до трех тонн. Позднее ее сменил комплекс «Синяя птица» ЗИЛ-4906 из двух трехосных автомобилей со стеклопластиковыми кузовами и поисковой амфибии с роторно-винтовым движителем.

Что же, однако, ждет далеких от военных игр и космических полетов любителей активного отдыха на воде? Этим направлением автомобилестроения заинтересовались уже много лет назад на Западе и создали в 1961 году американо-немецкий «Амфикар» — кабриолет с герметичным кузовом. Двигатель семейного плавающего автомобиля размещен сзади и приводит задние колеса и два нейлоновых гребных винта, обеспечивая скорость на плаву до 12 км/ч при часовом расходе топлива около 6 л. Передние колеса работают как водяные рули. Таких машин сделали около 3700 штук, но в 1967 году производство было свернуто.

Сегодня предлагают показанный на Женевском автосалоне-99 комплекс «Ринспид-Икс Дрим» из собственно автомобиля и быстроходного катера на воздушной подушке (ЗР, 1999, № 4). Можно ли отнести его к категории амфибий, это, конечно, вопрос. Но на несбыточную мечту рыболова при цене около полумиллиона немецких марок он точно тянет.

Воплощением же мечты могла стать знакомая всем «Нива». На плавающей версии ВАЗ-2122, известной под названием «Проект Река», использовали серийные узлы и агрегаты, размещенные с сохранением «нивовской» компоновки в упрощенном водоизмещающем кузове с откидным стеклом и тентом (ЗР, 1995, № 9). На плаву вращением колес машина «выгребала» около 4 км/ч и имела хорошую маневренность. Столь же немудреный УАЗ-3907 «Ягуар» (ЗР, 1989, № 2) представлял собой комбинацию несколько измененной рамы, ходовой части, двигателя и трансмиссии UAZ 469 с новым кузовом, под полом которого перед задним мостом были установлены два гребных винта. Увы, обе разработки остались лишь опытными экземплярами — у военных не хватило денег, а в «гражданский» спрос командиры производства не поверили (думается, зря).

В самое последнее время появились принципиально новые амфибии на базе автомобилей с шинами сверхнизкого давления (так называемые «биг футы»), плавучесть которых обеспечивают шины огромного объема. Такие машины не плывут, а едут по воде, аки посуху. На последних автосалонах в Москве можно было видеть пару-тройку подобных моделей — в основном, для использования в отдаленных от цивилизации заболоченных и заснеженных районах, где для проходимости важно низкое удельное давление на грунт. В общем, конструкторская мысль не дремлет и обещает появление оригинальных водоплавающих экипажей. Например, уже готов водоизмещающий кузов для питерского вездехода «Кайман» (ЗР, 1999, № 4)...

«Швиммваген».

«Амфикар».

ГАЗ-46 МАВ.

Прототип ЛуАЗ-967.

Последний комплектный ПЭУ-1 (слева) и БАВ-А (ЗИЛ-485А) на полигоне ЗИЛа.

ЗИЛ-4906 «Синяя птица».

Прототип УАЗ-3907 «Ягуар».

ВАЗ-2122 «Проект Река».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые