80
81
82
83
84
85
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВОППОЗИТЫ BMW R75/R100Развитие баварских мотоцикловукладывается в две фазы:«ничего не происходит» и «какпрыгнет!». Потому что их медленноеэволюционное развитие неожиданноподхлестывается техническимиреволюциями.ЬНЗИПОЗИЦИИЖОПВЕсли в 60-е гг. автомобильное отделение BMW развивалось болеечем динамично, то мотоциклетноепредставляло собой застойное болото. Ни конструкция, ни внешность мотоциклов из Мюнхенафактически не менялись с 1953 г.Даже Harley-Davidson, выпускавший столь же архаичную технику,на этом фоне выглядел просто новатором. Что уж говорить прояпонские концерны!Консерватизм баварцев можнопонять. Ну кто в 60-е выпускал(и использовал) мотоциклы большой кубатуры – то есть, по меркам той поры, больше 500 см3?Несколько британских компаний – для отмороженных «тон-80то из архива реВОРОНЦОВА, форандсаекАлттексап бойз»*. Упомянутый HarleyDavidson и тот же BMW – для немногих ценителей тяжелых мотоциклов, все больше из силовыхструктур, а эти покупатели консервативны по определению. По слухам, еще в СССР пара заводов выпускала что-то 650-кубовое, ноих можно было в расчет не принимать. С кем конкурировать-то?Для кого стараться?Все изменилось в середине60-х. Интерес к высоким скоростям и большим кубатурам внезапно возрос. Оживились англичане,* Так называли в 60-е тех, кто осмеливалсяна дорогах разгоняться до 100 миль в час(160 км/ч).дакциивыпустившие великолепные750-кубовые Norton Commandoи BSA Rocket 3. Совершенно неожиданно выстрелили итальянцы:MV Agusta 600, Moto Guzzi V7и Laverda 650. Наконец, на моторшоу в Токио в 1968 г. дебютировала четырехцилиндровая HondaCB750 – супербайк для каждого!Нельзя сказать, чтобы баварские инженеры сидели сложаруки – еще в 1964 г. на трассах«шестидневки» они опробовалиспортивный мотоцикл (как сейчассказали бы, эндуро) с совершеннопереработанной ходовой частью:легкая дуплексная рама и передняя телескопическая вилка вместодлиннорычажной Earls, применяв-шейся на дорожных аппаратах.Тогда же они начали ходовые испытания моторов следующего поколения. Но лишь появление реальных конкурентов перевело этиконструкторские работы в активную фазу, и осенью 1969 г. на мотосалоне в Кельне наконец-то дебютировало семейство новых,с иголочки, мотоциклов BMW сразу в трех версиях: 500-кубовый32-сильный R50/5, 600-кубовый40-сильный R60/5 и 750-кубовый50-сильный R75/5.Конечно, ревнители традициймарки возмущенно заявили: «Этоне BMW!» Они теперь стали похожина обычные мотоциклы! Где своеобразные вилки Earles и торчащиеmoto.zr.ru февраль 2012080-085 bmw.indd 801/12/12 8:10 PM Предшественник – BMW R69S. В таком дизайне мотоциклыBMW выпускались почти 20 лет – в 50 и 60-е гг.Традициивыходят нановый этап:BMW R75/5,1969 г.ДвигательBMW R100.часть стала такой же,Ходовая чмотоциклах для «шестикак и на мотлегкая дуплексная рамадневки»: лекрепившимся болтами заднимс крепившимподрамником, телескопическаяподрамниковыносом оси колеса впевилка с вынмаятниковая подвеска сзади,ред, маятниспицованные колеса с барабанныспицованнытормозами. Интересно сравнитьми тормозампараметры нового флагмана –BMW R75/5 и прежнего – BMWR69S. Размерность старого мотора – 72х73 мм, 694 см3, нового –82х70,6 мм, 745 см3. Прежний двигатель выдавал 42 л.с. при 7000об/мин, новый – 50 л.с. при 6200об/мин. Хотя рама новичка легчестарой на 10 кг, тем не менее онСпортивныСпортивный эндуро, на котором в 60-е гг.опробовали агагрегаты нового семейства.свечками задние амортизаторы?Позор – в облицовке использованы пластиковые детали! Дажев цветовой гамме кроме традиционных черного с белыми цировками и белого с черными цировкамипоявились альтернативные цвета.И совсем уж непростительный отход от традиций: боковую коляскуприцеплять «не рекомендовано»!Технически новые оппозитытоже не имели ничего общего состарыми. Если в традиционныхмоторах BMW применялся сборный коленвал, вращающийся нашарикоподшипниках, расположенный над ним распредвал с шестеренным приводом и чугунные цилиндры, то на новинке – кованыйколенвал в подшипниках скольжения, цепной привод к расположенному под ним распредвалуи алюминиевые цилиндры с запрессованными в них чугуннымигильзами. Вместо 90-ваттногомагдино инженеры поставили180-ваттный генератор переменного тока. Две старшие моделиполучили электростартер – хотяв стандартное оснащение входили кикстартер. В целом все три модификации были чрезвычайнопохожи, даже ход поршня одини тот же: 70,6 мм. Различалисьлишь диаметры цилиндров, чтопородило шутку: «Только BMWможет брать больше денег за дырку большего размера».февраль 2012 moto.zr.ru080-085 bmw.indd 81811/12/12 8:10 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВОППОЗИТЫ BMW R75/R100BMW R90S 1973 г.: оказалось,что баварские мотоциклы могутбыть красивыми!потяжелел: 210 кг против прежних202. А вот заявленная максимальная скорость осталась прежней:175 км/ч (правда, сотню с местаR69S набирал за 7,8 с, а R75/5 –за 6,4 с).Кстати, формально новый BMWутратил право называться баварским: его производство развернули в Шпандау, пригороде Западного Берлина (см. «Мото»№10-2011, с. 68). В годы Второймировой войны на этом заводеделали авиационные двигатели,а в 60-х концерн перевел на него изготовление мотоциклов –в Мюнхене для R75/5 выпускалитолько коленвалы и коробки передач.Новый BMW пробудил интерес,но не вызвал большого восторга.На бумаге он проигрывал новейшим японским, итальянскими британским машинам (та жеHonda CB750 обещала целых67 л.с.), при том что был дороже.Правда, предпочтение «баварцу»отдавали бывалые путешественники – прославленная надежность досталась новому семей-82Распредвалству в наследство. Не утратилив новом двигателелюбовь к нему и силовые структупереместили сверхуры, для которых выпускался патвниз: так удалосьрульный вариант.выше разместитьцилиндры, увеличивНеожиданный интерес к новомупросвет при наклонахBMW проявили в СССР. В 1973 г.мотоцикла.президент концерна посетил Москву. Речь шла о покупке лицензиии строительстве завода на 150тыс. мотоциклов в год! Увы, несрослось… А вот в Бразилиисборку немецких оппозитов освоили – правда,уже в конце 80-х.Чтобы завоевать благосклонность простогомотоциклиста, надо доказать ему, что именно тысамый-самый. И этот шагконцерн сделал, выпустивв 1973 г. «шестое» семейство:измененный дизайн с вынесенными из фары приборами,р рпятиступенчатаяякоробка переЕдач вместоБАВАРСКИ ТЫчетырехстуССПЕЦИАЛИЫЛИпенчатой,дисковый торВСЕГДА Б МОТОмоз переднегоЛЬНЫ КВ новомсемействе баварскиеинженеры сохранилитрадиционный приводзаднего колеса валом..ЛОЯВЕННИКАМТСЕШЕТПУMWМОДЕЛЬ B РВЫЙЕR100RT – ПЕННЫЙСОВРЕМ Р.ТУРЕmoto.zr.ru февраль 2012080-085 bmw.indd 821/12/12 8:11 PM Четырехклапанныеголовки цилиндровконструкции МайкаКраузера.Рама BMW«пятого» семействаимела явное сходствосо знаменитойгоночной NortonFeatherbed.ЭВОЛЮЦИЯ МОТОЦИКЛОВ BMW В ЦИФРАХМОДЕЛЬГОДЫВЫПУСКАРАБОЧИЙОБЪЕМ,СМ3РАЗМЕРНОСТЬ,МММАКС.МОЩНОСТЬ,Л.С./ОБ/МИНСУХАЯМАССА,КГБАЗА,КГМАКС.СКОРОСТЬ,КМ/ЧR75/5R90SR100RSR65R80G/SR100RTR100R1969–19731973–19761976–19851978–19851980–19871987–19961991–199674589998064979898098082x70,690x70,694x70,682x61,584,8x70,694x70,694x70,650/620060/650070/725045/725055/725060/650060/65002102152302051672342181385146514651390146514451495175200200175170185180колеса. Но главное – измениласьмоторная гамма: 500-кубоваямодель была снята с производства и появилась 60-сильная900-кубовая (которую получилиопять-таки за счет увеличениядиаметра цилиндра до 90 мм).А на ступень выше модели R90/6встала R90S: дизайн работыГанса Мута (полуобтекатель«бикини», стеклопластиковоеоснование седла, уникальнаяручная раскраска), форсированный до 65 л.с. двигатель (разгонявший мотоцикл до 200 км/чи делавший сотню за 4,8 с),двухдисковый передний тормоз.Это уже было нечто! Продажирезво скакнули вверх.«Если большая дырка прекрасно продается, почему бы не сделать ее еще больше?» – резоннорешили руководители концерна.И в 1976 г. дебютировало «седьмое» семейство, в котором насмену 900-кубовому мотору пришел 1000-кубовый (за счет увеличения диаметра цилиндра до94 мм). Он применялся на трехмоделях: в 60-сильной версиина нейкеде R100/7, в 65-сильнойна R100S (c полуобтекателемв стиле R90S) и в 70-сильном варианте на новом R100RS. Эту машину отличали полноразмерныйобтекатель (его форму разрабо-тали с учетом продувок в аэродинамической трубе), литые колесаи «гоночное» седло странного полуторного размера.Уникальный двигатель с распредваламив головках цилиндров, приводимымивалами и коническими шестернями, создална основе R100 Вернер Фаллерт.Литые колеса BMW R100RS 1976 г.имели столько спиц, что сбоку их легкоможно было спутать с традиционными.февраль 2012 moto.zr.ru080-085 bmw.indd 83831/12/12 8:11 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВОППОЗИТЫ BMW R75/R100BMW R45 1978 г. – попыткавернуться на рынок мотоцикловсреднего ценового диапазона.На BMW R80G/S баварские инженерывпервые применили заднюю подвеску Monoleverс консольным креплением колеса и проходящимвнутри маятника валом.Увы, рецепт не сработал. И виной тому не промахи инженеров,а… взлетевший курс немецкоймарки. В итоге BMW R100RS стоилпочти вдвое дороже Honda GoldWing, у которой тогда еще не было ни обтекателя, ни кофров, нозато наличествовали четыре цилиндра и 80 л.с. С этой напастьюбаварцы боролись разными способами. Во-первых, сделалиставку на преданных поклонников марки – путешественников.Дополнив комплектацию R100RSкофрами, получили первый полноценный турер – BMW R100RT.А чтобы привлечь тех, кто не роскошествовал, в 1978 г. вывелина рынок семейство middle cost:35-сильный BMW R45 и 45-сильный BMW R65. Конструктивно егооппозиты оставались такими же,как и у моделей R80/R100, но ходпоршня был уменьшен с 70,6 до61,5 мм. Раму слегка облегчили,но довольно сомнительным путем: не столько уменьшениемразмеров, сколько отказом отнекоторых усиливающих элементов. Модель R45 выпускали ив 27-сильном варианте: тогдав Европе мотоциклы такой мощности пользовались законодательными льготами.Хотя BMW в 70-е гг. не принимал официального участия в мотогонках, дилеры компании нежалели средств для создания гоночных аппаратов. В силу своейспецифики BMW больше подходили для многочасовых гонок на выносливость, хотя были успехи и на84Концепт-байкBMW Futuro,1980 г.moto.zr.ru февраль 2012080-085 bmw.indd 841/12/12 8:11 PM коротких треках – так, в 1977 г.«Гусь» исходный –Гельмут Дан выиграл ProductionBMW R80G/S 1980 г.TT на острове Мэн.Одним из способов пришпоритьоппозит был переход на четырехклапанные головки цилиндров.Такие узлы в конце 70-х предложил Майк Краузер, владелец компании по выпуску мотоциклетныхаксессуаров и заядлый гонщик.Они позволяли поднять мощность1000-кубового двигателя с 70 до82 л.с. Вернер Фаллерт пошелеще дальше: на основе R100 создал фактически новый двигатель, с четырехлапанными головками и верхними распредвалами.Такой агрегат в гоночномчном варианте выжималвсе 112 л.с. А неВЕРИЛ,мецкая компанияНИКТО НЕ ОЗИТ –Luſtmeister стольЧТО ОПП Й МОТОРглубоко в консИПОДХОДЯЩтрукцию мотора неРО. НОвмешивалась, затоДЛЯ ЭНДУ GS СТАЛОприсовокуплялаВОСЕМЕЙСТ ТОМ!к нему турбонаддув,,ХИполучая в итогекруглые 100 л.с.Сам же концерн пророявил интерес к состязаниям совсем другого рода: внедорожным.В 1978 г. в эндуро-чемпионатеГермании появились предельнооблегченные 750-кубовые машины. Как оказалось, неспроста: наспортивных аппаратах прошлапроверку концепция серийногомотоцикла! Он дебютировалв 1980 г. под обозначением BMWR80G/S, где G означало Gelande,то есть бездорожье, а S – Strasse,то есть дорогу. На тот момент самый мощный (55 л.с.) и тяжелый(167 кг) мотоцикл двойного назначения в мире, он быстро полюбился тем мотопутешественникам, кто не брезгует съезжатьс автобанов. Со временем мотоцикл стал иконой, легендой икультовым аппаратом в одном ли- мощность до 75 л.с. Для концептаце – знаменитым «гусем» (подразработали оригинальную рамуробнее об эволюции этого сеиз алюминиевых труб и листов.мейства – в «Мото» №11-2010).Все это было одето в футуристичА укрепили его репутацию четыре ный углепластиковый «кузов».победы в самых сложных внедоНо если кто-то и решил, чторожных гонках – ралли-марафоне именно в таком направлении бу«Париж – Дакар».дут развиваться мотоциклы BMW,В том же 1980 г. на осенних вы- то он крепко ошибался. Потомуставках концерн показал машинучто в проектном центре концернасовершенно другого рода – конкипела работа над совершенноцепт-байк BMW Futuro, построендругими аппаратами – с рядныминый совместно с известной тогдатрех- и четырехцилиндровымитюнинговой фирмой B+B. 800-кумоторами, установленными в рабовый оппозит получил системуме продольно и горизонтально.впрыска топлива Bosch LH Jetronic Уже в 1983 г. дебютировал четыи турбонаддув, что подняло егорехцилиндровый BMW K100, че-Последний дорожныйBMW с оппозитом старогопоколения – модель R100RMystik.рез пару лет – трехцилиндровыйК75. Казалось, эти машины вскоре вытеснят с конвейера традиционные оппозиты.Действительно, в 1984 г. былисняты с производства все модификации BMW R100 – в «оппозитной»программе остались только R65,R80 и R80G/S. Но продажи тут жепросели, так что боссы концернабыстро поняли свою ошибку и вскоре возобновили выпуск туреровR100RS и R100RT. К тому времении дорожные оппозиты получилиходовую часть по мотивам G/S –с укороченной до 1445 мм базойи задней подвеской Monolever.Поняв, что оппозиты – этонавсегда, руководство концерна дало отмашку на разработкудвухцилиндровых оппозитныхдвигателей нового поколения:с четырехклапанными головками цилиндров, расположенными у головок распредвалами,впрыском топлива и воздушномасляным охлаждением. В 1993 г.дебютировал первенец этой серии – BMW R1100RS, а старое семейство вознамерилось уйти напокой. В 1996 г. в Берлине собрали последние дорожные BMWR100R, в 1997-м – эндуро BMWR80GS Basic.февраль 2012 moto.zr.ru080-085 bmw.indd 85851/12/12 8:11 PM