246
247
/СЕРВИСДЕСЯТЫЙ УЧАСТОК - МАЛЯРНЫЙЖАЖДА ПРЕКРАСНОГООКРАСКА АВТОМОБИЛЯ - СЛОЖНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССТЕКСТ / ЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВКогда-то металл красили исключительно для защиты от коррозии. Но со временем заурядный химический процесс был превращен в своего рода вид искусства. Самое, пожалуй, яркое тому подтверждение - автомобильный кузов. Давно освоены все мыслимые (и немыслимые) цвета и опенки, покрытие типа «хамелеон» меняет тон в зависимости от освещенности, встречаются даже замысловатые картины на колесах! Но одного вдохновения здесь мало. Чтобы создать и сохранить всю эту красоту, надо строго придерживаться технологии. Основных две заводская и ремонтная. Главное их отличие температурные режимы. «Голый» кузов можно целиком окунать в ванну с краской и греть, сколько потребуется. Готовый автомобиль туда не окунешь: не говоря уже о другом, начинка от жары может расплавиться или покоробиться. Предельно допустимая величина - 80°С. Под нее-то и рассчитаны все ремонтные материалы. Процесс начинается с подготовки поверхности. Теперь это значит-делать «на сухую», 02002 без воды. Основное преимущество - высокая скорость и удобство работы. Главный недостаток - обилие пыли. Общая вентиляцияс большим ее количеством не справляется. Пока абразив прососет через помещение, персонал надышится вволю. У нас шлифмашины всех типов и размеров снабжены своими пылеуловителями, связанными с центральной магистралью. Чтобы шланги не волочились по полу, инструмент подключен к специальному энергетическому терминалу. Благодаря шестиметровой шарнирной консоли его можно расположить над любой точкой поста. В комплект входят: разъемы для подачи сжатого воздуха, редуктор, регулирующий давление, и лубрикатор. Последний представляет собой блок для смазки... воздуха! Пневмоинструмент собственной системы не имеет, вот и приходится добавлять масло в воздух, чтобы облегчить жизнь трущимся деталям. Кроме того, предусмотрена Блок подготовки воздухавакуумная магистраль для пылесоса и электророзетки на различное напряжение. Их, как правило, используют для переносных инфракрасных излучателей локальной сушки, когда требуется подкраска небольших поврежденных участков - загонять автомобиль в камеру в таких случаях нерентабельно. Снятые элементы (двери, капот, крылья и т. д.) готовят здесь же, закрепив на специальных подставках. А вот окрашивают и сушат их в небольшой камере: от «настоящей» ее отличают только размеры. Если предстоит обновить большую часть кузова, автомобиль загоняют на отдельный пост, где его не только шпатлюют, но и грунтуют. На некоторых предприятиях автосервиса для этого используют «главную» камеру. Неверное решение! Она предназначена Шлмфмашины для подготовки поверхности. Ручной инструмент маляра - краскопульт.Емкость для приготовления краски.Защитный шлеи с подачей воздуха.для окраски и, следовательно, должна быть стерильна. Если на неокрепшую эмаль налипнет грязь - весь труд насмарку! Ну, а кроме того, нерационально так использовать камеру ценой в 20-30 тысяч долларов. Работая только по назначению, она быстрей окупится. У нас пост для подготовки к окраске выглядит так. Потолок с лампами бестеневого освещения и приточной вентиляцией, решетчатый пол с фильтрами и блоком вытяжки, сдвижная занавеска по периметру. Пройдя подготовку, автомобиль попадает в большую окрасочную камеру, которая объединяет комплекс различных систем. Устройство ее довольно сложное. Скажем, вентиляция обеспечивает постоянный ламинарный (без завихрений) поток воздуха заданной интенсивности, направленный сверху вниз. В таких условиях легче нанести краску равномерным слоем. Воздухообмен велик - 15-30 тысяч кубометров в час. Хранить такой запас заранее подготовленного воздуха негде - забирать его приходится на улице. И, чтобы избавиться от примесей, предусмотрены мощные многоступенчатые фильтры. Их собратья, но уже карбоновые, установлены на выходе: они призваны улавливать пары растворителей. Экологически чистые эмали на водной основе пока применяются редко. Когда камера работает в режиме сушки, весь этот воздух надо подогреть до 60-80°С. Для экономии горючего служит частичная рециркуляция с промежуточной очисткой. Топливо чаще всего - обыкновенная солярка. Отопительная установка прямого горения легко выдает требуемые 150-200 тысяч ки ­ локалорий в час. Газ используют реже Пульт управления большой камерой.только при наличии магистрального подвода. Заводить собственную газовую станцию хлопотно, дорого и небезопасно. Электричество не подходит по причине высокой стоимости киловатт-часа - не окупится! Взвесь частичек эмали в замкнутом объеме взрывоопасна. Значит, все узлы и компоненты, в том числе горелка, теплогенератор, освещение и пульт управления, должны быть в соответствующем исполнении. Более того обязательны аварийные датчики и устройства безопасности. Важное условие - абсолютная чистота. Здесь к ней подходят по медицинским нормам. Сорность - главный враг глянцевой поверхности. Мастер перед входом в камеру надевает специальный комбинезон. Для защиты органов дыхания используем маску с подачей воздуха для дыхания из отдельной магистрали. Лепестковые респираторы не столь эффективны. Защищен от мусора и ручной инструмент маляра - краскопульт. Он питается от отдельного компрессора с фильтрами многоступенчатой очистки (тонкость осева 0,01 мкм), который, помимо прочего, обеспечивает нужную объемную подачу. Центральную воздухораздачу использовать нельзя. Допустим, одновременно включили несколько потребителей - давление в системе прыгнуло, а колебания в смесительной камере пистолета провоцируют «плевки» краски. Сам краскопульт - тоже не простак. Существует несколько типов, отличающихся давлением на выходе (профессионалы говорят «на дюзе»). Популярный прежде вариант с давлением 3 атм уважающие себя сервисмены ныне не используют - слишком расточительно: Аэрограф для художественной росписи.Стеллаж колориста.краска распыляется так сильно, что в дело идет только половина факела. Остальное уносится потоком воздуха и оседает на фильтрах. Иными словами, «коэффициент переноса материала» составляет 50%. (А килограмм «Сиккенса», к примеру, стоит $70.) Следующий тип низкого давления (0,5-0,7 атм) обладает гораздо лучшими показателями - до 80%. Давление регулируют- на корпусе краскопульта предусмотрено гнездо под контрольный манометр. Вот только расход воздуха в этой системе великоват - 380-500 л/мин (его приготовление тоже стоит недешево). Последнее, самое современное устройство выигрывает по всем параметрам. Давление 1,0-1,2 атм, коэффициент переноса - 80%, расход воздуха - 1 00 - 1 50 л/мин. Готовых банок с красками всевозможных цветов мы не держим - места не напасешься. Предпочитаем смешивать базовые, подбираем цвет «по месту». Все это - в специальной комнате, оснащенной спектрометром, весами и миксером. Плюс обязательные «дневной» свет и вентиляция. Технология напоминает приготовление мазей и настоек в аптеке. Краски, даже высокотемпературной сушки, схватываются и на воздухе. Поэтому краскопульт по окончании работы надо хорошенько промыть. Более всего подходит специальная мойка замкнутого цикла. Руки в ней мыть не советуют - разъест кожу. Лучше воспользоваться «человеческими» средствами гигиены - умывальником и душем. А после можно и по домам! имРЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ЗАО «СФЕРА-СЕРВИС» ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.