Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Придумано американцами: 7 идей, которые изменили автопром

В этой подборке изобретений найдутся и эпохальные, и не слишком значительные, и почти забытые, и актуальные по сей день.
Полная версия

Факт, однако, что ни один узел конструкции, ни один элемент внешности автомобиля не был обойден вниманием тех, кто стремится сделать автомобиль удобнее, безопаснее, надежнее. Смотрите и сравнивайте!

1. Крыша-самокрутка

Кабриолеты марки Plymouth — одного из брендов корпорации Chrysler в 1939 году впервые оснастили сервоприводом для складывания и закрывания мягкой крыши. Изобретение не назовешь эпохальным, однако приверженцы открытых кузовов не пожалели долларов за избавление от возни с тентом. Тем более, что не для всякой машины хватало одной пары рук: многим требовался помощник. Несмотря на конкуренцию со стороны складных металлических крыш, и мягкие тенты, и механизмы для их складывания применяются до сих пор, хотя доля кабриолетов явно уменьшается.


2. Фары под колпаками

Фары издавна существовали как отдельный элемент экстерьера, а у модели Cord 810 1936 года их не только спрятали в крылья, но впервые закрыли колпаками — для лучшей обтекаемости и ради большей цельности, даже некоторой загадочности облика. Но популярность потайные фары завоевали намного позже — в 1980-е годы, особенно на спортивных моделях. Со временем световые приборы стали более компактными и мощными, они легче вписываются в обтекаемые контуры кузова. К тому же торчащие из капота «домики» могли травмировать пешеходов при наезде. В общем, интерес к скрытым фарам угас так же быстро, как возник.



3. Постучали по дереву

Еще одна американская фишка — woody, отделка машины деревом. Несколько десятилетий оно широко использовалось для грузовых и грузопассажирских кузовов. Освоение крупной штамповки из листа сделало очевидным преимущество цельностальных конструкций. Тогда дерево пустили на отделку в стиле кантри, потакая вкусам фермеров и многочисленных обитателей «одноэтажной» Америки. «Деревяшки» закончились двумя моделями Buick 1953-го. На смену пришла дешевая имитация из пленки.



4. Неубиваемый вояка

Эта машина сто́ит всех остальных изобретений американцев в автомобилестроении: Willys MB, он же Ford GPW. От начала разработки вездехода в 1940-м до запуска в серию прошло около двух лет. Для производства выбрали прототип фирмы Виллис-Оверленд — к слову, он во многом повторял другую конструкцию: Америкен Бэнтам. Но настоящим победителем оказался Форд, сумевший быстро наладить массовый выпуск. За годы Второй мировой войны все названные фирмы изготовили почти 650 тысяч таких автомобилей, из них 52 тысячи получила Советская Армия. Они служили в качестве командирских, а также тягачей для легких противотанковых орудий.




5. Не ошибитесь дверью, сэр

Первые кузова типа «стретч-лимузин» или просто «стретч» построила фирма Armbruster еще в 1928 году. Раму удлиняли здоровенной вставкой, диваны располагали, как в обычном авто, поперек салона, причем у каждого — своя пара дверей. Стретчи полюбились музыкантам джазовых биг-бэндов и гостям дорогих отелей. Такие машины из США обслуживали одно из советских учреждений в конце 1980-х. Но всерьез и надолго обосновались в России лимузины, чьи салоны превращены в уютные гостиные с диванами вдоль бортов, баром, телевизором. Как и 90 лет назад, их строят в США специализированные фирмы, используя серийные модели самых разных марок.



6. К рекордам — на всех парах

Паровые автомобили нынче почти забыты — а ведь они успешно конкурировали с бензиновыми и электрическими вплоть до 1930-х годов. Ставшая известной фирма Stanley Motor Carriage строила не только пассажирские «паровики», но также грузовики и автобусы, причем добилась как коммерческих, так и спортивных успехов. В 1906 году гоночный болид Stanley Steamer достиг рекордной скорости для автомобилей с любым типом двигателя: 127 миль или 204 километра в час. Рекорд был побит лишь через пять лет, а в качестве высшего достижения для паровых авто продержался до наших дней — во многом из-за падения интереса к данной теме. Наконец, в 2009 году паровой автомобиль английской конструкции развил на авиабазе в США среднюю скорость 225 километров в час.



7. Козырная восьмерка

Двигатель типа V8 придумали не в Штатах, но именно американцы довели его до той степени совершенства, при которой такие моторы стали широко востребованными. Важнейший шаг сделали технологи Форда: они выполнили оба ряда цилиндров и верхнюю часть картера в виде единой отливки. Трудоемкость корпусных деталей значительно снизилась, к тому же блоки стали удобны для автоматизированной обработки. 



Поставленные на поток моторы Ford V8 семейства «флэт хэд» — «плоскоголовые» — выпускались в США с 1932 по 1954 год. Во Франции ими также комплектовали в 1950-х легковые автомобили SIMCA, а вплоть до 1974 — армейские грузовики, прослужившие до начала 1990-х.
  • 10 двигателей, которые перевернули мир, — тут.
Фото: из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в

Аркуша Владимир
03.02.2020
Поделиться: