204
205
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |тившего колеса. На самом деле хампы ее все же не исключают, хотя и снижают вероятность такой беды. Что же это дает с позиций безопасности? Если проколото заднее колесо, то... почти ничего. Разве что снижается риск «изжевать» шину, когда вовремя не заметишь, что она проколота. Тут все ясно: если в одном случае шина полностью спустит за час, а в другом за минуту, то больше шансов похоронить вторую - то есть камерную. На устойчивость и управляемость машины более всего влияют передние колеса. В нашем примере автомобиль с камерной шиной в течение минуты будет все сильнее тащить в сторону. Когда она полностью потеряет воздух, да еще и разбортуется, справиться с управлением сможет далеко не каждый. В интересах водителя как можно раньше почувствовать прокол переднего колеса. К счастью, случается это довольно редко (бывает, скажем, при наезде на доску с гвоздями), но если все же произойдет - с бескамерной шиной времени на принятие решения гораздо больше и, естественно, больше шансов благополучно остановиться. Несравненно чаще мы прокалываем задние шины. Существует даже некая «теория»: переднее колесо, наехав на лежащий гвоздь, подбрасывает его - и тот, кувыркаясь, попадает под заднее. Понятно, что попадает далеко не каждый, тем не менее раньше или позже свой гвоздь шина находит. УДАР УДАРУ РОЗНЬ А теперь обратимся к наиболее типичным повреждениям от контакта покрышек с острыми краями естественных и рукотворных выбоин на дорогах, ям на обочинах. С тех пор как ив России появились бескамерные шины, любому маломальски опытному автомобилисту известно - именно колдобин и нужно более всего опасаться. Почему? У бескамерного колеса своя ахиллесова пята - целостность его определяется не только состоянием шины, но и обода. Любая глубокая вмятина на полке обода - это то место, где борт шины прилегает слабо или вообще не прилегает. Воздух здесь «убежит» почти мгновенно. Сталкиваемся с этим, когда на машине обычные, штампованные из мягкой стали диски. Погнуть их несложно. Модные легкосплавные пожестче, ноПО МИННОМУТАК ЛИ НАДЕЖНЫ БЕСКАМЕРНЫЕ ШИНЫ?ныне, как правило, бескамерными. А сжатый в шинах воздух так и ищет лазейку... И при определенных условиях «испаряется» мгновенно. Почему же часть автовладельцев считает бескамерные шины безопасными? У них два довода. Первый: если проколовший шину гвоздь остался в ней, то воздух выходит через отверстие прокола - и больше нигде. А поскольку у бескамерной шины внутри тонкий упругий слой герметизирующей резины, плотно охватывающей гвоздь, утечка ПРОКОЛ СПЕРЕДИ, ПРОКОЛ СЗАДИ воздуха идет очень медленно. Во мноЕсли кто-то вам толкует о «безопасгих случаях это позволяет продолжать ности» бескамерных колес, то знайте - движение, лишь изредка останавливаэто миф. Когда бы проблема решалась ясь для подкачки шины. так просто, то стали бы ведущие мироВторой довод - конструктивная осовые автопроизводители тратить на это бенность обода бескамерного колеса, столько средств? Большинство же авна полках которого кольцевые выстуню? томобилей, сходящих с конвейеров, пы - хампы, улучшающие уплотнение 34 по-прежнему оснащается привычныбортов. Полагают, что они панацея от ми всем пневматическими шинами - самопроизвольной разбортовки спусТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ИВАНОВа «Волга» вылетела с дороги, но экипажу повезло - не перевернулись, не встретились с деревом... Мелкие вмятины не в счет. Водитель «в трансе» - ничего объяснить не может, только повторяет, что машина сама ушла с дороги. Так оно и было: правое переднее колесо разбортовалось, шина безвольно висела на ободе. Пригляделись - обод глубоко вмят... Что же произошло?Т силу удара трудно предсказать - порой гнет и эти. К тому же «литье» иногда очень коварно: диск при ударе может треснуть. И тогда быстрая потеря воздуха неминуема. Переднее колесо упомянутой выше «Волги» именно так и погнулось: ехавший сзади водитель видел, как вспыхнули у нее стоп-сигналы, и на тормозах машина влетела в глубокую выбоину. Затем последовал полет в кусты за обочиной. Кстати, въезжать в яму на заторможенной машине не должен даже «чайник». Особенно сильно пострадают именно передние колеса, нагруженные инерцией машины... Тут-то невольно вспомнишь камерную шину! Конечно, удар удару рознь. Бывает, при аварии и камеры рвутся. Но лихачи, «загибавшие» немало колес, подчас и на «квадратных» ездили довольно успешно. ТУТ ТОЖЕ НЕ ЗЕВАЙ! Внезапно потерять контроль над машиной можно ив других случаях. Чаще всего, если колесо сильно порезано На правах рекламыосколками бутылки, острой железякой и т. п. Воздух уходит так быстро, что наличие или отсутствие камеры не имеет значения. Сразу после повреждения переднего колеса машину резко бросит в сторону: спустившая шина тормозит, как якорь. Удержится ли она при этом на ободе, помогут ли хампы дело десятое: тут бы собственную жизнь да пассажиров сохранить, ведь машину может выбросить куда угодно. Если колесо мгновенно спустило, спорить о том, с остатками какого приятнее «приземлиться» за обочиной камерного или бескамерного, - бессмысленно. Для такого случая дать рекомендации трудно. От возможности наехать на бутылку, которую только что ваш коллега-автолюбитель выбросил (или «заботливо» выставил в среднем ряду), даже на лучших наших дорогах никто не застрахован. А уж на всяких второстепенных - тем более. Даже самый наивный из нас вряд ли может полагаться на дорожные службы: они, мол, уберут, подметут... Одна надежда ность.на собственную вниматель-С КАМЕРОЙ НАДЕЖНЕЕ Так какую же конструкцию признать более надежной? С учетом стойких особенностей наших дорог - все же камерную. Тогда что же побуждает автопроизводителей комплектовать конвейерные автомобили бескамерными? В пользу их - в основном экономические доводы. Материалоемкость шины меньше, она дешевле, что особенно важно для автозавода, к тому же на собственное качение тратит меньше энергии - возрастают скоростные и динамические качества автомобиля, снижается расход топлива. А это в цене уже иу нас, автомобилистов. Поэтому мы ни в коем случае никого не призываем немедленно покупать камеры. В конце концов, наши дороги легко могут прикончить любые колеса - но езда по ямам, выбоинам требует повышенного внимания от владельца бескамерных. Будьте осторожней! 1»1"Автомедон", Москва,Леснорядский пер,д. 18, стр.5 Тел.: (095)747-99-86Факс: (095) 743-07-77 e-mail: aglev@boschservice.ru www.boschservice.ru "Астек" Москва, Хорошевское ш., д. 39 Тел.: (095) 278-51-07 Факс: (095) 278-40-86 e-mail: astek@aha.ru "Дунфан", Москва, ул. Свободы, д. 79 Тел.: (095)496-41-01 Факс: (095) 490-88-63 vwvw.dunfan.njСеть магазинов фирмы "КЭМП", Москва и область, Многоканальная справочная: (095) 996-00-00 Магазин «Автозапчасти» Тел./факс (095) 996-74-04 e-mail: kemp@kemp.ru www.kemp.ru "ТОП СЕРВИС", Санкт- Петербург, ул. Софийская, д. 6 Тел./факс (812) 326-42-42 e-mail: info@amg.spb.ru www.amg.spb.ru Batintertrade Group, Москва, ул. Авиамоторная, д. 50 Тел./факс (095) 273-76-72 www.batintertrade.ruАккумуляторы BOSCH —всегда положи г ельный зарядАвтозапчасти"КАТОД+", Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 75 Тел.: (095)737-09-09 Тел.:(812)327-71-11 e-mail: press@katod.ru www.katod.ruBOSCHПредставительство ООО -Роберт БОШ» Россия, Москва, ул. Ак. Королева, 13 Тел: (095)935-7195 Факс: (095) 935-7198 www.bosch.ru