210
211
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ «НИВЫ» НА РАЗНЫХ ШИНАХТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН ФОТО / АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВставляет двигатель потреблять больше топлива, но немалый вклад в это вносят и сами шины. СОПОСТАВИМ Мы решили сравнить, как влияют на топливную экономичность «Нивы» три разных комплекта шин: ВлИ-5 (170/80-16), ВлИ-10 (175/ 80R16) и «Кама Flame» (205/70R16). Последний мы выбрали, опираясь на мнение продавцов шин: по их данным, владельцы «нив» предпочитают именно эту модель. Скорее всего потому, что она, обеспечивая хорошую проходимость, не очень шумная, годится для зимы и лета и изо всех 16-дюймовых самая широкая - 205 мм. Правда, монтировать ее нужно на более широкий диск - стандартный штампованный узок, а шире только литые. Но они в несколько раз дороже стандартных и не каждому по карману. Поэтому, несмотря на рекомендации производителя, большинство монтирует их на стандартные диски. Так сделали и мы. Первый тест - определение динамических характеристикЗа долгие годы выпуска популярнейшего российского вседорожника шинники не очень-то баловали его. Считали, что старая, испытанная диагональная шина ВлИ-5 с зубастым протектором полностью решает проблемы сельских владельцев автомобиля, а появившаяся затем радиальная ВлИ-10 с протектором («под цивилизованные дороги») удовлетворит всех остальных. Лишь в последнее десятилетие у владельцев «нив» появилась возможность выбирать шины по своему разумению. И, конечно, по деньгам. ГОРОДСКИЕ ПРИСТРАСТИЯ У этого автомобиля немало почитателей в городах. У каждого свои причины для этого: одному нравится, что с «верхотуры» лучше ориентироваться в плотном транспортном потоке, другому по душе большие, 16-дюймовые колеса, прощающие многие неточности пилотирования. Так или иначе, ногорожаненечасто используют «Ниву» как вседорожник. Более того, в угоду моде многие даже ухудшают эти качества машины, перекраивая ее до неузнаваемости. Но коли так, то зачем городской «Ниве» шина ВлИ-5, тем более с давно известными ее недостатками. Крупные, редкие шашки на периферии протектора - сами по себе сильный источник шума, к тому же они еще и равномерно распределены! Это приводит к резонансным колебаниям: шина надрывно «поет» сначала на скорости около 50 км/ч, а потом - после 90 км/ч. К шуму шин добавляются еще и трансмиссионные шумы. В конечном счете, если ехать быстрее 100 км/ч, в автомобиле все гудит и вибрирует, а сиденья превращаются в вибромассажеры. Об этом лучше всего знают сами владельцы «нив». Это еще не все. Неотключаемый передний мост заавтомобиля (рис. 1). Оказалось, что с шинами ВлИ-5 время разгона до 120 км/ч аж на 6 секунд больше, чем с шинами ВлИ-10 и «Кама Flame». Мало того, максимальная скорость «Нивы» на ВлИ-5 меньше на 5 км/ч, чем у других участников теста! Это уже серьезно. Значит, затраты мощности на качение «дубовых» диагональных, да еще и зубастых ВлИ-5 гораздо больше, чем радиальных, поэтому при движении с одной и той же скоростью автомобиль на шинах ВлИ-10 и «Кама Flame» расходует меньше топлива. ИЗМЕРЯЕМ РАСХОД Представим сразу результаты. При равномерном движении по гладкому асфальту на разных скоростях расход бен-Готовим тест.ОТ ЗУБАСТОЙi/ТЕСТ 4x4зина на 100 км пути с шинами ВлИ-5 оказался на 03 л больше, чем на других. А с увеличением скорости до НО км/чРис. 1. Динамические характеристики «Нивы» при разгоне с места.V* *"« »иВША гх***^ —||Г—п—•яя«Рис. 2. Расход топлива на 100 км пути при равномерном движении на четвертой передаче с установившимися скоростями.^ЗК*:,;*^g - еще выше. Но с такой скороэкономию топлива на пятой стью на ВлИ-5 ехать не очень передаче (около 7%) ощутикомфортно. Хочешь не холи владельцы «Жигулей». На чешь - а отпустишь педаль га«Ниве» этот показатель моза, чтобы в салоне стало чуть жет быть ничуть не меньше, тише и не так сильно трясло. но шины ВлИ-5 на больших Из графика расхода топлива скоростях способны свести (рис. 2) видно, что даже на маэкономию к минимуму. Разработчики шины ВлИ-5 лых скоростях шины ВлИ-5 заставляют двигатель расхов свое время вряд ли беспокодовать бензина больше. К тоились о комфорте и топливму же с ними эластичность ной экономичности. Их задаавтомобиля (время разгона ча была - создать хорошую на одной передаче) сущестшину для бездорожья. С чем венно хуже, а значит, и соверона успешно справляется и шать обгон сложнее. Разница поныне. Собственно, «Нива» в 2-2^5 секунды - это очень и была ориентирована на жителей села, для которых, много. А теперь результаты теста полагали, главное - проходина выбег автомобиля. Он помость, а шум от вибрации казал, что с 50 км/ч до остатретьестепенное. Сегодня отношение к «Ниновки «Нива» на шинах ВлИ10 и «Кама Flame» проходит ве» изменилось, и чаще ее почти одинаковое расстояможно встретить в городе, а ние - около 500 метров. А вот не в деревне. А горожанам на ВлИ-5 оно даже меньше вряд ли стоит обувать автомо400 метров. Разница в 100 мебиль в зубастые, но ленивые тров на скоростях, когда аэродинамическое сопротивление минимально, свидетельствует о высоком сопротивлении шины качению, которое ухудшает динамические характеристики машины (см. табл.) и повышает расход ВлИ-5. Кстати, кроме отечесттоплива. Первоначально «нивы» венных шин, в продаже много комплектовались четырехимпортных - вот только цены ступенчатой коробкой перемногих смутят ... Наши выводы. Мы сравнидач, не имеющей повышающей «экономической» перели три типа шин для «Нивы» дачи. С появлением пятистутолько с позиций их влияния пенчатых коробок заметную на динамические показатели. ВлИ-10 и «Кама Flame» по РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ этим признакам - практичеДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ски близнецы, одинаково «НИВЫ- С РАЗЛИЧНЫМИ удовлетворят городского ТИПАМИ ШИН владельца «Нивы». Шины же ТИП шины •*"? ВлИ-5 ВяИ-10 гите» ВлИ-5 рационально эксплуаМаксимальная 134 130,5 135,5 тировать тем, кто часто и скорость, км/ч много ездит по бездорожью. Разгон,с: 0-400м 21,3 21,9 21,8 В более легких условиях, осо(км/ч) (103,0) (101.1) (102,8) бенно на асфальтированных 0-1000 м 40,17 41,0 40,3 дорогах приемлемого каче(125,4) (120,7) (125,5) (км/ч) ства, они не дают никаких Эластичность, с: 20,6 17,5 60-100 кмУч (IV) 18,0 преимуществ, а, напротив, 70-110 KW4 ( V ) 34,3 48,0 35,2 существенно ухудшают диВыбег, м: намические показатели авто100-50 KJa/ч 751 625 711 мобиля и увеличивают рас504) км/ч 491 387 503 ход топлива. 1»1