94
95
96
97
МОЙ ИНТЕРЕС К КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАШЕЛОТРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИКВАДРА. ВСЕ РИСУНКИ И НАДПИСИ Я ВЫПОЛНИЛКИСТЬЮ ОТ РУКИ.САМОПАЛтекст Данилы ПАСКАЛ, фото Евгения ПАСКАЛИЖ В КВАДРАТЕИжевский мотор, шасси убитой мотоколяски, немного деталейот прочей совкотехники, куски металла, стеклоткань, эпоксидка…Ах, да, умелые руки отца и сыновей Паскал, которые терпеливо строили«квадр», вдохновившись журнальными фото Can-Am DS 450!Однажды темным осенним вечером мы с отцом решили построитьчто-нибудь бесполезное в хозяйстве. Мне это что-то представлялосьмотоциклом для кросса, а отец хотел вездеход, на котором можноспокойно ехать в любом направлении. В итоге решили сделать то, что94не выполняло должным образом нифункции кроссача, ни функции вездехода. И тут мы увидели фото CanAm DS450. Есть идея!Вопрос о двигателе отпал сам собой: в хозяйстве был мотоцикл «ИжПС», на котором отец уже не ездил,а у меня еще не было прав. Поэтомупервоначально в проекте использовался двигатель от него. Но этотолько для пробы, так как разбиратьтакой мотоцикл, да еще и в идеальном состоянии, желания не было.Год мы искали возможность заменить двигатель в квадроцикле.И когда наконец приобрели старень-кий «Иж-Ю4», сразу же принялись запеределку конструкции. А заодновосстановили «ПС».Конечно, 28 л.с. маловато дажедля мотоцикла с коляской, а о квадроцикле и говорить нечего. Но выбора у нас не было, так же как и денег, так что решили немногооживить и разозлить этот мотор посоветам в «Мото» № 01-2002. Сварили из трубок два патрубка, установили два карбюратора К-65Д,поставили два ФНС, изменили систему выпуска. Зажигание переделалииз восходовского, добавив второйдатчик и выточив планшайбу.Раму и подвеску сделали из того,что было. Задняя часть рамы – несколько модифицированная рама«Иж-Ю4». Трубы использовали самые разные: от легких тонкостенныхдо хромированных трубочек от спи-moto.zr.ru февраль 2012094-095 rem samopal.indd 941/12/12 7:35 PM ВСЕ СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫДЕЛАЛИ МЫ САМИ.ПОСТРОЙКА семья ПаскалСПЕЦИФИКАЦИЯСИЛОВОЙ АГРЕГАТ«Иж-Юпитер-4», два карбюратора,воздушный фильтр «нулевого сопротивления», измененная системавыпуска, зажигание «Восход», доработанное под двухцилиндровыймотор, доработанный (под запускрукой) кикстартер, вентилятор –автомобильный (25 Вт), ведущаязвездочка – 14 зубьев, ведомая –штатная, натяжитель цепи главнойпередачи – на основе детали отГРМ ВАЗ.нок кроватей. Передняя подвескана А-образных рычагах, в местахкрепления к раме они дополненывтулочками от крупной цепи. Передние амортизаторы – восходовскиеперья с надетыми поверх них пружинами. Для защиты ног от кустови веток сделали защитную раму изтонкостенных труб диаметром 40–50 мм и капроновых ремней, которые закрепили на приваренныхушках заклепками. Рычаг заднейподвески – ижевский маятник, слегка удлиненный и усиленный шинойот бензопилы. Амортизатор – отинвалидной мотоколяски с надетойповерх жигулевской пружиной.Ось задних колес выточили на токарном станке по своим чертежам,основанным на размерах имеющихся подшипников и ступиц. На нееустановили тормозной диск (дисксцепления от «Днепра», а сам тормоз – от «Оки»), ижевскую звездочку и самодельные ступицы колес.Ось крепится к маятнику через подшипники на стремянках. Никакихрасчетов и чертежей при созданииконструкции больше не делали,подгоняли все по месту, ориентируясь на внешний вид создаваемогоаппарата и на наличие деталей.Передние ступицы колес от инвалидной мотоколяски, как и рулевыетяги и колесные диски (последниенемного расширили, вварив вставкииз ресивера КамАЗа). В задних колесах по две камеры от мотоколяски.Теперь о внешнем виде. Конечно,хотелось чего-то своего, но мне такпонравился облик DS 450, что мырешили взять за основу его внешность. Сначала выпилили формуиз пенопласта. Затем обклеили еестеклотканью с эпоксидным клеем,а когда все затвердело, уничтожилипенопластовую внутренность, на которую потратили большую частьвремени и терпения. Далее – шпатлевка, обработка неровностейи покраска.Все, квадр готов. Для покатушекв свободное время вполне годится:скорость приемлемая (до 80 км/ч),подвеска мягкая, легок в управлении. Конечно, есть пара проблем(подтекает, поддымливает, какАнтилопа Гну, поскольку требуетремонта двигателя; охлаждениеслабовато). В то же время проходимость недостаточная. Но в целоммы довольны результатом, так каквсе эти недостатки ничто по сравнению с проделанной работой, длившейся целый год. Менять конструкцию больше не собираемся.ШАССИРама – на основе «Иж-Юпитер-4»,передняя подвеска – на А-образныхрычагах, передние амортизаторы –доработанные перья от «Восхода»,задний амортизатор – С3Д, пружина – от «Жигулей», вал задних колесцельный, собственной конструкции,задний тормоз – диск сцепления«Днепр» и гидравлика «Ока», передний тормоз отсутствует; ступицыколес и рулевые тяги – С3Д, колесные диски – «разварки» на основеС3Д, передняя шина – 21/7–10, задняя – 21/10–10.ПРОЧЕЕРуль и ручка газа от «Днепра»,«обвес» из стеклопластика, надписи – кистью от руки, защитная рамаиз труб 40–50 мм и капроновыхремней.ОБЩИЕ ДАННЫЕСухая масса – 180 кг; длина –1920 мм; высота по седлу – 910 мм;дорожный просвет – 180 мм; объембензобака – 5 л.февраль 2012 moto.zr.ru094-095 rem samopal.indd 95951/12/12 7:35 PM КОНКУРСЗАДАЧА ПРО УТОПЛЕННЫЙ МОТ ВЫЗВАЛА ШКВАЛ ПИСЕМ. В ПОДОБНОЙ СИТУАЦИИ ОКАЗЫВАЛИСЬМНОГИЕ ИЛИ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ СЛЫШАЛИ О ТАКОВОЙ. ПОЭТОМУ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ БОЛЬШИНСТВО. А ПРИЗ ОТ КОМПАНИИ BMW  ФИРМЕННЫЙ МОТОШАМПУНЬ ПОЛУЧАЕТНИКИТА САВВАТИМСКИЙ ИЗ МУРМАНСКА, ПРИСЛАВШИЙ ТОЧНЫЙ И РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ.ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 12ВОДА, ДА НЕ ТУДАОтрадно, что безвыходную навзгляд новичка ситуацию – утопить мотоцикл вдали от цивилизации – наши читатели таковой несчитают. И предлагают пути выхода из нее. Правда, кое-кто рекомендует решить вопрос щелчкомдвух пальцев: «Перво-наперво какможно скорее доставить утопленничка к месту реанимации, желательно в гараж, ибо там нет ветраи пыли». Да уж, вызываем «вер-96тушку» – она заодно мотик и изболота вытянет! Пофигистическийподход – «ехать на этой жиже доцивилизации (лучше масло с водой, чем при отделении от водыостаться вообще без оного)» – тоже не вариант. Как справедливозамечает Никита Савватимский,«в двигателе серо-зеленая эмульсия – это значит, что масло смешалось с водой, а на такой смесидвижок поработает очень недолгои умрет».Поэтому выход один: маслосливать, но не на землю – в надежде, что польется вода (даи как потом «оставшееся масло»залить в двигатель, как предлагает Евгений Иванов?), а в котелокили кастрюльку.Можно, конечно, дать маслу отстояться, но, как замечает НикитаСавватимский, это долго, поэтомунагреваем котелок на костре, чтобы выпарить воду. Многие пишут,что масло нужно нагревать оченьосторожно, чтобы не «убить»присадки. Температуры слегка за100 °С для масла не вредны, в двигателе (особенно «воздушнике»)оно нагревается и за 120 °С, но прикипячении с водой присадки действительно разрушаются. Поэтомурекомендации многих читателейсменить масло при первой возможности, безусловно, справедливы.Как определить, испарилась ливода из масла? Масло перестанетпотрескивать и станет не серо-зеленого цвета, а равномерно черного. А вот интересное добавле-ние Павла Иванина: «Еслимасляный фильтр конструктивновнешнего исполнения – в отдельном корпусе, то в котелокс маслом можно кинуть и его».Осталось лишь остудить маслои залить его в двигатель, не забывпрофильтровать. И не обязательноискать салфетки, как предлагаетВасилий Попов. Сгодится и тканьрюкзака, и футболка, которая –даже новая – куда дешевле мотоциклетного двигателя.Кстати, Константин Тремясовтканью рюкзака предлагает заменить воздушный фильтр. А вот выкидывать фильтр совсем – плохаяидея. Даже грязный, он хоть как-тозадержит воду и ил, случись второйраз уронить мотоцикл. А без негокаюк и карбюратору, и мотору. Песочек из вкладышей просто так несольешь!Сергей Молокоедов предлагаетсоорудить замену воздушномуфильтру из рыболовной лески,пропитанной маслом. Но тут важно, чтобы ее не засосало во впуск,поэтому, если хорошей опоры длянее нет, рисковать не стоит.Наконец, напоследок реальнаяистория, как мотоцикл отказывался заводиться даже после заменымасла и просушки свечей. Оказалось, мешала вода, набравшаясяв выпускную трубу и не удалявшаяся оттуда никакими ухищрениями. Пришлось-таки трубу снять –и только тогда мотоцикл завелся.Был и другой выход – поставитьего на заднее колесо. Но взгромоздить на попа мотоцикл – задача не из легких даже для двоих.ФОТО ANDYXLRВНИМАНИЕ,, КОНКУРС!КООНКУУРСС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатыйв «Мото» № 05-2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.22. САМ СЕБЕ ЭВАКУАТОРОвраг открылся неожиданно, за поворотом. Неглубокий – метра три всего,но крутой и глинистый. А главное, по его дну тек ручеек, на которомя и поскользнулся. Выбраться же наверх своим ходом оказалось задачейневыполнимой – и колеса, и подошвы бот моментально забились мокройглиной. И помощи попросить не у кого. Что же надо возить с собой, чтобытакие ситуации не ставили в тупик? И как снаряжением пользоваться?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый илиэлектронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 марта 2012 г.Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.moto.zr.ru февраль 2012096 rem zadacha.indd 961/12/12 8:37 PM ОТКРОЙ В СЕБЕ ДИЗАЙНЕРА!Конкурс дизайнеров, объявленныйв «Мото» № 09-2011, продолжается.Напомним, «Мото» и Stels принимаютконкурсные работы до 1 февраля 2012 г.КОНКУРСCрок подачипроектов –до 1 февраля 2012 г.Пишите на адрес:[email protected]ПОЛОЖЕНИЕО КОНКУРСЕЦЕЛИ И ЗАДАЧИКонкурс дизайнеров (далее – Конкурс) имеет основной задачей возрождениемотоциклетного дизайнав России. В задачи организаторов Конкурса также входит разработка возможноготипажа мототехники российского производства и поискперспективных кадров длямотоциклетной индустрии.Фрагменты присланных работУЧАСТНИКИУчаствовать в Конкурсе может любое лицо в возрасте от18 лет, своевременно предоставившее конкурсную работу в редакцию журнала «Мото» на адрес [email protected]или иным способом. Род занятий, пол и гражданство участника не регламентируются.Коллективное участие в проекте не допускается. Числоработ от одного участникане ограничивается. Членамжюри участвовать в Конкурсене разрешается.ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕМотоцикл массового производства для внутреннегороссийского рынка скутерной или мотоциклетной компоновки, с бензиновым ДВС.Рабочий объем двигателя –51–499 см3, число цилиндров – не более двух. Типтрансмиссии – механичес-кая или клиноременныйвариатор. Расположениедвигателя (в раме либов блоке с задним колесом)не регламентируется. Желательна увязка проекта с выпускаемыми массовыми ДВС(независимо от производителя).Дизайн и концепция проекта должны учитывать специфику российской эксплуатации, культурные особенностии традиции страны и отвечатьсовременным техническими экономическим требованиям массового производства.Дизайн должен продемонстрировать видение российского мотоцикла (скутера)ближайшего будущего.ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУПроект должен быть выполнен в электронном виде(в форматах jpеg или bmpс разрешением не менее300 dpi размером не менее210х297 мм) либо в виде рисунков на бумаге форматаА4 (при условии самостоятельной доставки в редакцию «Мото») минимум в трехракурсах. Обязательные ракурсы – сбоку и ¾ спереди,дополнительно могут бытьпредставлены другие ракурсы и деталировки.К проекту должна прилагаться пояснительная записка (до двух страниц формата А4) с описанием:– назначения мотоцикла;– особенностей конструкции и дизайна проекта;– целевого покупателя(среда обитания, возрастнаягруппа, уровень доходови т.д.);– возможностей дополнительного модифицирования(кастомизации);– примерной ценовой ниши конечного изделия.СУДЕЙСТВОСудейство конкурса осуществляет жюри с участиемпредставителей «Мото»и Stels под председательством дизайнера ВладимираЩечкина. Работы принимаются до 1 февраля 2012 г.Лучшие проекты будут опубликованы в журнале «Мото». Победитель определится по завершении приемаработ по следующим критериям:– нестандартность подхода;– перспективность дляроссийского рынка;– эргономичность и утилитарность применительнок российским условиям;– реалистичность воплощения.Организаторы Конкурсане претендуют на авторскиеправа, но оставляют за собой преимущественноеправо на использованиеработ на возмездной основе, а также право на их безвозмездную публикацию.В случае претензий третьихлиц на интеллектуальнуюсобственность проектоворганизаторы не несут ответственности, и конфликты улаживаются конкурсантом самостоятельно.ПРИЗПобедитель Конкурса получает диплом журнала «Мото» и мотоцикл (скутер) Stels2012-го модельного года(перечень см. в «Мото»№ 09-2011). Выбрать модель и цвет призового мотоцикла (скутера) сможет сампобедитель.Организаторы такжеоставляют за собой правона вручение специальныхпризов участникам Конкурса.февраль 2012 moto.zr.ru097 konkurs.indd 97971/12/12 5:48 PM