Большой тест 17-дюймовых шин: «китайцев» уже можно брать
Начинаем представление участников с самых дешевых моделей. Две китайские «темные лошадки» – Aplus A607 и Cachland CH‑861– пользуются неплохим спросом. Первые можно купить, заплатив 3500 рублей за колесо, а вторые и вовсе за 3300 рублей. Проверим, на что способны незнакомцы из Поднебесной. Немногим более 3700 рублей просят за отечественную шину с красивым итальянским именем Viatti Strada Asimmetrico. Для разнообразия возьмем что-нибудь из недорогих европейских моделей, которые еще не были в наших тестах.
Популярный в народе сербский Tigar UHP стоит почти 4000 рублей за штуку. Это самая верхняя ценовая планка для бюджетных шин.
Среднеценовой сегмент тоже представляют четыре модели. Самый недорогой и популярный на рынке, а нам хорошо известный по предыдущим тестам — Nordman SZ (5000 рублей). Новинка Yokohama BluEarth-A AE‑50 дороже Нордмана примерно на 400 рублей. Pirelli Cinturato P7 еще чуть дороже. Все три шины с выдавленными на боковине буковками «Made in Russia». Конкуренцию им составит японец Toyo Proxes Sport.
В группе дорогих шин (от 6300 рублей) тоже четыре модели. Новинка Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 немецкой сборки. Чуть дороже хорошо известные Nokian Hakka Black 2 и Dunlop SP Sport Maxx 050+, изготовленные, соответственно, в России и Японии.
Лидер наших тестов с момента появления на рынке, Continental PremiumContact 6 французского «разлива», оказывается наиболее дорогим участником (6700 рублей). Получается, что самый дорогой и самый дешевый участники различаются по цене вдвое.
Лето, шины, полигон…
Испытания мы провели в окрестностях Тольятти на полигоне АВТОВАЗа. К тестам приступили в конце лета прошлого года, когда шинники уже завершили работу над обновлениями моделей к следующему сезону. Погода установилась сухая, без резких скачков температуры, которая за время тестов менялась от + 15 °C до + 30 °C. Тестовый автомобиль – Volkswagen Passat. Результаты замеров фиксировал Vbox RACELOGIC – прецизионный измерительный комплекс c приемниками ГЛОНАСС-GPS.
Курс – на экономичность
В первую очередь прогреваем шины и агрегаты автомобиля, двигаясь по 10‑километровому скоростному кольцу. Заодно оцениваем курсовую устойчивость и поведение Пассата на испытуемых покрышках при плавном маневрировании. Скоростной режим – 130 км/ч, уже допустимый на некоторых платных дорогах.
Выше всех эксперты оценили шины Continental, выделяющиеся отличным балансом плавности и быстроты реакций, а также очень понятной информативностью без излишней «тяжести» на руле.
Наиболее серьезные претензии были предъявлены шинам Cachland. На них из-за задержек реакций приходится отклонять баранку на значительные углы. А чрезмерно высокое усилие на руле, которое почти не нарастает при его вращении, совершенно не информативно. Все эти недостатки не позволяют точно задавать и корректировать курс, вселяя чувство неуверенности.
Шины прогреты: на двухкилометровом горизонтальном участке дороги замеряем экономичность. Трех-четырех заездов в режиме «туда-обратно» (дабы нивелировать влияние даже легкого ветерка) обычно хватает, чтобы получить достоверные результаты.
Самыми экономичными оказались Tigar и Yokohama. Причем как на «городской» скорости (60 км/ч), так и на «загородной» (90 км/ч). Худшие результаты показали сразу две трети участников, но разница незначительная – менее 5%.
Пошумим и встряхнемся
Высокой плавностью хода смог похвастать лишь Continental, оправдывая премиальное название модели. Больше других трясут машину на неровностях, да еще зудят на грубом асфальте, будто перекачанные, Aplus, Cachland и Dunlop. Такие шины годятся лишь для гладких дорог хорошего качества, которых в России не так уж много.
Грунтовый подъем (вне зачета)
А как справятся заточенные под асфальт участники с 12‑процентным грунтовым подъемом? Эти результаты не идут в зачет, но будут интересны тем, кто вынужден изредка передвигаться по проселкам. Отключаем противобуксовочную систему… Поехали!
На дороге без покрытия немного увереннее остальных ведут себя Aplus и Cachland. Хотя и требуют точно дозировать тягу, плавно работая педалями сцепления и газа, дабы не провернуть колеса. А уж интенсивной пробуксовки не любят и подавно.
Самыми неприспособленными к грунтовке оказались Continental и Pirelli. На этих шинах с асфальта лучше не съезжать!
Тормозим широко
Хочется верить, что любителей широких шин с низким профилем привлекает не только их внешний вид, но и ожидание высоких сцепных свойств (читай – безопасности).
На мокром асфальте лучшие результаты показали шины Nokian, опередив Continental всего на один процент. Разница ничтожная – в пределах погрешности измерений! На сухом покрытии лучшим оказался Континенталь. За ним с отставанием менее 1% следует Goodyear. Аутсайдер – Viatti. Причём стабильно отстаёт от лидеров на 16% как на мокром асфальте, так и на сухом.
Экстренная смена полосы
В этих упражнениях лидерство захватил Continental, оказавшийся самым быстрым и покладистым как на мокром покрытии, так и на сухом. Эти шины наделяют Passat четкими и понятными реакциями, а также надежным и предсказуемым поведением. Так и хочется воскликнуть: «Дас ист фантастиш!» Goodyear, не уступивший лидеру ни в скорости, ни в повадках на сухой дороге, оказался чуть слабее на мокрой. Тем не менее его достижение мы считаем более чем достойным.
Tigar неожиданно провалился – скорость на «переставке» оказалась одной из худших, а управляемость Пассата на этих шинах буквально убила испытателей. Из-за значительных задержек в реакциях баранку приходилось поворачивать на избыточные углы, а «перекрут» провоцировал занос автомобиля. Вкупе с полным отсутствием информативности и низкими сцепными свойствами эти шины делают Passat на «переставке» неуклюжим, подобно слону в посудной лавке. А на критической скорости просто опасным, поскольку при попытке удержать автомобиль в пределах полосы, его здорово мотает из стороны в сторону.
ИТОГИ
Tigar UHP может похвастать самым низким расходом топлива, тормозит чуть лучше, чем Viatti, но на этом преимущества данных шин заканчиваются. Ездить на них можно только прямо, поворачивать очень осторожно и только (категорически!) под контролем электронных помощников.
Следующие два участника набрали одинаковое количество баллов – по 831. Сползли в категорию посредственных шин (800–849 баллов) и объединили одиннадцатое и двенадцатое места. Viatti Strada Asimmetrico отличает самый слабый уровень сцепных свойств, потому ездить на них рекомендуем осторожно и неспешно. Поведенческие манеры далеки от современности, но с включенной электроникой плавно маневрировать допустимо. Комфорт и сопротивление качению среднего уровня.
Замыкает десятку еще один китайский сюрприз – Cachland CH‑861. Заработанные 861 балл с запасом в десяток баллов удерживают его в категории хороших шин. Сцепные свойства, как у Данлопа: экстремальные маневры только с включенной системой стабилизации. Комфорта недостаточно, зато сопротивление качению в разумных пределах. В целом, как и показывает сумма итоговых баллов, – нижний уровень шин средней руки.
ЛЕТНИЕ ШИНЫ 225/45 R17 | 11-12 место | 11-12 место | 10 место | 9 место |
Сумма баллов, набранных в тесте | 831 | 831 | 861 | 874 |
Марка, модель | Tigar UHP | Viatti Strada Asimmetrico | Cachland CH-861 | Dunlop SP Sport Maxx 050+ |
Средняя цена в интернет-магазинах | 3890 | 3720 | 3300 | 6420 |
Экономия (+) / переплата (–), %* | 3 (–) | 2 (+) | 27 (+) | 32 (–) |
Страна изготовления | Сербия | Россия | Китай | Япония |
Индекс нагрузки и скорости | 94Y | 94V | 94W | 94Y |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 580 | н.д. | 280 | 240 |
Глубина рисунка, мм | 6,9 | 7,8 | 7,2 | 7,8 |
Твёрдость резины по Шору | 61 | 68 | 67 | 69 |
Масса шины, кг | 9,2 | 9,6 | 9,5 | 9,9 |
ПЛЮСЫ | Высокая топливная экономичность при скоростях 90 км/ч и 60 км/ч | Удовлетворительная комфортность; невысокая стоимость | Приемлемые для данной ценовой категории сцепные свойства | Неплохо тормозят на сухом покрытии; надёжно следуют заданному курсу |
МИНУСЫ | Низкие сцепные свойства; проблемная управляемость при резких манёврах, шумные | Худшее торможение на мокрой и сухой дороге; посредственная управляемость на сухом покрытии | Неэкономичны; посредственные управляемость на сухом асфальте и курс; жёсткие и шумные | Невысокие сцепные свойства на мокрой дороге; скромная экономичность; низкая комфортность |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
Парочка коренных «японцев» расположилась аккурат в середине сектора хороших шин (диапазон от 850 до 899 баллов). Toyo Proxes Sport, имеющий 876 баллов, обеспечивших ему восьмую позицию в рейтинге, и Dunlop SP Sport Maxx 050+ с 874 баллами – на девятой строчке. Характеры и результаты у них схожи. Toyo чуть сложнее управляется при экстремальных манёврах (электронику отключать не рекомендуем!) и хуже держит курс на высокой скорости. У Данлопа свои незначительные слабости – он менее комфортен.
Совсем рядом (888 баллов, седьмое место) пристроилась Yokohama BluEarth-A AE‑50. Свежая модель, доказывающая, что шины этой марки в последнее время набирают силу на нашем рынке. Правда, случилась осечка в торможении на сухом асфальте, зато Yoko обошла всех хорошистов и составила конкуренцию Nokian Hakka Black 2 в скорости на «мокрой» переставке. А еще завоевала звание «самой экономной» в нашем тесте, разделив его с Tigar UHP.
На шестой строчке – китайский сюрприз. Aplus A607 из Поднебесной отстал от хорошо известного нам Нордмана лишь на один балл. Тем самым разрушив мнение о том, что китайские шины имеют слабый «перформанс». Незначительную слабину в комфорте компенсирует способностью выполнять экстремальные маневры на высокой скорости по сухому асфальту, показывая результаты, сравнимые с Pirelli.
Не так далеко от отличников, всего лишь в десятке баллов, теснится тройка продвинутых «хорошистов». На пятой позиции Nordman SZ, заработавший 892 балла. Классический пример почти беспровального, ровного по всем свойствам продукта средней руки. Придраться можно разве что к не очень четкому поведению на переставке по сухому покрытию и повышенному уровню шума.
ЛЕТНИЕ ШИНЫ 225/45 R17 | 8 место | 7 место | 6 место | 5 место |
Сумма баллов, набранных в тесте | 876 | 888 | 891 | 892 |
Марка, модель | Toyo Proxes Sport | Yokohama BluEarth-A AE-50 | Aplus A607 | Nordman SZ |
Средняя цена в интернет-магазинах | 6200 | 5370 | 3500 | 4950 |
Экономия (+) / переплата (–), %* | 26 (–) | 3 (–) | 34 (+) | 7 (+) |
Страна изготовления | Япония | Россия | Китай | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 94Y | 94W | 94W | 94W |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 240 | н.д. | 300 | 500 |
Глубина рисунка, мм | 7,3 | 7,3 | 7,2 | 7,7 |
Твердость резины по Шору | 67 | 69 | 68 | 70 |
Масса шины, кг | 9,7 | 9,8 | 9,8 | 10,1 |
ПЛЮСЫ | Сцепление на мокром и сухом асфальте выше среднего уровня | Отменная топливная экономичность при скоростях 90 км/ч и 60 км/ч; четкая курсовая устойчивость | Сцепные свойства выше средних; понятное поведение при резких манёврах на сухой дороге | Неплохо тормозят на мокром и сухом асфальте; |
МИНУСЫ | Повышенный расход топлива; сложная управляемость при экстремальном маневрировании | Слабые сцепные свойства при экстренном торможении на сухом покрытии | Низкая экономичность; немного осложнённая управляемость на мокром асфальте; жёсткие | Лёгкие претензии к поведению при выполнении манёвра «переставка» на сухом покрытии; шумноваты |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
Четвертую строчку рейтинга занимает Pirelli Cinturato P7. Ее 902 балла показывают, что это отличная шина. Ровная по всем показателям, но лучшие свои свойства проявит в дальних поездках, если дорога будет иметь покрытие хорошего качества.
Безусловный лидер нашего теста – Continental PremiumContact 6, заметно оторвавшийся от ближайших соперников. В его копилке – 948 баллов. Лучший из лучших в номинациях «безопасность», «поведение» и «комфорт». Настоящий премиум!
ЛЕТНИЕ ШИНЫ 225/45 R17 | 4 место | 3 место | 2 место | 1 место |
Сумма баллов, набранных в тесте | 902 | 922 | 926 | 948 |
Марка, модель | Pirelli Cinturato P7 | Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 | Nokian Hakka Black 2 | Continental PremiumContact 6 |
Средняя цена в интернет-магазинах | 5510 | 6320 | 6370 | 6700 |
Экономия (+) / переплата (–), %* | 1 (+) | 4 (–) | 3 (–) | 0 |
Страна изготовления | Россия | Германия | Россия | Франция |
Индекс нагрузки и скорости | 91V | 94Y | 94Y | 94Y |
Индекс износостойкости (Treadwear) | 260 | 300 | н/д | 280 |
Глубина рисунка, мм | 8,0 | 8,4 | 7,1 | 7,7 |
Твердость резины по Шору | 68 | 71 | 68 | 70 |
Масса шины, кг | 9,3 | 9,1 | 9,9 | 9,4 |
ПЛЮСЫ | Уверенные сцепные свойства на мокрой и сухой дороге; надёжное следование заданному курсу | Выдающееся сцепление на сухом покрытии; отличные управляемость | Лучшее торможение на мокром асфальте; надёжное поведение при резких манёврах; чётко следуют курсу | Превосходные сцепные свойства на мокрой и сухой дороге; отменная управляемость; самые комфортные |
МИНУСЫ | Повышенный расход топлива; небольшие замечания в адрес управляемости и плавности хода | Скромная экономичность при скоростях 90 км/ч и 60 км/ч; шумные и жестковатые | Незначительные претензии в адрес акустической комфортности и плавности хода | Повышенный расход топлива; лёгкие замечания к уровню внутреннего шума |
* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.
Полностью результаты испытаний приведены здесь: 12-1 места.
Какие шины самые выгодные?
Продукты среднего ценового сегмента менее выгодны. Здесь наибольшую экономию сулит покупка Nordman SZ – хотя это лишь семь процентов от «справедливой» цены. Pirelli Cinturato P7 принесёт один процент выгоды, а Yokohama заставит переплатить три процента. Однако Toyo «разорит» аж на 26%.
Хорошая новость для любителей топовых шин – даже в этом секторе появилась возможность не переплачивать. Continental PremiumContact 6 – самая выгодная покупка топового сегмента, поскольку за него просят как раз «справедливую» цену. Nokian Hakka Black 2 и Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 переоценены, но не слишком. За первую шину придется переплатить три процента от справедливой цены, а за вторую – четыре. Самая невыгодная покупка скрывается в этом же сегменте. Это Dunlop SP Sport Maxx 050+, за который придется выложить «лишних» 32% от «справедливой» цены.
Особое мнениеСергей Мишин Меня и коллег поразил провальный результат Tigar UHP. Ведь это дочерняя компания именитого Мишлена. Интересно, что означает аббревиатура UHP в названии модели? Обычно шинники под этими буквами подразумевают Ultra High Performance – супервысокие характеристики. Но тут ими и не пахнет! Даже обычные китайские шины тормозят лучше… Интересно, знают ли мишленовцы про опасное поведение своего подопечного? Однако есть и приятные сюрпризы, преподнесенные доселе неизвестными китайскими шинами. Покупая их в магазине, мы прочили им последние места, даже сомневались, что они дотянутся до отметки в 800 баллов. Но китайцы оказались способны на большее. Причем одна марка даже приблизилась к «отличникам»! Китайские шины постепенно растут, да так, что уже составляют конкуренцию европейским. Чтобы разобраться, не случайный ли это результат, в следующем году мы постараемся проверить шины Aplus и Cachland в других размерах. * * * Бренд Aplus вместе с еще тремя (Compasal, Lanvigator и Royal Black) принадлежит китайской шинной компании Shandong Haohua tire Co Ltd. Завод по производству шин расположен в городском округе Вэйфан провинции Шаньдунь. Марку Cachland, а также еще семь (Deruibo, Fesite, Hifly, Mirage, Ovation, Sunfull и Ushield) производит китайская корпорация Shandong Hengfeng Rubber & Plastic Co Ltd на нескольких заводах в той же провинции Шаньдунь. Обе компании, по меркам шинников, достаточно молоды (им около 20 лет) и не имеют за плечами большого опыта в разработке и производстве шин. Но агрессивны и настроены на быстрое развитие. |
Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию, а также сотрудникам полигона АВТОВАЗа и тольяттинским компаниям «Шинторг» и «Премьера» за техническую поддержку.