Летние шины для гольф-класса — большой тест «За рулем»
Один из самых популярных типоразмеров на рынке — 185/65 R15. Колесами такой размерности укомплектованы Лада Веста, Kia Rio и Hyundai Solaris, Renault Logan и Sandero.
Шины и цены
На тест мы отобрали восемь моделей стоимостью от двух с половиной до пяти тысяч рублей. Самая дорогая – новинка французского производства Goodyear EfficientGrip Performance 2, идущая на смену первому поколению Performance.
Среднюю ценовую категорию (3300–3500 рублей) представляют хорошо известные шины Pirelli Cinturato P1 Verde (сварены в России), популярные Hankook Kinergy Eco 2 (сделаны в Венгрии) и новинка фирмы Toyo – модель Proxes Comfort из Японии, заявленная как экологичная и комфортная замена устаревающей модели Toyo Proxes CF 2. В этом же ценовом диапазоне – немолодые покрышки Goodyear EfficientGrip Compact, произведенные в Таиланде.
Дешевле всех «китайцы»: все они стоят по 2500–2600 рублей. Впервые в наших тестах участвуют Davanti DX390 и Delinte DS2. А шины Aplus A606 мы взяли, памятуя как неожиданно хорошо выступила модель A607 в испытаниях покрышек размером 225/45 R17. Есть ли смысл в такой экономии, как покупка дешевых китайских шин?
В жару и холод
Основную часть испытаний мы провели в сентябре на полигоне ATP (Automotive Testing Papenburg) близ немецкого Папенбурга при температурах от +17 до +25˚ С. А еще откатали «осеннюю» сессию при +8–10˚ С на финском полигоне фирмы Nokian Tyres. С такими температурами мы сталкиваемся не только в межсезонье, но и холодными летними ночами. Результаты замеров тормозного пути включили в общий зачет, но с меньшей весомостью, чем у чисто летних тестов.
Понятно, что Весты или Солярисы в Европе не водятся, поэтому в качестве рабочих лошадок использовали хэтчбеки Volkswagen Polo. Основные замеры традиционно сделаны с помощью профессионального спутникового измерительного комплекса Vbox Racelogic.
Шины и расход топлива
Прогрев шины, первым делом оцениваем их влияние на расход топлива. Делаем это по величине выбега – расстояния, на которое автомобиль выкатывается на «нейтрали» со скорости 70 км/ч до 50 км/ч (городские условия) и со 100 до 80 км/ч – имитация езды по шоссе.
Вот те раз: чемпионом по экономичности становятся чуть ли не самые дешевые покрышки Delinte, показывающие рекордно низкий условный расход топлива – 5,3 л/100 км при скорости 90 км/ч и 3,8 – при 60 км/ч. А больше всего топлива Volkswagen будет расходовать на шинах Toyo – они увеличивают аппетит на пол-литра на скорости 90 км/ч и на 0,4 л на «городской» скорости.
Всплываем!
Пока шины не «запилены» экстремальными тестами, переходим к водным процедурам. В теплый сезон особенно важно сопротивление покрышек аквапланированию – всплытию в лужах на высокой скорости. В ходе испытания автомобиль на скорости 75–80 км/ч заезжает левыми колесами в узкую длинную ванну со слоем воды толщиной 7 мм. Правые колеса остаются на сухом асфальте. Полный газ на третьей передаче заставляет Polo ускоряться, но колеса, находящиеся в воде, с увеличением скорости начинают постепенно всплывать, теряя контакт с дорогой, и пробуксовывать. Приборы фиксируют скорость автомобиля, при которой степень пробуксовки левого ведущего колеса достигает 10%. По шести заездам высчитываем среднее значение скорости начала аквапланирования.В лидеры вырвались шины Goodyear. У обеих самая высокая скорость начала аквапланирования – 91 км/ч. А раньше всех всплывают бюджетные китайские шины Aplus: их результат хуже почти на 8 км/ч.
UHP или не UHP: чем бюджетные шины отличаются от «продвинутых» и высокотехнологичных
Производители делят свои летние шины на три категории. Градации эти условны и законодательно не регламентированы.
Первая – простенькие бюджетные шины для недорогих компактных автомобилей. Их отличают скромные характеристики – лишь бы катились. Сейчас некоторые производители наделяют их уменьшенным сопротивлением качению и увеличенным ресурсом, потому именуют «эко» (экономичные и/или экологичные). Новинки в этой категории редки.
Вторая группа – модели с продвинутыми характеристиками, поэтому они чуть дороже. Ориентированы, в первую очередь, на семейные машины, поэтому часто акцент делается на комфорт. Условное название шин данного сегмента – продвинутые или Рerformance (английское слово, означающее «производительность», под которой, в основном, подразумевается сцепление с покрытием).
Третья группа – дорогие высокотехнологичные покрышки, предназначенные для мощных и скоростных автомобилей. Акцент на высоких сцепных свойствах и обеспечении четкой управляемости на высокой скорости. Комфорт и низкое сопротивление качению обычно остаются за кадром. Как правило, такие шины называют UHP (UltraHigh Performance – «сверхвысокая производительность»).
Поскольку эти три группы шин предназначены для разных автомобилей, они, как правило, различаются по размерам. Шины бюджетной категории самые маленькие: их производят в размерах от 13 до 16 дюймов. Продвинутые – от 15 до 19 дюймов, а UHP начинаются как минимум от семнадцати. Некоторые размеры шин «перекрываются» моделями двух категорий – в 16 дюймах можно найти шины «эконом» и «продвинутые», а в размерах от 17 до 19 дюймов бывают и Performance, и UHP. Хотя Michelin, например, в размере 16” производит продукты всех трех категорий, а Continental имеет тройное перекрытие для размеров от 18 до 22 дюймов.
Испытания на курсовую устойчивость, проверка тормозного пути и оценки за комфорт — на следующей странице.
В этот раз мы отказались от традиционного испытания по резкой смене полосы – «переставки»: в Папенбурге для нее не нашлось безопасной площадки. Но в остальном возможности полигона ATP по оценке управляемости просто шикарные. «Сухая» извилистая трасса – точная копия малого гоночного трека Хоккенхаймринг. А для быстрой езды по мокрому покрытию есть щедро орошаемая водой дорожка с набором поворотов различной кривизны: от довольно крутых (радиусом 20 метров) – до скоростных (радиус 100 метров).
Курсовая устойчивость
Курсовую устойчивость оценивали на скоростном овале: общая длина 12,3 км, два прямых участка по 4 км, на виражах уклоны до 49,7 градусов, обеспечивающие нейтральную скорость 250 км/ч. Но мы ехали в два раза медленнее – со скоростью 110–130 км/ч, типичной для отечественных «хайвеев».
На прямых наиболее «плотным» рулем с четким «нулем» и завидной стабильностью Polo радует на шинах Pirelli и Hankook. На треке управляемости хорошо себя ведут Toyo и… снова Pirelli: у машины однозначные реакции, информативная обратная связь, понятное поведение.
Самые неприятные шины на сухом асфальте – Delinte. На них тестовый Polo плавает на дороге из стороны в сторону, как карась, требуя постоянной корректировки направления. Этому мешает «пустой» руль, который для возврата машины на курс надо крутить на большие углы. В предельном повороте Volkswagen то срывается в сильно распрямляющий траекторию снос передней оси, то уходит в занос.
В дождь наиболее понятное и безопасное поведение обеспечивает Hankook. Машиной приятно и просто управлять, легко контролировать вплоть до скольжений.
А хуже всех на мокром асфальте… Нет, не «китайцы», а Goodyear EfficientGrip Compact и Toyo. Первые грешат недостаточными, по ощущениям водителя, сцепными свойствами и неточными откликами. Вторые – неожиданно резкими срывами задних колес в глубокие скольжения. Самое неприятное, что это происходит на фоне ощущения высокого сцепления, на высокой скорости.
ТЕПЛО/ХОЛОДНО
Почему для большинства шин отличаются результаты «летнего» и «осеннего» торможения? Конечно, замеры мы делали на разных полигонах – а значит, и на разном асфальте. Но, в основном, дело в другом.
Несколько лет назад в тесте «Тур температур» мы убедились в том, что летние шины имеют максимальную эффективность торможения при температуре асфальта, близкой к +10˚ С. Это физика: согласно положениям общей термодинамики, тормозные свойства шин с понижением температуры асфальта (в пределах летних значений) должны улучшиться. Ведь нагревающаяся при торможении резина более холодному покрытию будет отдавать тепло быстрее и «поплывет» позже, если вообще «поплывет». Значит, в таких условиях и тормозной путь должен быть короче.
Расхождение изменения тормозной эффективности некоторых шин с термодинамическим трендом как на сухой, так и на мокрой дороге можно объяснить лишь наличием хитрых присадок в составе резиновой смеси протектора. Тех самых, что позволяют улучшить тормозные свойства в летних условиях. Тех, что каждый из производителей прячет «под семью замками». Это, кстати, косвенно подтверждает, что сложные технологии добрались и до шин в бюджетных размерах.
Нынешний тест показал неприятную тенденцию. Чем лучше шины тормозят при летней температуре, тем заметнее они могут снижать эффективность торможения при похолодании.Хорошо, что не все одинаково – но ярче всех отличились Pirelli и Toyo. Полагаем, что производители подобных «теплолюбивых» шин просто обязаны информировать покупателей о такой особенности своих продуктов. Иначе, привыкнув в теплое время к хорошим тормозам, в прохладную погоду можно попасть в аварийную ситуацию.
Комфорт
Для оценки плавности хода и шумности мы использовали специальный трек с тарированными неровностями, а также дороги общего пользования рядом с полигоном.
Тише остальных катятся шины Goodyear EfficientGrip Compact, Delinte и Pirelli. Сильнее всех давят на уши покрышки Toyo Proxes Comfort – причем они не только шуршат, напрягая слух (как будто это спортивная модель с хорошим зацепом), но и озвучивают любые дорожные неровности. Удивительно, ведь предыдущая модель Toyo CF2 отличалась высоким акустическим комфортом.
Кроме того, новинка от Toyo оказалась самой вибронагруженной и жесткой в тесте. Она заставляет машину вздрагивать даже на мелких швах и трещинах. Где, спрашивается, обещанный названием комфорт? А наиболее мягкими мы признали китайские покрышки Delinte.
Тормозной путь
Напомню, что в этот раз самые важные – тормозные – испытания нам удалось провести дважды: в теплый сезон и при осенней прохладе. В обоих случаях тормозной путь измеряли со скорости 80 до 5 км/ч на мокром покрытии и со 100 до 5 км/ч – на сухом, делая по восемь попыток с промежуточным охлаждением тормозов.
На жарком сухом асфальте выделилась именитая четверка с Toyo во главе: с разбросом результатов в пределах четырех процентов вместе с Toyo выступили Goodyear EfficientGrip Performance 2, Pirelli и Hankook. В отстающих Davanti и Aplus, уступившие лидеру почти 10%.Прохладное покрытие неожиданно вытолкнуло в победители китайские шины Delinte. Их земляк Aplus остался аутсайдером, проиграв более, чем пять процентов.
Разрыв между хорошими и плохими шинами на мокром летнем покрытии куда больше: 19%! Замыкающие те же – Davanti и Aplus, плюс не сильно лучше тормозящий по «скользоте» Goodyear EfficientGrip Compact. Впереди – всё та же продвинутая четверка. Но похолодание выводит на третью позицию Davanti и свергает с пьедестала Pirelli и Toyo! Причем последние шины по осени тормозят хуже лидера (Hankook) на 13%.
Результаты испытаний и выводы экспертов «За рулем» — на следующей странице.
ИТОГИ
Все шины по итогам испытаний разбились на две группы: с высокими и с посредственными тормозными свойствами.
Покрышки Davanti DX390 зацепились за последнюю ступеньку в группе «хороших» шин. Это бюджетный, довольно ровный по всем свойствам скромняга – только свойства эти ниже среднего. Поведение на сухом асфальте и курсовая устойчивость проблемны. Правда, и антирекорд всего один – худший тормозной путь на летнем сухом асфальте. Цена самая низкая в тесте и на 5% выгоднее справедливой. Но если есть возможность доплатить по 800–1000 рублей за Pirelli или Hankook – так и советуем сделать, это будет разумный выбор.Седьмое место у Aplus A606. Бюджетные шины бренда Aplus не смогли удивить высокими результатами, как это сделала модель А607 в нашем прошлогоднем тесте. Они разбалансированы, во многом противоречивы. Откровенно слабые по сцепным свойствам, но при этом приличные по поведению.
| 8 место | 7 место |
Cумма баллов, набранных в тесте | 850 | 856 |
Марка, модель | | |
Средняя цена в интернет-магазинах | 2530 | 2600 |
Страна изготовления | Китай | Китай |
Индекс нагрузки и скорости | 88H | 88H |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 420 | 560 |
Глубина рисунка, мм | 7,6 | 6,7 |
Твердость резины по Шору | 62 | 61 |
Масса шины, кг | 7,8 | 8,3 |
Плюсы | Приличная управляемость на мокром покрытии летом; средние тормозные свойства на мокром покрытии в прохладную погоду | Четкая курсовая устойчивость на высокой скорости; приличная управляемость на мокром покрытии |
Минусы | Худшие тормозные свойства на сухом покрытии летом; проблемная управляемость на сухом покрытии; сложная курсовая устойчивость | Худшие тормозные свойства на мокром покрытии летом, на сухом в холодное время, сопротивление аквапланированию |
* Разность «Справедливой цены» и «Средней цены», выраженная в процентах относительно первой.
На шестой позиции Goodyear EfficientGrip Compact. Справедливости ради отметим: производитель и не скрывает, что это покрышки начального уровня. Но цену при этом ломит приличную: она завышена по сравнению со справедливым значением более чем на 20%.
Пятое место у шин Delinte DS2. Тот случай, когда слово «китайские» не должно отпугивать. Это нормальная недорогая шина для городских или пригородных условий, поскольку высоких скоростей очень не любит. Лидирует в экономичности и комфорте. И доступна: цена на 16% ниже справедливой. Самая выгодная покупка на пару с Pirelli.
| 6 место | 5 место |
Cумма баллов, набранных в тесте | 859 | 872 |
Марка, модель | | |
Средняя цена в интернет-магазинах | 3430 | 2550 |
Страна изготовления | Тайланд | Китай |
Индекс нагрузки и скорости | 92T | 88V |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 320 | 500 |
Глубина рисунка, мм | 7,2 | 7,9 |
Твердость резины по Шору | 69 | 60 |
Масса шины, кг | 8,4 | 7,6 |
Плюсы | Лучшее сопротивление аквапланированию; скромный уровень шума | Рекордно низкий расход топлива; лучшие тормозные свойства на сухом покрытии в холодную погоду |
Минусы | Сложная управляемость на мокром покрытии и проблемная на сухом | Проблемные управляемость на сухом покрытии и курсовая устойчивость на высокой скорости |
На четвертой строчке – противоречивая Toyo Proxes Comfort, набравшая 889 итоговых баллов и не дотянувшаяся до категории отличных продуктов (у нас они начинаются с 900 баллов). Вопреки названию, эти шины худшие по комфорту и в целом оставляют впечатление цепких, спортивных. Но – лишь для теплой погоды. Расход топлива с ними максимален. Переплата относительно справедливой цены составляет 4%.
Третье место занимает Goodyear EfficientGrip Performance 2 – шина с лучшими сцепными свойствам. Высокий «зацеп» придает ей боевой дух, о котором заявлено в имени модели словом «рerformance». Удовольствия от поведения не получить только на мокром покрытии: срывы в скольжения резки. Что хуже – ценник нескромно завышен почти на треть от справедливой цены, это антирекорд теста!
| 4 место | 3 место |
Cумма баллов, набранных в тесте | 889 | 920 |
Марка, модель | | |
Средняя цена в интернет-магазинах | 3480 | 5050 |
Страна изготовления | Япония | Франция |
Индекс нагрузки и скорости | 92H | 88H |
Индекс износостойкости (Treadwear) | н/д | 360 |
Глубина рисунка, мм | 6,9 | 8,2 |
Твердость резины по Шору | 72 | 71 |
Масса шины, кг | 7,4 | 7,9 |
Плюсы | Лучшие тормозные свойства на сухом покрытии в летних условиях; отменная управляемость на сухом покрытии | Лучшие тормозные свойства на мокром в летних условиях и сопротивление аквапланированию |
Минусы | Худшие тормозные свойства на холодном мокром покрытии; Худшие по расходам; значительное ухудшение тормозных свойств на холодной мокрой дороге | Удовлетворительная плавность хода; незначительное ухудшение тормозных свойств на мокром покрытии в холодную погоду |
Pirelli Cinturato P1 Verde – хоть и старая модель, взбодренная «косметологией», но придется по душе тем, кто ловит кайф от управления автомобилем. Лучшая в поведении, вторая по уровню комфорта, третья по безопасности (хорошее сопротивление аквапланированию и высокие, хотя и не лидирующие сцепные свойства). Но – лишь средняя по экономичности, что не соответствует слову Verde (зеленая) в названии. Еще один «грешок» – относительно низкая эффективность торможения на мокрой дороге в прохладную погоду. А вот цена радует – на 16% ниже справедливой.
Лидеров по баллам двое, но характеры у них разные. Hankook Kinergy Eco 2 – наиболее сбалансированная шина без провалов в характеристиках. Все результаты выше среднего. Подкачал только уровень комфорта, однако в остальном покрышки понравятся всем. Особенно если учесть приятную цену, которая на 13% ниже справедливой, определенной по нашей собственной методике.
| 1-2 место | 1-2 место |
Cумма баллов, набранных в тесте | 922 | 922 |
Марка, модель | | |
Средняя цена в интернет-магазинах | 3280 | 3420 |
Страна изготовления | Россия | Венгрия |
Индекс нагрузки и скорости | 88H | 88T |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 420 | н/д |
Глубина рисунка, мм | 7,2 | 7,3 |
Твердость резины по Шору | 69 | 67 |
Масса шины, кг | 8,2 | 7,7 |
Плюсы | Очень четкий курс, отменная управляемость на сухом покрытии | Лучшие тормозные свойства на мокром покрытии в холодную погоду; четкая управляемость на мокром асфальте |
Минусы | Значительное ухудшение тормозных свойств на мокрой дороге в холодную погоду | Удовлетворительный уровень комфорта |
- Итоговую таблицу с результатами испытаний можно скачать по этой ссылке.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
На мой взгляд, именно в категории малоразмерных шин сегодня происходят самые интересные и значительные изменения. По большому счету, бюджетные покрышки производителям малоинтересны: несмотря на высокий спрос, на них почти ничего не заработаешь. Однако в последнее время в этом секторе образовалось два «течения» – разных, но требующих современных сложных технологий.
Первое – максимально «зеленые» (с низким коэффициентом сопротивления) и «долгоиграющие», с увеличенным ресурсом. Такие особенно актуальны для электромобилей – испытания этих покрышек у нас в ближайших планах.
Противостоят им спускающиеся в малоразмерный сектор шины из категории «продвинутых». Они закономерно «зеленеют», частенько за счет некоторого ослабления сцепных свойств, становясь как-бы «полупродвинутыми». И тем, и другим мешает тот факт, что низкое сопротивление качению и высокие сцепные свойства являются антагонистами, то есть несовместимыми характеристиками, как качели. Выбирать приходится либо первое, либо второе.
Сравним два продукта серии EfficientGrip одного производителя – Goodyear (оба участвуют в этом тесте). Простенькие шины Compact предложены на рынке в размерностях от 13 до 15 дюймов, а более совершенные Performance 2 – диаметром от 15 до 20 дюймов. Это дает основание полагать, что данные шины – из разных сословий.
По результатам испытаний первые показали себя чуть лучше по комфорту. Зато в сравнении сцепных свойств и поведенческих дисциплин с явным преимуществом выигрывают шины Performance 2. Правда, с оговоркой – доминируют они лишь при летних температурах, а при похолодании слегка ослабляют хватку. По стойкости к аквапланированию и сопротивлению качения у них паритет.
В целом «полупродвинутые» шины не оставляют бюджетным шансов на победу в сравнительных тестах. Разве что по соотношению «цена/качество» – и в случае с шинами Goodyear начальная модель Compact при оценке справедливой цены по нашей фирменной методике оказывается выгоднее.
- Рисунок протектора резины с хорошим водоотводом должен помочь компенсировать неудобства дорожного покрытия.
- Вы больше не будете отвлекаться на домашнего питомца, управляя автомобилем, если установите защитную сетку-перегородку в салоне.