168
169
IМЫ И АВТОМОБИЛЬ ЭРРЕТЛОББАН КОРД ВОРВАЛСЯ БЫЛОЕ В ИСТОРИЮ АМЕРИКАНСКОГО АВТОМОБИЛИЗМАПОДОБНО ТАЙФУНУряд (уже в 1925-м появились четыре новых «оберна»), не жалел денег на рекламу. Вскоре продажи удвоились ик 1929-му фирма выпускала около 30 тысяч машин ежегодно. Кстати, ее девизом стал слоган: «Клиент однажды - друг навсегда». Корд был уже фактическим владельцем и презиЭррет Лоббан Корд (1894-1974 гг.) менитостеи «дюзи» купили обожаемые публикой Гэри Купер и Кларк Гейбл. Кстати, Корд жил в то время по соседству с кинокумирами. Помимо роскошного пентхауза в Чикаго, он владел 62-комнатным особняком в Беверли-Хиллз. На рубеже 30-х о нем говорила едва ли не вся Америка. Концерн рос как на дрожжах. В отличие от «Форда», Крайслера» и «Дженерал моторз» заводы Корда щая звезда американской автомобильной стилистики, до иммиграции в начале 20-х Алексей Владимирович. Под длинным капотом сыто урчал 125-сильный красавец мотор - рядная «восьмерка» объемом 4,9 л. Но главной технической сенсацией стала переднеприводная компоновка. Вся Америка уже знала об аналогичных по конструкции «миллерах» - они выигрывали одну за другой гонки на «овалах». Но серийный автомобиль с передними ведущими колесами... На такое в Штатах еще никто не отважился. Корд был хорошо знаком с Гарри Миллером и, i по слухам, именно он подкинул выдающемуся конструктору идею сделать «неправильную» - с коробкой передач и дифференциалом перед двигателем - гоночную машину. Так что Миллер, купивший, кстати, пару L29 одним из первых, тоже поработал на Эррета Лоббана. Богатые американцы получили не только шикарный и быстрый, но и прекрасно управляемый автомобиль. Корд вновь угодил звездам экрана и эстрады. Вот только клиентов, падких на технические изыски или просто на дорогие машины, стало значительно меньше - в стране бушевала Великая депрессия. В конце 1931-го, построив всего 4400 экземпляров, производство «кордов» остано-ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВГлядя на хронометриста, готового вот-вот дать старт заезду, Эйб Дженкинс вряд ли мог предполагать, что рекорд, который он установит, продержится в США целых 17 лет. «Корд-812 Беверли седан» с двигаБыло это осенью 1937-го, телем, оснащенным компрессором. когда Дженкинс за рулем серийного «Корда-812» раздентом компании, самым вил на дистанции в одну мимолодым за всю историю авлю 107,66 мили/час томобилестроения США. На (177,22 км/ч). Средняя скоэтом удачливый и энергичрость 24-часового заезда тоный бизнесмен не останоже была впечатляющей - вился. Уже в 1928-м он покупочти 164 км/ч. Эти рекорпает завод братьев Фридриха ды могли стать еще одним и Августа Дюзенбергов. Тазнаменательным событием в лантливые конструкторы, жизни автомобильной импесоздатели мощных двигатерии мистера Корда, если лей, прославивших себя и на бы... она тогда существовагоночных трассах, работали ла. Но чуть раньше, в августе основательно, но не очень-то 1937-го, концерн и его симприбыльно. Молодой босс, вол - марка «Корд» - сошли предложив братьям создать с автомобильной сцены. новую модель - флагман А Дженкинс ровно 65 лет наконцерна, выдвинул лишь зад лишь устроил им пышдва условия: не жалеть ные похороны... средств и сделать «самый лучший автомобиль в мире». Началось все 15 мая 1924 года. Эррет Лоббан Корд, никоНи больше и ни меньше. му неизвестный сын фермера из Миссури, был назначен генеральным менеджером фирмы «Оберн». Акционеры особенно не рисковали: ухудшить положение компании было сложно, а вот улучшить.... Тридцатилетний амбициозный администратор обновил команду инженеров, изрядно освежил модельный Так родился легендарный роскошный «Дюзенберг-J» с 265-сильньгм двигателем. На версии SJ мотор с компрессором развивал совершенно астрономические для тех лет 320 л. с. Автомобиль был почти в три раза дороже престижного «Кадиллака» и получил признание у голливудских звезд. Среди прочих зна-строили отнюдь не народные модели: даже самые дешевые «оберны» не относились к их числу. Расширяя империю, Корд прикупил пару кузовных фирм, моторный завод «Лайкоминг», авиационные компании «Сенчури Эйр Лайнс» и «Стинсон Эйркрафт». Пора было увековечить свое имя. В 1929-м на рынке появился «Корд-Ь29». Богатым покупателям предлагали на выбор четыре элегантных, просторных кузова с великолепной отделкой. В работе над дизайном принимал участие Алекс Сахновский - восходя-«Корд-1_29» с кузовом фирмы «Мэрфи» занимал почетное место в гараже актрисы Долорес Дель Рио.:002>8 вили. Иной машины, достойной имени некоронованного императора, в тот момент у концерна не было. И все же империя Корда устояла то- / гда перед кризисом. Весной 1933-го конструкторы принялись за новую модель. Босс привлек молодого дизайнера Гордона Бюринга, сделал его главным стилистом фирмы «Дюзенберг». Рассчитывали, что автомобиль с двигателем V8 станет «бэби-Дюзенбергом», поэтому-то первые прототипы (всего их сделали чуть ли не сотню!) не были переднеприводными. Но, видимо, именно кузов Бюринга с покатой крышей, монументальными линиями капота, огромными крыльями, где прятались фары - удивительное сочетание величественности и легкости, вдохновил Корда на вторую попытку. В июле 1935-го Рой Фолкнер, президент отделения «Оберн» и правая рука босса, подписал модели путевку в новую жизнь: началась подготовка производства переднеприводного «Корда-810»! Автомобиль стал главной сенсацией выставок в НьюЙорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и, конечно, в автомобильной столице - Детройте. В «Одноэтажной Америке» И. Ильф и Е. Петров, видевшие 810-й на салоне, вспоминали: «... низкие могучие «корды» с хрустальными фонарями, скрывающимися в крыльях для пущей обтекаемости... Американочки забираются в эти машины и сидят там целыми часами, не в силах выйти. В полном расстройстве чувств, они нажимают кнопку, и фонари торжественно выползают изМодель «812 Спортсмен» сегодняшние коллекционеры ценят особенно высокации отпугивала покупателей. Не помогали ни крыльев. Снова они касаютгромкая реклама, ни участие ся кнопки, и фонари прячутв гонках, в том числе на знася в свои гнезда. И снова нименитой «старой кирпишничего не видно снаружи - гоце» в Индианаполисе. лое сверкающее крыло». Летом 1937-го предприняО новом «Корде» писали ли последнюю попытку не только автомобильные продвинуть автомобиль в издания. Фолкнер рассказыЕвропу: «Корд-812» выставал, что за пресс-релизами вили на престижном в те гообратились более 7500 журды салоне в Лондоне. Евроналистов! В феврале 1936-го пейцы, конечно, были менее седаны поступили в продаконсервативны, они уже нажу. Через пару месяцев их чали привыкать к переднеполучили дилеры «Оберна» приводным машинам, но в Европе, Южной Америке для жителей Старого света и Южной Африке. Примерцена американского чуда но тогда же на рынок выбыла и вовсе заоблачной. шел элегантный двухдверВ августе 1937-го автомоный кабриолет. А уже в конбиль сняли с производства, це года появился «Корд- изготовив чуть более двух 812» с компрессорным 195- тысяч экземпляров (по друсильным мотором (именно гим сведениям - около трех на таком автомобиле Джентысяч). И тогда же Корд, ускинс 65 лет назад побил ретавший от долгой борьбы со корды) и седан «Кастом» с сверхмощными автомоудлиненной базой. бильными гигантами, навсеВосторгались машиной гда покинул бизнес. За свою многие, приобретали - едиимперию он выручил неницы. «Корд» был дорог, да и сколько миллионов долларов и уехал в Калифорнию нетривиальность консгрукЗвездная пара - знаменитый актер Гэри Купер и его «Дюзеноерг-J» 1930 года. Духовным отцом легендарного «Дюзи» был Эррет Л. Корд.отдыхать от забот. Концерн разошелся но частям. В цехах, где делали «корды», позже производили кузова «виллисов» и детали бомб. Кузов «Корда» (с неубираюшимися, ради удешевления, фарами) в попытках удержаться на плаву использовали былые конкуренты «Грэм» и «Хапмобиль». Не получилось - обе марки перед войной тоже ушли в историю, в 1938-1941 гг. было выпущено всего 2200 потомков «Корда», который, как казалось совсем недавно, покорит Америку... Оживить легенду пытались в 60-х, изготовив несколько десятков репликаров кабриолета модели 812 с моторами «Шевроле» и «Форд». Третья жизнь тоже оказалась недолгой. Но уже наступало время коллекционеров, искавших и восстанавливающих сохранившиеся «кор-"ды», готовых ради них выложить огромные деньги, чтобы с гордостью показывать свои сокровища на выставках ретро-автомобилей. Эррет Лоббан Корд, скончавшийся на ранчо в Неваде в 1974-м, еще застал это время. Он мог быть удовлетворен, увековечив свое имя в необычных автомобилях, ставших легендой. Когда-то мало кто мог раскошелиться на переднеприводного красавца... И теперь мизерный тираж сделал творения Кор- 1 да особенно ценными. 1»1 -| /