I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |НЕ «НИВОЙ» ЕДИНОЙТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ/СБОРНАЯ КОМАНДАИНОМАРКИ-ВСЕДОРОЖНИКИ ПРИЖИВАЮТСЯ В РОССИИВто время как подержанные иномарки стали у нас чуть ли не народными автомобилями, импортные вседорожники (в России их поголовно именуют «джипами») по-прежнему относят к предметам роскоши. Между тем наша страна с ее снежными зимами и запущенным дорожным хозяйством словно создана для полноприводников. Но тяжелые «Ленд-Ровер», «Опель-Фронтера», «Ниссан-Террано», «ТойотаЛенд-Крюзер» или «Мицубиси Паджеро», даже подержанные, очень дороги да еще требуют уйму средств на эксплуатацию (одно топливо может разорить!) и обслуживание. Потому они и привлекают лишь «новых русских», те с радостью выбрали бы и танк, будь он с кожаным салоном. Так что до недавних пор альтернативы маленькой и легкой отечественной «Ниве» просто не было в природе. Ныне ситуация изменилась: на вторичном рынке появились относительно недорогие машины, называемые SUV (Sport Utility Vehicles) автомобили для активного отдыха. За 8-16 тыс. долларов можно купить 5-7-летние «Сузуки-Витара», «Тойоту RAV-4» или - чуть дороже «Хонду CR-V». РОДОМ ИЗ ЯПОНИИ Присмотримся к этой троице повнимательнее. «Сузуки-Витара» - настоящий долгожитель, ее выпускали с 1988 по 1999 год, пока на смену не пришла «Гранд Витара». Наиболее надежны машины японской сборки, хуже - испанские «Сантана», с использованием своих комплектующих. Большую часть «витар» привозят к нам из Европы, меньше из США. Последние, как правило, дешевле, несмотря на стоимость доставки, но комплектация существенно беднее (электропакет и центральный замок только на модели «Сайдкик 1,8»), а состояние хуже. «Европейцы» оснащены богаче: помимо кондиционера и центрального замка, нередко полный электропакет, вплоть до подогрева сидений, а после рестайлинга 1995 года еще одна или две фронтальные подушки безопасности. АБС встречается редко.Кузова - на выбор: короткий трехдверный, пятидверный вагонной компоновки и кабриолет. Удобные места для задних пассажиров и разумных размеров багажник только на пятидверных. Другие - для путешествий вдвоем: сзади - либо пассажиры (но без багажа), либо багаж (без пассажиров). В машинах тепло даже в лютый мороз: отопитель словно спроектирован для России. Первое поколение «Тойота RAV-4» увидело свет в 1994 году и выпускалось до 1997 года. Эти машины, в основном, и поступают на наш вторичный рынок. Японская сборка и европейская эксплуатация почти гарантируют их хорошее состояние, комплектация же встречается разная. Кузовов всего два - трех- и пятидверный. В первом часть крыши нередко выполнена съемной - почти кабриолет. Проблемы с местом для пассажиров и багажа - те же, что иу «Сузуки». «Хонда CR-V» изготовляется серийно с 1997 года. Единственный пятидверный кузов значительно просторнее, чем у «Витары» и RAV-4. Задние сиденья складываются как вперед, образуя багажный отсек, так и назад - вместе с передними получается два спальных места. Задняя дверь - составная, верхняя половина открывается вверх, а нижняя - влево. Разнообразием двигателей может похвастать только «Сузуки»: бензиновые 16клапанные «четверки» рабочим объемом 1,6 и 13 л, а еще 2-литровые - V-образная «шестерка» и «маздовский» турбодизель. Первых машин, с 8-клапанными моторами 1,6 л, сейчас почти не осталось. Все «тойоты» и «хонды» комплектуют 2-литровыми На правахрекламыбензиновыми «четверками». Вначале «хондовский» мотор выдавал 128 л. с, но после модернизации (в том числе с появлением настроенного впускного коллектора) с него снимают уже 147 л. с. Все три производителя предлагают два варианта коробок - «механика» и «автомат» (последние - четырехступенчатые). В автоматической коробке RAV-4, помимо стандартного (экономичного), предусмотрен и спортивный режим. А КАК С «ВСЕДОРОЖНОСТЬЮ»? Проходимость этих полноприводников переоценивать не стоит. Пониженный ряд передач есть лишь у «Витары», а постоянный полный привод - только у RAV-4. CRV вообще в обычных условиях - переднеприводный автомобиль. Задний мост подключается автоматически, как только передние колеса начинают проскальзывать, порой - поздновато. Основной привод «Витары» - задний. Чтобы подключить передний мост, придется выйти из автомобиля и повернуть блокирующие механизмы передних ступиц (как на «уазике»), а уж затем включать режим 4VVD. Есть и автоматические ступицы, но они менее надежны.Многие владельцы «витар» удивляются: зачем отключать передний мост? И, недолго думая, постоянно пользуются полным приводом. Трансмиссии таким не хватает и на год, особенно если автомобиль «прописан» на асфальте. Между мостами нет дифференциала - на неровностях, в поворотах шины проскальзывают, быстро изнашиваются, а повышенные нагрузки ломают раздаточную коробку и крестовины карданных валов. Поэтому включать полный привод можно только на короткое время, если скользкое покрытие, а на асфальте это обычный заднеприводный автомобиль. Наиболее «внедорожная» трансмиссия - у RAV-4. С постоянным полным приводом автомобиль хорошо держит дорогу, к тому же предусмотрена и возможность блокировки межосевого дифференциала. Часть автомобилей комплектуют межколесным дифференциалом повышенного трения в заднем мосту. Впрочем, кое-кто попадал впросак, купив под видом полноприводника переднеприводный RAV-4! Выпускались и такие, в частности, для США. Цена «половинчатого джипа» не намного ниже полноценного - и спроса на них практически нет, но простаков хватает.С нами вращается мирСмазочные материалы STATOILВысокая теплостойкость масла STATOIL обеспечивает легкий запуск двигателя в мороз и снижает потери трения. Сбалансированный комплекс присадок гарантирует защиту от износа и коррозии, чистоту деталей. Средняя экономия топлива 4,1% в реальных условиях эксплуатации. Сделано в Швеции.О STATOILПредставительство • Росса»: (812) 320 3295 • M ania : 0 00 «Фаворит Ойл» - (095) 417 0045. ЧП «Моргунов СВ» - (095) 181 6482. 0 00 «Престиж Актив» - (095) 787 7158 • Екатеринбург 000 «Бриг Трейд» - (3432) 48 5296 • Ростов-на-Дону 000 «Роспекно» - (8632) 52 9466 Обнинск ЧП «Новиков СВ.» - (08439) 91287 • Волгоград: 0 00 «Мотор Сервис» (8442) 67 9613 Саратов 000 «Капитолий» - (8452) 48 6116 • Ульяновск 000 «Фаворит Плюс» (8422) 63 0709 Смоленск: ЧП Новиков (0812) 68 3708 • Махачкала ПБ0ЮЛ Алиханов Р. С. (8722) 67 6745 I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ТОЛЬКО БЫ НЕ НАДОРВАТЬСЯ Многие привыкли загружать машину под завязку и на «Ниву» с УАЗом (не без оснований) смотрят как на гибрид трактора с грузовиком. «Иностранкам» перегрузка противопоказана: ломаются задние пружины на «Витаре» (120 долларов за комплект), у RAV-4 на тяжелых дорогах может «кончиться» сцепление. Без фирменного сервиса тогда не обойтись: потребуется снять двигатель и выложить 800 долларов, из коих половина - за работу. В нормальных же условиях сцепление ходит до 150-200 тыс. км. Недолго живут на асфальте «хондовские» крестовины карданного вала, причем менять придется вал в сборе (более 1000 долларов). Попытки гаражных умельцев отремонтировать крестовины пока не увенчались успехом. На «Витаре» эти детали служат немного меньше (сцепление 120-160 тыс. км, крестовины 60-100 тыс. км), но и менять их проще и дешевле: замена сцепления, например, обойдется в 360 долларов. Выбираясь враскачку из снега или грязи, легко повредить автоматические ступицы «Сузуки». Ремонт одной потянет на 60 долларов. А у «Тойоты» и «Хонды» в таких случаях сильно нагружаются сцепление или «автомат»: пониженного ряда передач у них нет, так что перед вашим с 71 до 87 л. с), очень надежен, и все же в российскую глубинку с тракторной соляркой ему лучше не соваться. Стоит он дорого, а на рынке, можно сказать, не присутствует. «Хондовский» мотор - высокооборотный, хорошо тянет и при 7500 об/мин, но... С хорошим маслом к 300 тыс. км вы замените в нем лишь сальники и маслоотражательные колпачки, а с плохим угробите в два счета. У «Тойоты» самый «всепрощающий» двигатель: без гидроопор, не склонный к перегреву, однако и здесь (как ив других) набивается пух между радиаторами кондиционера и двигателя - чисткой пренебрегать не стоит. Вместе с заменой ремня ГРМ на двигателе «Сузуки» (1,6 л) каждые 90 тыс. км меняют и натяжной ролик. На «Тойоте» и «Хонде» ремни служат 100 тыс. км, а ролики в 2-3 раза дольше. Ресурс свечей определяется качеством бензина иу нас не превышает 20 тыс. км. Форсунки стоит промывать каждые 40 тыс. км, приурочив операцию (она обойдется в 50 долл.) к замене свечей. 100 тыс. км (задние амортизаторы «живут» в среднем в 1,5 раза меньше передних). Несколько дольше держатся сайлент-блоки. Впрочем, они, как и шаровые опоры, стоят недорого (15-25 долл.), меняют их отдельно от рычагов. Тем не менее, ремонт подвески обойдется примерно в 800-900 долл. на 100 тыс. км. Подвеска «Тойоты» долговечнее, но расходы (цены на оригинальные запчасти!) примерно те же. Втулки стабилизатора ходят 60-80 тыс. км, передние стойки - 100 тыс. км, их верхние опоры и задние амортизаторы 160-180 тыс. Шаровые опоры и сайлент-блоки - практически неубиваемые. «Хондовские» запчасти еще дороже, но очень долговечны. К «расходникам» можно отнести только стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости - их хватает на 50-60 тыс. км пробега. Время же придирчивого осмотра сайлент-блоков продольных рычагов задней подвески 100 тыс. км. Ее особенность пассивное подруливание, за что и приходится платить. Впрочем, по «хондовским» меркам, совсем немного 650 долл. Ходовая часть всех автомобилей не любит нештатных шин: широкие колеса смотрятся эффектно, но сокращают жизнь подшипникам (ресурс последних - от 50 до 150 тыс. км). То же делают и перекачанные колеса. ШРУСы очень долговечны, но к шести-семи годам на пыльниках появляются трещины. После двух-трех соленых зим на «Сузуки» закисают задние тормозные цилиндры (40 долл. за комплект) и тросы ручного тормоза (150 долл., хотя «неоригинал» всего за 12 у. е. работает не хуже). Шарниры рулевых тяг обычно переживают стотысячный рубеж, а рулевой редуктор начинает «потеть» к«ралли-рейдом» отложите на ремонт не менее тысячи долларов. «Убивает» автоматическую коробку и буксировка тяжелого прицепа в нормальном режиме (D4). Продлить ей жизнь помогут пониженные передачи (D3 или даже D2). И все-таки, если не пренебрегать инструкцией по эксплуатации и не забывать регулярно менять масло в агрегатах, трансмиссия у троицы вполне надежна. Помните только, что мосты и автоматические коробки крайне болезненно переносят неоригинальное масло.КАК ВЕДУТ СЕБЯ МОТОРЫ Упомянутые выше моторы на редкость надежные и без осложнений выхаживают 250-300 тыс. км до капремонта, при условии, что заводские рекомендации по моторному маслу и срокам его замены строго соблюдались. В Америке немногих интересуют надписи на канистрах с маслом, отчего бензиновые двигатели многих «витар» уже к 100 тыс. км грохочут, как дизели. В первую очередь это моторы 13 и 2,0 лс цепным приводом ГРМ, гидронатяжителями и гидроопорами клапанов. РеСРОК СЛУЖБЫ И монт может перевалить за РАСХОДЫ 1000 долларов. Подвеска «Сузуки» особых «Маздовский» турбодизель сюрпризов не преподносит. «Сузуки», имеющий с 1997 гоСрок службы шаровых опор и да интеркулер-охладитель амортизаторов во многом занаддувного воздуха (благодависит от того, сколько пропуря ему мощность увеличилась щено ям, но редко превышает 150 тыс. км. Впрочем, многие стога ремонта и относитель- та. Настоящего «джипера» Год назад купила привезенный владельцы не спешат с ремон- ная дешевизна запчастей по- обилие автоматики лишь раз- из Голландии трехдверный том, учитывая его стоимость - буждает многих самостоя- дражает, а разгон до «сотни» RAV-4. Съездила на нем в отоколо 800 долл. Пока жид- тельно ее обслуживать и ре- за 10,5 с оставит равнодуш- пуск на Селигер, в Крым, намокость заметно не уходит, узел монтировать. Из всей трои- ным. Родная стихия автомо- тала уже больше 30 тыс. км. способен пройти еще не один цы она самая недорогая, а по биля - дальние путешествия. «Равик» не уступает легководесяток тысяч километров. проходимости не уступает Почти все рыночные экземп- му автомобилю ни в динамике, При тех же пробегах от- другим. Конечно, среди «ви- ляры - в отличном состоя- ни в управляемости. А обзор! крывается течь ив рейке тар», колесящих по россий- нии, но под стать и цена - в Теперь в легковушке чувствую «Тойоты» по сальнику руле- скому бездорожью, больше среднем около 15 тыс. долл. себя неуютно: привыкла сидеть вого вала. Замена сальника всего «убитых» машин, так Любопытно послушать от- наверху». обойдется в 350 долл. (из них что выбирать надо особенно зывы об этих автомобилях са«CR-V - моя вторая «Хон200 - работа). А вот рулевые тщательно. мих владельцев: да». До этого был «Сивик», но наконечники доживают до RAV-4 - универсальный «Сузуки-Витара» - первая после аварии (где, кстати, он 200 тыс. км. солдат: по управляемости на машина моей жены. То, что спас мне жизнь) решился куРулевое управление и тор- асфальте даст фору многим надо для женщины: компакт- пить что-то посерьезнее. моза «Хонды» вполне выдер- легковушкам, не оплошает ная, стильная и крепкая. В го- И снова остановился на «Хон живают 200 тыс. км. Главное- и на глинистом проселке роде дает чувство полной уве- де». Более удобной посадки вовремя обновлять смазку на- (особенно с межколесным ренности, особенно зимой, ко- большего простора в салоне, по правляющих суппорта и еле- дифференциалом повышен- гда приходится парковаться на моему, не найти. Попалась дить за состоянием их пыль- ного трения). Вот только до- бордюрах. На бездорожье ни ра- очень удачная «четырехлет ников. роговизна запчастей, обслу- зу не подводила, а однажды я вы- ка», хоть ис пробегом по Ро живания, да и самого автомо- тащил на ней застрявший сии. За полтора года ни одной НАКОНЕЦ, ЧТО ВЫБРАТЬ? биля зачастую перевешивает «Паджеро»!» поломки. Главная статья расПопулярность «Витары» в его достоинства. «Еще студенткой в деревне ходов -страховка. Но, как покаРоссии опередила развертыCR-V - машина для состоя- ездила на «Ниве-1600», отсюда зывает жизнь, без нее расходы вание сервисной сети, а про- тельных ценителей комфор- любовь к полноприводникам. были бы еще выше». I»l Ha правах рекламы