Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Летние шины для гольф-класса — большой тест «За рулем»

Восемь покрышек размером 185/65 R15 – подешевле и подороже — испытали в разных условиях. И выяснили, как сэкономить, покупая «обувку» для недорогого автомобиля.
Полная версия

Один из самых популярных типоразмеров на рынке — 185/65 R15. Колесами такой размерности укомплектованы Лада Веста, Kia Rio и Hyundai Solaris, Renault Logan и Sandero. 

Шины и цены

На тест мы отобрали восемь моделей стоимостью от двух с половиной до пяти тысяч рублей. Самая дорогая – новинка французского производства Goodyear EfficientGrip Performance 2, идущая на смену первому поколению Performance.

Среднюю ценовую категорию (3300–3500 рублей) представляют хорошо известные шины Pirelli Cinturato P1 Verde (сварены в России), популярные Hankook Kinergy Eco 2 (сделаны в Венгрии) и новинка фирмы Toyo – модель Proxes Comfort из Японии, заявленная как экологичная и комфортная замена устаревающей модели Toyo Proxes CF 2. В этом же ценовом диапазоне – немолодые покрышки Goodyear EfficientGrip Compact, произведенные в Таиланде.

Дешевле всех «китайцы»: все они стоят по 2500–2600 рублей. Впервые в наших тестах участвуют Davanti DX390 и Delinte DS2. А шины Aplus A606 мы взяли, памятуя как неожиданно хорошо выступила модель A607 в испытаниях покрышек размером 225/45 R17. Есть ли смысл в такой экономии, как покупка дешевых китайских шин?


В жару и холод

Основную часть испытаний мы провели в сентябре на полигоне ATP (Automotive Testing Papenburg) близ немецкого Папенбурга при температурах от +17 до +25˚ С. А еще откатали «осеннюю» сессию при +8–10˚ С на финском полигоне фирмы Nokian Tyres. С такими температурами мы сталкиваемся не только в межсезонье, но и холодными летними ночами. Результаты замеров тормозного пути включили в общий зачет, но с меньшей весомостью, чем у чисто летних тестов.

Понятно, что Весты или Солярисы в Европе не водятся, поэтому в качестве рабочих лошадок использовали хэтчбеки Volkswagen Polo. Основные замеры традиционно сделаны с помощью профессионального спутникового измерительного комплекса Vbox Racelogic.

Шины и расход топлива

Прогрев шины, первым делом оцениваем их влияние на расход топлива. Делаем это по величине выбега – расстояния, на которое автомобиль выкатывается на «нейтрали» со скорости 70 км/ч до 50 км/ч (городские условия) и со 100 до 80 км/ч – имитация езды по шоссе.

Вот те раз: чемпионом по экономичности становятся чуть ли не самые дешевые покрышки Delinte, показывающие рекордно низкий условный расход топлива – 5,3 л/100 км при скорости 90 км/ч и 3,8 – при 60 км/ч. А больше всего топлива Volkswagen будет расходовать на шинах Toyo – они увеличивают аппетит на пол-литра на скорости 90 км/ч и на 0,4 л на «городской» скорости.


Всплываем!

Пока шины не «запилены» экстремальными тестами, переходим к водным процедурам. В теплый сезон особенно важно сопротивление покрышек аквапланированию – всплытию в лужах на высокой скорости. В ходе испытания автомобиль на скорости 75–80 км/ч заезжает левыми колесами в узкую длинную ванну со слоем воды толщиной 7 мм. Правые колеса остаются на сухом асфальте. Полный газ на третьей передаче заставляет Polo ускоряться, но колеса, находящиеся в воде, с увеличением скорости начинают постепенно всплывать, теряя контакт с дорогой, и пробуксовывать. Приборы фиксируют скорость автомобиля, при которой степень пробуксовки левого ведущего колеса достигает 10%. По шести заездам высчитываем среднее значение скорости начала аквапланирования.

В лидеры вырвались шины Goodyear. У обеих самая высокая скорость начала аквапланирования – 91 км/ч. А раньше всех всплывают бюджетные китайские шины Aplus: их результат хуже почти на 8 км/ч.


UHP  или не UHP: чем бюджетные шины отличаются от «продвинутых» и высокотехнологичных 

Производители делят свои летние шины на три категории. Градации эти условны и законодательно не регламентированы.

Первая – простенькие бюджетные шины для недорогих компактных автомобилей. Их отличают скромные характеристики – лишь бы катились. Сейчас некоторые производители наделяют их уменьшенным сопротивлением качению и увеличенным ресурсом, потому именуют «эко» (экономичные и/или экологичные). Новинки в этой категории редки.

Вторая группа – модели с продвинутыми характеристиками, поэтому они чуть дороже. Ориентированы, в первую очередь, на семейные машины, поэтому часто акцент делается на комфорт. Условное название шин данного сегмента – продвинутые или Рerformance (английское слово, означающее «производительность», под которой, в основном, подразумевается сцепление с покрытием).

Третья группа – дорогие высокотехнологичные покрышки, предназначенные для мощных и скоростных автомобилей. Акцент на высоких сцепных свойствах и обеспечении четкой управляемости на высокой скорости. Комфорт и низкое сопротивление качению обычно остаются за кадром. Как правило, такие шины называют UHP (UltraHigh Performance – «сверхвысокая производительность»).

Поскольку эти три группы шин предназначены для разных автомобилей, они, как правило, различаются по размерам. Шины бюджетной категории самые маленькие: их производят в размерах от 13 до 16 дюймов. Продвинутые – от 15 до 19 дюймов, а UHP начинаются как минимум от семнадцати. Некоторые размеры шин «перекрываются» моделями двух категорий – в 16 дюймах можно найти шины «эконом» и «продвинутые», а в размерах от 17 до 19 дюймов бывают и Performance, и UHP. Хотя Michelin, например, в размере 16” производит продукты всех трех категорий, а Continental имеет тройное перекрытие для размеров от 18 до 22 дюймов.

Испытания на курсовую устойчивость, проверка тормозного пути и оценки за комфорт — на следующей странице.


В этот раз мы отказались от традиционного испытания по резкой смене полосы – «переставки»: в Папенбурге для нее не нашлось безопасной площадки. Но в остальном возможности полигона ATP по оценке управляемости просто шикарные. «Сухая» извилистая трасса – точная копия малого гоночного трека Хоккенхаймринг. А для быстрой езды по мокрому покрытию есть щедро орошаемая водой дорожка с набором поворотов различной кривизны: от довольно крутых (радиусом 20 метров) – до скоростных (радиус 100 метров).

Курсовая устойчивость

Курсовую устойчивость оценивали на скоростном овале: общая длина 12,3 км, два прямых участка по 4 км, на виражах уклоны до 49,7 градусов, обеспечивающие нейтральную скорость 250 км/ч. Но мы ехали в два раза медленнее – со скоростью 110–130 км/ч, типичной для отечественных «хайвеев».

На прямых наиболее «плотным» рулем с четким «нулем» и завидной стабильностью Polo радует на шинах Pirelli и Hankook. На треке управляемости хорошо себя ведут Toyo и… снова Pirelli: у машины однозначные реакции, информативная обратная связь, понятное поведение.

Самые неприятные шины на сухом асфальте – Delinte. На них тестовый Polo плавает на дороге из стороны в сторону, как карась, требуя постоянной корректировки направления. Этому мешает «пустой» руль, который для возврата машины на курс надо крутить на большие углы. В предельном повороте Volkswagen то срывается в сильно распрямляющий траекторию снос передней оси, то уходит в занос.

В дождь наиболее понятное и безопасное поведение обеспечивает Hankook. Машиной приятно и просто управлять, легко контролировать вплоть до скольжений.

А хуже всех на мокром асфальте… Нет, не «китайцы», а Goodyear EfficientGrip Compact и Toyo. Первые грешат недостаточными, по ощущениям водителя, сцепными свойствами и неточными откликами. Вторые – неожиданно резкими срывами задних колес в глубокие скольжения. Самое неприятное, что это происходит на фоне ощущения высокого сцепления, на высокой скорости.


ТЕПЛО/ХОЛОДНО

Почему для большинства шин отличаются результаты «летнего» и «осеннего» торможения? Конечно, замеры мы делали на разных полигонах – а значит, и на разном асфальте. Но, в основном, дело в другом.

Несколько лет назад в тесте «Тур температур» мы убедились в том, что летние шины имеют максимальную эффективность торможения при температуре асфальта, близкой к +10˚ С. Это физика: согласно положениям общей термодинамики, тормозные свойства шин с понижением температуры асфальта (в пределах летних значений) должны улучшиться. Ведь нагревающаяся при торможении резина более холодному покрытию будет отдавать тепло быстрее и «поплывет» позже, если вообще «поплывет». Значит, в таких условиях и тормозной путь должен быть короче.

Расхождение изменения тормозной эффективности некоторых шин с термодинамическим трендом как на сухой, так и на мокрой дороге можно объяснить лишь наличием хитрых присадок в составе резиновой смеси протектора. Тех самых, что позволяют улучшить тормозные свойства в летних условиях. Тех, что каждый из производителей прячет «под семью замками». Это, кстати, косвенно подтверждает, что сложные технологии добрались и до шин в бюджетных размерах.

Нынешний тест показал неприятную тенденцию. Чем лучше шины тормозят при летней температуре, тем заметнее они могут снижать эффективность торможения при похолодании.

Хорошо, что не все одинаково – но ярче всех отличились Pirelli и Toyo. Полагаем, что производители подобных «теплолюбивых» шин просто обязаны информировать покупателей о такой особенности своих продуктов. Иначе, привыкнув в теплое время к хорошим тормозам, в прохладную погоду можно попасть в аварийную ситуацию.

Комфорт

Для оценки плавности хода и шумности мы использовали специальный трек с тарированными неровностями, а также дороги общего пользования рядом с полигоном.

Тише остальных катятся шины Goodyear EfficientGrip Compact, Delinte и Pirelli. Сильнее всех давят на уши покрышки Toyo Proxes Comfort – причем они не только шуршат, напрягая слух (как будто это спортивная модель с хорошим зацепом), но и озвучивают любые дорожные неровности. Удивительно, ведь предыдущая модель Toyo CF2 отличалась высоким акустическим комфортом.

Кроме того, новинка от Toyo оказалась самой вибронагруженной и жесткой в тесте. Она заставляет машину вздрагивать даже на мелких швах и трещинах. Где, спрашивается, обещанный названием комфорт? А наиболее мягкими мы признали китайские покрышки Delinte.


Тормозной путь

Напомню, что в этот раз самые важные – тормозные – испытания нам удалось провести дважды: в теплый сезон и при осенней прохладе. В обоих случаях тормозной путь измеряли со скорости 80 до 5 км/ч на мокром покрытии и со 100 до 5 км/ч – на сухом, делая по восемь попыток с промежуточным охлаждением тормозов.

На жарком сухом асфальте выделилась именитая четверка с Toyo во главе: с разбросом результатов в пределах четырех процентов вместе с Toyo выступили Goodyear EfficientGrip Performance 2, Pirelli и Hankook. В отстающих Davanti и Aplus, уступившие лидеру почти 10%.

Прохладное покрытие неожиданно вытолкнуло в победители китайские шины Delinte. Их земляк Aplus остался аутсайдером, проиграв более, чем пять процентов.

Разрыв между хорошими и плохими шинами на мокром летнем покрытии куда больше: 19%! Замыкающие те же – Davanti и Aplus, плюс не сильно лучше тормозящий по «скользоте» Goodyear EfficientGrip Compact. Впереди – всё та же продвинутая четверка. Но похолодание выводит на третью позицию Davanti и свергает с пьедестала Pirelli и Toyo! Причем последние шины по осени тормозят хуже лидера (Hankook) на 13%.


Результаты испытаний и выводы экспертов «За рулем» — на следующей странице.



ИТОГИ

Все шины по итогам испытаний разбились на две группы: с высокими и с посредственными тормозными свойствами.

Покрышки Davanti DX390 зацепились за последнюю ступеньку в группе «хороших» шин. Это бюджетный, довольно ровный по всем свойствам скромняга – только свойства эти ниже среднего. Поведение на сухом асфальте и курсовая устойчивость  проблемны. Правда, и антирекорд всего один – худший тормозной путь на летнем сухом асфальте. Цена самая низкая в тесте и на 5% выгоднее справедливой. Но если есть возможность доплатить по 800–1000 рублей за Pirelli или Hankook – так и советуем сделать, это будет разумный выбор.

Седьмое место у Aplus A606. Бюджетные шины бренда Aplus не смогли удивить высокими результатами, как это сделала модель А607 в нашем прошлогоднем тесте. Они разбалансированы, во многом противоречивы. Откровенно слабые по сцепным свойствам, но при этом приличные по поведению.

 

8 место

7 место

Cумма баллов, набранных в тесте

850

856

Марка, модель

Средняя цена в интернет-магазинах
на момент подготовки материала, руб.*

2530

2600

Страна изготовления

Китай

Китай

Индекс нагрузки и скорости

88H

88H

Индекс износостойкости (Treadwear)

420

560

Глубина рисунка, мм

7,6

6,7

Твердость резины по Шору

62

61

Масса шины, кг

7,8

8,3

Плюсы

Приличная управляемость на  мокром покрытии летом; средние тормозные свойства на мокром покрытии в прохладную погоду

Четкая курсовая устойчивость на высокой скорости; приличная управляемость на мокром покрытии

Минусы

Худшие тормозные свойства на сухом покрытии летом; проблемная управляемость на сухом покрытии; сложная курсовая устойчивость

Худшие тормозные свойства на мокром покрытии летом, на сухом в холодное время, сопротивление аквапланированию

* Разность «Справедливой цены» и «Средней цены», выраженная в процентах относительно первой.

На шестой позиции Goodyear EfficientGrip Compact. Справедливости ради отметим: производитель и не скрывает, что это покрышки начального уровня. Но цену при этом ломит приличную: она завышена по сравнению со справедливым значением более чем на 20%.

Пятое место у шин Delinte DS2. Тот случай, когда слово «китайские» не должно отпугивать. Это нормальная недорогая шина для городских или пригородных условий, поскольку высоких скоростей очень не любит. Лидирует в экономичности и комфорте. И доступна: цена на 16% ниже справедливой. Самая выгодная покупка на пару с Pirelli.

 

6 место

5 место

Cумма баллов, набранных в тесте

859

872

Марка, модель

Средняя цена в интернет-магазинах
на момент подготовки материала, руб.*

3430

2550

Страна изготовления

Тайланд

Китай

Индекс нагрузки и скорости

92T

88V

Индекс износостойкости (Treadwear)

320

500

Глубина рисунка, мм

7,2

7,9

Твердость резины по Шору

69

60

Масса шины, кг

8,4

7,6

Плюсы

Лучшее сопротивление аквапланированию; скромный уровень шума

Рекордно низкий расход топлива; лучшие тормозные свойства на сухом покрытии в холодную погоду

Минусы

Сложная управляемость на мокром покрытии и проблемная на сухом

Проблемные управляемость на сухом покрытии и курсовая устойчивость на высокой скорости


На четвертой строчке – противоречивая Toyo Proxes Comfort, набравшая 889 итоговых баллов и не дотянувшаяся до категории отличных продуктов (у нас они начинаются с 900 баллов). Вопреки названию, эти шины худшие по комфорту и в целом оставляют впечатление цепких, спортивных. Но – лишь для теплой погоды. Расход топлива с ними максимален. Переплата относительно справедливой цены составляет 4%.

Третье место занимает Goodyear EfficientGrip Performance 2 – шина с лучшими сцепными свойствам. Высокий «зацеп» придает ей боевой дух, о котором заявлено в имени модели словом «рerformance». Удовольствия от поведения не получить только на мокром покрытии: срывы в скольжения резки. Что хуже – ценник нескромно завышен почти на треть от справедливой цены, это антирекорд теста!

 

4 место

3 место

Cумма баллов, набранных в тесте

889

920

Марка, модель

Средняя цена в интернет-магазинах
на момент подготовки материала, руб.*

3480

5050

Страна изготовления

Япония

Франция

Индекс нагрузки и скорости

92H

88H

Индекс износостойкости (Treadwear)

н/д

360

Глубина рисунка, мм

6,9

8,2

Твердость резины по Шору

72

71

Масса шины, кг

7,4

7,9

Плюсы

Лучшие тормозные свойства на сухом покрытии в летних условиях; отменная управляемость на сухом покрытии

Лучшие тормозные свойства на мокром в летних условиях и сопротивление аквапланированию

Минусы

Худшие тормозные свойства на холодном мокром покрытии; Худшие по расходам; значительное ухудшение тормозных свойств на холодной мокрой дороге

Удовлетворительная плавность хода; незначительное ухудшение тормозных свойств на мокром покрытии в холодную погоду


Pirelli Cinturato P1 Verde – хоть и старая модель, взбодренная «косметологией», но придется по душе тем, кто ловит кайф от управления автомобилем. Лучшая в поведении, вторая по уровню комфорта, третья по безопасности (хорошее сопротивление аквапланированию и высокие, хотя и не лидирующие сцепные свойства). Но – лишь средняя по экономичности, что не соответствует слову Verde (зеленая) в названии. Еще один «грешок» – относительно низкая эффективность торможения на мокрой дороге в прохладную погоду. А вот цена радует – на 16% ниже справедливой.

Лидеров по баллам двое, но характеры у них разные. Hankook Kinergy Eco 2 – наиболее сбалансированная шина без провалов в характеристиках. Все результаты выше среднего. Подкачал только уровень комфорта, однако в остальном покрышки понравятся всем. Особенно если учесть приятную цену, которая на 13% ниже справедливой, определенной по нашей собственной методике.

 

1-2 место

1-2 место

Cумма баллов, набранных в тесте

922

922

Марка, модель

Средняя цена в интернет-магазинах
на момент подготовки материала, руб.*

3280

3420

Страна изготовления

Россия

Венгрия

Индекс нагрузки и скорости

88H

88T

Индекс износостойкости (Treadwear)

420

н/д

Глубина рисунка, мм

7,2

7,3

Твердость резины по Шору

69

67

Масса шины, кг

8,2

7,7

Плюсы

Очень четкий курс, отменная управляемость на сухом покрытии

Лучшие тормозные свойства на мокром покрытии в холодную погоду; четкая управляемость на мокром асфальте

Минусы

Значительное ухудшение тормозных свойств на мокрой дороге в холодную погоду

Удовлетворительный уровень комфорта

  • Итоговую таблицу с результатами испытаний можно скачать по этой ссылке.


ОСОБОЕ МНЕНИЕ

На мой взгляд, именно в категории малоразмерных шин сегодня происходят самые интересные и значительные изменения. По большому счету, бюджетные покрышки производителям малоинтересны: несмотря на высокий спрос, на них почти ничего не заработаешь. Однако в последнее время в этом секторе образовалось два «течения» – разных, но требующих современных сложных технологий.

Первое – максимально «зеленые» (с низким коэффициентом сопротивления) и «долгоиграющие», с увеличенным ресурсом. Такие особенно актуальны для электромобилей –  испытания этих покрышек у нас в ближайших планах.

Противостоят им спускающиеся в малоразмерный сектор шины из категории «продвинутых». Они закономерно «зеленеют», частенько за счет некоторого ослабления сцепных свойств, становясь как-бы «полупродвинутыми». И тем, и другим мешает тот факт, что низкое сопротивление качению и высокие сцепные свойства являются антагонистами, то есть несовместимыми характеристиками, как качели. Выбирать приходится либо первое, либо второе.

Сравним два продукта серии EfficientGrip одного производителя – Goodyear (оба участвуют в этом тесте). Простенькие шины Compact предложены на рынке в размерностях от 13 до 15 дюймов, а более совершенные Performance 2 – диаметром от 15 до 20 дюймов. Это дает основание полагать, что данные шины – из разных сословий.

По результатам испытаний первые показали себя чуть лучше по комфорту. Зато в сравнении сцепных свойств и поведенческих дисциплин с явным преимуществом выигрывают шины Performance 2. Правда, с оговоркой – доминируют они лишь при летних температурах, а при похолодании слегка ослабляют хватку. По стойкости к аквапланированию и сопротивлению качения у них паритет.

В целом «полупродвинутые» шины не оставляют бюджетным шансов на победу в сравнительных тестах. Разве что по соотношению «цена/качество» – и в случае с шинами Goodyear начальная модель Compact при оценке справедливой цены по нашей фирменной методике оказывается выгоднее.


  • Рисунок протектора резины с хорошим водоотводом должен помочь компенсировать неудобства дорожного покрытия.
  • Вы больше не будете отвлекаться на домашнего питомца, управляя автомобилем, если установите защитную сетку-перегородку в салоне.

Подпишитесь на «За рулем» в

Дмитрий Тестов
Мишин Сергей
31.03.2021
Поделиться: