Тульский... пряник? нет — дизель!

ТУЛЬСКИЙ... ПРЯНИК? НЕТ — ДИЗЕЛЬ!

ТЕХНИКА

Новинки

ТУЛЬСКИЙ... ПРЯНИК? НЕТ — ДИЗЕЛЬ!

Известный своими мотороллерами и мотоциклами повышенной проходимости «Туламашзавод» освоил выпуск легких одноцилиндровых дизелей.

Материалы рубрики подготовили Александр БУДКИН, Денис БОРОВИЦКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Дизель в России, особенно в сельских районах, где солярка подчас единственный доступный вид топлива, всегда в почете. Но это применительно к тяжелым многоцилиндровым двигателям грузовиков или тихоходных тракторов. Здесь же пойдет речь о легких моторчиках, в которых так нуждаются производители компактной техники — дорожной, коммунальной, строительной. Именно для нее «оборонка» — «Туламашзавод» — совместно с Владимирским госуниверситетом разработала образцы и выпустила опытную партию (50 шт.) одноцилиндровых дизелей. Их доводку доверили австрийской фирме AVL. В руках опытных специалистов дизель быстро приблизился к требованиям перспективных стандартов ЕЭС 2005 и сразу привлек внимание отечественных производителей мини-автомобилей и мототехники. Не разочарует ли их тульский дизель?

Сразу отметим, что с экологией и экономичностью у тульского двигателя все в порядке. С массой и габаритом тоже: корпусные детали и головка цилиндра отлиты из алюминиевого сплава, сам цилиндр, понятно, чугунный. Для уменьшения габарита генератор мощностью около 400 Вт встроили в маховик, а топливный насос высокого давления разместили внутри картера. В итоге «на улице» остался лишь топливоподкачивающий насос.

Несмотря на то, что корпусные детали из алюминия, мотор достаточно прочен. Поршни, изготавливаемые методом изотермической штамповки, и поршневые кольца немецкой фирмы «Гётце» обещают движку долговечность. Качество механической обработки рабочей поверхности цилиндра контролируют специальные приборы, а за топливную аппаратуру отвечает ее производитель — ЯЗТА, давно снискавший уважение российских дизелистов.

Наряду с мощным штатным вентилятором, мотор, работающий в тяжелых условиях, защищает от перегрева дополнительный масляный радиатор или специальный теплоотборник. Последний контактирует одной стороной с горячим маслом, а другой, увенчанной миниатюрным радиатором, — с потоком воздуха. Передает тепло специальный энергоемкий наполнитель, занимающий внутреннюю полость устройства. В «северном» варианте дизель комплектуют работающим от аккумулятора тепловым нагревательным элементом, который быстро прогреет масло в картере, не допустив его подгорания.

Если привередливого покупателя не устраивают характеристики базового двигателя (цена его — 750 у. е.), специалисты конструкторского центра, кстати, оборудованного по последнему слову техники, в кратчайшие сроки внесут требуемые коррективы в конструкцию мотора. Хотите дефорсированный дизель с непосредственным впрыском топлива — пожалуйста, требуется высокооборотный вихрекамерный — извольте. Доводку выполненных в металле моторов проведут тут же на заводе. Специально для этого у той же фирмы AVL был приобретен испытательный комплекс, позволяющий моделировать любые условия работы двигателя.

И все же, как бы ни был совершенен мотор, комплектующие плохого качества и халтурная сборка могут свести на нет все достижения конструкторов. Чтобы держать марку, заводу пришлось не только ужесточить контроль поступающих на конвейер деталей, но и сосредоточить сам процесс сборки в одном месте. Как показал опыт, такой подход гарантирует высокое качество продукции.

Хочется верить, что удачно стартовавшие тульские дизели положат начало двух-, трех- и четырехцилиндровым моторам, которые будут способны заменить своих бензиновых сородичей. Например, под капотом «Оки»?

и потеряли около 50% своей эффективности. По опыту немецкого TUV это происходит через 60–80 тыс. км пробега по немецким дорогам (в России эта цифра, как правило, оказывается значительно меньше). При объезде неожиданно возникшего препятствия с неисправными амортизаторами риск «потерять» машину или, как говорят сотрудники ГИБДД, не справиться с управлением возрастает в несколько раз, а тормозной путь увеличивается на 5–10%.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые