Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Разочарование года: проверили 10 термостатов для Гранты, Весты и Ларгуса

Термостат нужен и летом, и зимой: чтобы и мотор не перегреть, и пассажиров согреть. Но в ходе испытаний «За рулем» со своей задачей справились лишь два и еще один оказался условно годным.
Полная версия

Термостат – это прибор для поддержания постоянной температуры. В автомобиле он способствует быстрому прогреву двигателя, а затем поддержанию температуры в оптимальном диапазоне путем регулирования потока охлаждающей жидкости через радиатор. Исправный термостат предупреждает перегрев мотора, продлевая срок его службы, и помогает эффективной работе отопителя. А неисправный, помимо прочего, увеличивает расход топлива – какие на него нынче цены, сами знаете!

Конструктивно термостат представляет собой корпус, в котором установлен термочувствительный элемент, заполненный термоактивным воском (церезином) с клапаном, пружина и фиксирующая пластина. При нагреве воск расширяется, приводя в движение клапан и перекрывая или открывая соответствующие проходы для жидкости.



Мы испытали термостаты для самых популярных восьми- и шестнадцатиклапанных моторов ВАЗ, которые ставятся на Гранту, Весту и Ларгус. Для экспертизы приобрели десять образцов – все, что продавались в магазинах столичного региона. 


Результаты проведенных исследований относятся к конкретной выборке изделий и не могут служить основанием для суждения о качестве одноименной ­продукции в целом.

Программа и методика испытаний

Для наших героев есть свой собственный ГОСТ Р 53832-2010 «Теплообменники и термостаты. Технические требования и методы испытаний». Из него мы позаимствовали тесты, наиболее близкие к реальной эксплуатации: проверку температуры начала открытия клапана, величину его полного подъема.



Отдельно проверяли герметичность клапана и всего корпуса под давлением.


Кроме того, измерили скорость проведения «спасательной операции», когда термостат должен предотвратить резкое превышение температуры. Для этого изделие комнатной температуры резко помещали в жидкость с температурой кипения воды и проверяли время полного открытия клапана, которое не должно ­превышать 60 секунд.


Испытания проводили на стенде ИСТ‑120 в водном растворе глицерина.


Стенд включает ванну, заправленную 120 л смеси воды с глицерином, подогреватель, обеспечивающий интенсивность нагрева воды после 60 °C не выше 1 °C в минуту, и устройство для эффективного и постоянного перемешивания воды.

Участники

Примерная цена 1450 ₽
Почти всё хорошо, но время  полного  открытия  клапана (8 мм) при погружении в жидкость с температурой 101° C превышает допустимое на 4 секунды

Примерная цена 1250 ₽
Два результата не соответствуют требованиям. Одобрить не можем


Примерная цена 1550 ₽
Время полного открытия клапана при погружении в жидкость с температурой 101° C слишком велико. Одобрить не можем

Примерная цена 1200 ₽
Клапан негерметичный, да и открывается чуть позднее, чем требуется. Одобрить не можем 


Примерная цена 1050 ₽
Всё бы хорошо, но вот время полного открытия клапана при погружении в жидкость с температурой 101° C слишком велико. Одобрить не можем

Примерная цена 950 ₽
Самый негерметичный ­клапан в нашей выборке.  Одобрить не можем


Примерная цена 1750 ₽
Испытания выдержаны в полном объеме. Замечаний нет – образцовое изделие 

 

Примерная цена 1250 ₽
Только на этом изделии ­установлен обрезиненный клапан. Испытания выдержаны в полном объеме.  Замечаний нет


Примерная цена 1200 ₽
Два результата не соответствуют требованиям. Одобрить не можем

Примерная цена 700 ₽
Антилидер: три результата не соответствуют требованиям Одобрить не можем

Результаты

Поводов для оптимизма немного. 

Только два изделия из десяти – оригинальное вазовское, да еще питерский Luzar – спокойно уложились в нормативные требования. Их мы и рекомендуем в первую очередь.

Чуть недотянул до отличного результата термостат СтАТО. 



Хуже всех оказался Zommer, проваливший большинство испытаний и имеющий наименьшую температуру открытия. С таким в сильные морозы можно и подмерзнуть в салоне. Невольно позавидуешь песцу, которому термостаты не нужны.



НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПОГОРЯЧЕЕ

Многие производители термостатов выпускают, наряду со стандартной версией, еще и зимнюю. Температура открытия клапана у них повышена на несколько градусов. Но разве не странно два раза в год переставлять термостаты, подобно сезонной смене шин, или постоянно опасаться перегрева двигателя летом? 

Такие изделия пригодны для круглогодичного использования только в районах Крайнего Севера. А кому холодно зимой в средней полосе, стоит проверить, не засорен ли радиатор отопителя и не травит ли клапан того самого термостата, выпуская часть драгоценного тепла. Конечно, если сам термостат соответствует ГОСТу.


Редакция благодарит ООО «НПО «ТАЛИС»» за помощь в проведении испытаний.


Фото: фирмы-производители и «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в

Ревин Алексей
Колодочкин Михаил
10.11.2021
Поделиться: