70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШКРОССОВЕРЫ И ТУРЭНДУРО  2012текст Александра ВОРОНЦОВА, фото компаний-производителейПЕРЕСЕКАЯ ГРАНИЦЫлаДорога приш ой,мдокувелочеклаишпрДорогамой,к человеку доа:алазскДорога.ойм–ытХотя кроссоверы на пике модыименно сейчас, сама идея отнюдьне нова. Собственно, первые полстолетия развития мотоцикла еговоспринимали как машину в вы-70сшей степени универсальную –хоть на гоночную трассу, хотьвокруг света махнуть. Это сейчасуважающему себя байкеру приходится полтора десятка аппаратовв гараже иметь: мелкий скутер –за пивом, крупный – на другой конец города, спортбайк – для трека, турер – для Европы и т.д.,и т.п.В какой-то степени предтечейкроссоверов стали скремблеры1960-х гг. – дорожные мотоциклы, приспособленные для движения по бездорожью. Но междускремблерами и кроссоверамиидеологическая разница: первые – машины выходного дня,предельно облегченные (в томчисле за счет установки бензоба-ков микроскопических размеров),вторые же претендуют на лаврыесли не первопроходцев, то заядлых путешественников.А в чем разница между кроссоверами и туристическими эндуро?Это один класс под двумя названиями или же два разных? Конечно, если взять крайности, например честный вездеход KTM 990moto.zr.ru февраль 2012070-079 krossover v.2.indd 701/12/12 5:09 PM слушноБерет он поостик,хвзагудоройИдет с нести.в какие-то гоТРИ КРОССАПлемя кроссоверов и турэндуроявно разделено на две ветви:«макси» с рабочим объемом отлитра и «миди» с моторами от 600до 800 см³. При проектированиипервых на компромиссы не идут:мощные двигатели, совершенныешасси, электроника по максимуму. Главное стремление создателей «миди» – уложиться в 10 тыс.евро. Поскольку первые вкуснее,с них и начнем.«На этом местедолжна быть звезда… Тычувствуешь сквознякот того, что это местосвободно?»асфальт! Обычно границу междукроссоверами и турэндуро принято проводить, глядя на колеса:литые или спицованные. Но BMWR1200GS отнюдь не стал «паркетником», перейдя на литье! В конце концов, если опасаетесь заобода – всегда можно найти альтернативу в фирменном каталогеаксессуаров или в афтермаркете.МоментAdventure и гламурную HondaCrossrunner, фактически «выфер»в псевдовнедорожном обвесе, топокажется, что между этими мотоциклами нет ничего общего. Ностоит отойти от крайностей –и картинка размывается. Нашитесты показали, что даже утонченная Ducati Multistrada 1200вовсе не беспомощна, покидаяСравнение характеристик двигателей Kawasaki Z1000 и Versys 1000МощностьХотя бытует шутка, что универсальныйинструмент выполняет множествофункций, и все одинаково паршиво,стремление к созданию (и покупке)универсального мотоцикла на все случаижизни неистребимо.Главная сенсация сезона – ее отсутствие. Долгожданный BMW GSс оппозитом жидкостного охлаждения, шпионскими фото которого насдразнят уже не один год, так и не вышел к публике. Возможно, его премьеру устроят между осенними показами – чтобы не теряться на фонедругих новинок. Пока же приходитсядовольствоваться тщательно отмеренными слухами. Итак, по слухам,в будущем оппозите – 1300 см³и 130 л.с. Электроника станет ещеболее изощренной: вероятно, подвеска получит активное электронноеуправление, ее параметры будут изменяться автоматически в зависимости от скорости движения и состояния дорожного полотна. Кстати,BMW недавно запатентовал системуактивной подвески… водительскогоседла. Не пропишется ли и оно нагрядущем «гусе»?Пока же внимание публики делятмежду собой три премьеры-2012:«паркетный» Kawasaki Versys 1000и претендующие на вездеходностьHonda VFR1200X Crosstourerи Triumph Tiger Explorer.Большой Versys построен на основе родстера Z1000 по принципу«Положите штуку евро сверху и неотказывайте себе в удовольствиипокинуть хороший асфальт». Двигателю (первая рядная «четверка»в истории эндуро), как водится,слегка укротили нрав: максимальная мощность снижена со 138 л.с.при 9600 об/мин до 118 л.с. при9000 об/мин. Но, хотя абсолютнаявеличина крутящего момента такжеупала (со 110 до 102 Нм), на малыхоборотах он все же выше, чему Z1000. Такого преображенияконструкторы добились применением камеры сгорания новой формыс измененной степенью сжатия(с 11,8 до 10,3) и распредваловс уменьшенными подъемом кулачков и перекрытием клапанов. Новому характеру мотора соответствуетподбор передаточных отношенийкоробки передач: первые две короче, чем у Z1000 (для уверенноготрогания с места с пассажироми грузом), четыре высшие – длиннее (для расслабленной и экономичной езды по автострадам).Рама большого Versys тоже взятаот Z1000: диагональная конструкция из пяти больших отливок изалюминиевого сплава (узел рулевойколонки, два диагональных элемента и две поперечины). Но в нее введены дополнительные усиливающиеэлементы, а главное, задний подрамник выполнен не из алюминиевого сплава, а из стальных труб:ему все-таки багажные кофры нести. Рулевая геометрия измененав сторону устойчивости (большеугол наклона рулевой колонки и вылет), а угол поворота вилки увеличен с 62 до 68º. Сама вилка оригинальной конструкции: у нееVersys 1000Z1000Обороты двигателяфевраль 2012 moto.zr.ru070-079 krossover v.2.indd 71711/12/12 5:09 PM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШКРОССОВЕРЫ И ТУРЭНДУРО  2012бKawasaki Versys 1000 – самый«паркетный» среди новыхкроссоверов.вВ раму KawasakiVersys 1000 введеныдополнительные усилители(а – измененный балансжесткости;б – увеличенный уголнаклона рулевой колонки;в – усилители).72аувеличенный диаметр внутреннегоцилиндра и соответственно поршня(это вообще тенденция для современных «телескопов» – чем большедиаметр поршня, тем лучше работает гидравлика) и дополнительныеклапаны, контролирующие потокжидкости в переходных режимах –когда вилка переходит от сжатияк отбою и наоборот. Задняя подвеска такой же системы, как на Z1000:с прогрессивной характеристикойНа панели приборов KawasakiVersys 1000 стрелочный тахометрсочетается с ЖК-дисплеем, на которомотображается скорость, пробег (двасчетчика), время, запас топлива,его расход и запас хода по топливу,температура окружающего воздуха.и моноамортизатором, установленным горизонтально над маятником.И передняя, и задняя подвески регулируются по поджатию пружиныи гидравлике отбоя, причем гидрав-moto.zr.ru февраль 2012070-079 krossover v.2.indd 721/12/12 5:09 PM Сравнение телескопической вилки традиционной конструкции (слева) и вилкиKYB мотоцикла Kawasaki Versys 1000. Внутренний цилиндр увеличенного диаметразакреплен с двух сторон, что позволило уменьшить толщину его стенок при сохранениижесткости. В дополнение к основным клапанам А вилка оборудована клапанами В,которые контролируют ток жидкости на переходе от сжатия к отбою и наоборот.А клапанYamahaSuper TenereWorldcrosserтеперьдоступна в видекита.А клапанВ клапанА клапанВ клапанА клапанлика передней вилки настраиваетсялишь в одном пере (правом), а регулировка пружины заднего амортизатора – дистанционная. Хода подвесок увеличены, но чистопо-кроссоверному – до 150 мм. Литые 17-дюймовые колеса обутыв шины Pirelli Scorpion Trail.А вот электроника у Versys 1000куда более изощренная, чем наZ1000. Во-первых, ABS на кроссовере входит в стандартное оснащение, причем это ABS нового поколения, как на спортбайке ZX-10R, – оналегче и способна распознавать такие ситуации, как «стопи». Вовторых, мотоцикл оснащентрекшн-контролем с возможностью выбора однойиз трех настроек: от либеральной допресекающейвсякие попытки пробуксовкив корне.В-третьих, есть возможность выборарежима работы двигателя: полноймощности или усеченной на 25%.В меру высокий и широкий руль,седло с мягкой набивкой и вынесенные вперед (по сравнению с Z1000)подножки формируют классическуюпрямую посадку. Высота ветровогостекла регулируется в пределах30 мм вручную, но без применения инструмента. В стандартнуюкомплектацию входит задний багажник, его можно дополнить багажными кофрами – или купитьверсию GT, оборудованную кофрами изначально.Топ-модельюв семействе DucatiMultistrada 1200 сталамодификация PikesPeak Special Edition,которую можнодополнить выпускнойсистемой Termignoniс углепластиковымкорпусом глушителя.Triumph Tiger Explorer – первенецв новом семействе британскихмотоциклов.EXPLПЕРВЕНЕORER ПЛАТФО Ц НОВОЙРТРЕХЦИ МЫ TRIUMPH1200КУ ЛИНДРОВЫЙПЛЮС ПРБОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬИВОКОЛЕСО Д НА ЗАДНЕЕВА ЛОМ.февраль 2012 moto.zr.ru070-079 krossover v.2.indd 73731/12/12 5:09 PM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШКРОССОВЕРЫ И ТУРЭНДУРО  2012Защитные щиткина руле входят в базовуюкомплектацию HondaCrosstourer.Honda Crosstourerс полным наборомопционногооборудования.Приборная панельHonda Crosstourerполностью электронная,с регулируемой яркостью.Показания тахометраотображаются в виделенты. Нашлосьместо и для указателявключенной передачи.ПРHONDA C ОТОТИПROВПЕРВЫ SSTOURERПОКАЗА Е БЫЛНЕОСЕНЬЮ ЩЕ2010 Г.Приводнойвал проходитв одностороннеммаятнике заднейподвески.Как и Kawasaki Versys 1000,Honda Crosstourer построена на основе дорожного мотоцикла – донором выступил спорт-турерVFR1200F. ЧетырехцилиндровыйV-образный двигатель подверглижестокому умиротворению: теперьв нем всего 129 л.с. при 7750об/мин против «выферовских»172 л.с. при 10 тыс. об/мин. А вотпоказатель крутящего момента кудакак более оптимистичен: 126 Нмпри 6500 об/мин против дорожных129 Нм при 8750 об/мин. То естьмотор стал куда как тяговитееи покладистее, утратив фактическилишь «верхи», что для кроссоверапростительно. Отключаемый74трекшн-контроль входит в базовоеоснащение мотоцикла. В наследство от VFR1200F новичку досталась такая опция, как автоматизированная коробка передач с двумясцеплениями DCT. Она может работать как в ручном режиме, таки в одном из двух автоматических:режим D настроен на комфортнуюезду с минимумом переключений,хотя и любит подоткнуть повышенную передачу для экономии топлива, режим S – более спортивный,шустрее переключается (в том числе при сбросе газа – для торможения двигателем). Инженеры Hondaучли критику и отладили софт наVFR1200F; будем надеяться, чтоBMW R1200GS Rallye – спецверсиябестселлера.и у DCT модели Crosstourer с мозгами все в порядке.Привод на заднее колесо валом,диагональная рама из алюминиевого сплава, подвески, консольноекрепление заднего колеса, комбинированная тормозная система с ABS –все это перешло на Crosstourerс барского плеча VFR1200F. Специалисты Honda обрадовали тем, чтохода подвесок увеличены, но неуточнили насколько: похоже, что дотех же кроссоверных 150 мм. Поэтому применение спицованных колесвыглядит довольно неожиданно: такому в общем-то асфальтовому мо-moto.zr.ru февраль 2012070-079 krossover v.2.indd 741/12/12 5:09 PM СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬШИХ КРОССОВЕРОВ-2012HONDA CROSSTOURER 1200тоциклу больше подошли бы литые(подобные стояли и на Varadero, насмену которому пришел Crosstourer).Но литых колес нет даже во внушительном списке опций, в которомкроме трансмиссии DCT значатсятакже багажные кофры, центральная подставка, противоугонная система, подогрев рукояток руля, ветровое стекло повышенной (на123 мм) высоты и противотуманныесветодиодные фары.Triumph Tiger Explorer в отличиеот Versys 1000 и Crosstourer построен на совершенно новой платформе. Рядный трехцилиндровыйдвигатель развивает 137 л.с. при9300 об/мин – мощнее в этом классе только Ducati Multistrada 1200с ее 150 л.с. Причем этот мотор установлен в стальную трубчатую раму, которая своей схемой оченьнапоминает алюминиевую «диагональ»: силовой агрегат так же подвешен снизу и включен в ее струк-KAWASAKI VERSYS 1000TRIUMPH TIGER EXPLORERданные производителяданные производителяданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Снаряженная масса, кг275 (285 с DCT)2012Снаряженная масса, кг2012Снаряженная масса, кг2285Длина, мм2235База, мм1595База, мм1520259Длина, ммБаза, ммВысота по седлу, мм850Высота по седлу, ммДорожный просвет, мм180Вылет, мм107Угол наклона рулевой колонки, град.28Объем бензобака, л21,5> ДВИГАТЕЛЬ22481530845Высота по седлу, ммДорожный просвет, мм155Дорожный просвет, ммВылет, мм107Вылет, мм840 или 860н.д.105,5Угол наклона рулевой колонки, град.27Угол наклона рулевой колонки, град.Объем бензобака, л21Объем бензобака, л> ДВИГАТЕЛЬ23,920> ДВИГАТЕЛЬТипV4, 4TТипR4, 4TТипR3, 4TГРМOHC, 4 клапана на цилиндрГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрРабочий объем, см³1237Диаметр цилиндра × ход поршня, ммРабочий объем, см³104381×60Диаметр цилиндра × ход поршня, мм12,0:1Степень сжатияСтепень сжатияРабочий объем, см³121577×56Диаметр цилиндра × ход поршня, мм10,3:1Степень сжатия129/7750Макс. мощность, л.с. при об/мин118/9000Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/мин126/6500Макс. крутящий момент,Нм при об/мин102/7700Макс. крутящий момент,Нм при об/минвпрыск топливаСистема охлажденияжидкостнаяэлектростартерСистема питаниявпрыск топливаСистема охлажденияжидкостнаяСистема запуска> ТРАНСМИССИЯ> ТРАНСМИССИЯСцеплениеэлектростартерСцеплениемногодисковое, в масляной ванне(2 с трансмиссией DCT)Коробка передач6-ступенчатая(по заказу – DCT, автоматизированная)Главная передача85×71,4н.д.Макс. мощность, л.с. при об/минСистема запускатуру. А ведь в скором будущем наэтой же платформе появится и чисто дорожный спорт-турер. Неужелидля него будет спроектирована новая рама из алюминиевого сплава?Вот привод на заднее колесо валом – мечта путешественника – наверняка достанется и будущемуTriumph Trophy 1200. По своим дорожным/внедорожным качествамTiger Explorer – разумный компромисс: литые колеса сочетаютсяс приличными по величине ходами – 190 мм.Привод дроссельных заслонок «попроводам» позволил с легкостью ре-239Модельный годДлина, ммСистема питанияKawasaki Versys 1000GT –для ценителей дальнобоя.> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год137/9300121/7850Система питаниявпрыск топливаСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартер> ТРАНСМИССИЯмногодисковое,в масляной ваннеСцеплениемногодисковое,в масляной ваннеКоробка передач6-ступенчатаяКоробка передач6-ступенчатаяГлавная передачацепьГлавная передачавалвал> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамаРамадиагональная, стальнаяПередняя подвескаПередняя подвескателескопическая вилкаперевернутого типа, регулировкипружины и гидравлики отбояПередняя подвескателескопическая вилкаперевернутого типа, регулировкипружины и гидравлики отбоятелескопическая вилкаперевернутого типаДиаметр труб, ммДиаметр труб, ммХод колеса, ммХод колеса, мм> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамадиагональная, алюминиевый сплавХод колеса, мм43н.д.Задняя подвескамаятниковая, с моноамортизатором, регулируемымпо преднатягу пружины и гидравлике отбояХод колеса, ммн.д.диагональная, алюминиевый сплав43150Задняя подвескамаятниковая,с горизонтальным моноамортизатором,регулируемым по преднатягупружины и гидравлике отбояХод колеса, мм150Тормозная системакомбинированная,гидравлическая, с ABSТормозная системараздельная,гидравлическая, с ABSПередний тормоздва диска ∅ 310 мм,3-поршневые скобыПередний тормоздва диска ∅ 300 мм,4-поршневые скобыЗадний тормозКолесадиск ∅ 276 мм,2-поршневая скобаспицованныеЗадний тормозКолесадиск ∅ 250 мм,1-поршневая скобалитыеПередняя шина110/80R19Передняя шина120/70ZR17Задняя шина150/70R17Задняя шина180/55ZR17Диаметр труб, мм46190Задняя подвескамаятниковая,с моноамортизатором, регулируемымпо преднатягу пружины и гидравлике отбояХод колеса, мм194Тормозная системараздельная,гидравлическая, с ABSПередний тормоздва диска ∅ 305 мм,4-поршневые скобыЗадний тормоздиск ∅ 282 мм,2-поршневая скобаКолесалитыеПередняя шина110/80R19Задняя шина150/70R17Примечание: н.д. – нет данных.февраль 2012 moto.zr.ru070-079 krossover v.2.indd 75751/12/12 5:09 PM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШКРОССОВЕРЫ И ТУРЭНДУРО  2012ализовать работу электронных систем: трекшн-контроля и круиз-контроля. Кроме того, в стандартнуюкомплектацию входит ABS (которуюможно отключить в случае необходимости), а в заказную – система контроля за давлением в шинах. В спискеопций также багажные кофры (верхний на 35 л и боковые общей емкостью 60 л), подогрев сидений и рукояток руля, противотуманные фары.В верхний багажный кофр можновстроить устройство для подзарядкина ходу мобильных гаджетов. Седлорегулируется по высоте: 840 или860 мм.2012-й можно назвать годом кроссоверов не только благодаря дебютутрех впечатляющих новинок. Почтивсе компании, выпускающие большиетурэндуро, представили новые заманчивые варианты. В утешение тем,кто так и не дождался нового «гуся»,концерн BMW выпустил спецверсиюсвоего бестселлера – R1200GS Rallye.Машину отличает специальная раскраска («альпийский белый» цветбензобака и обтекателя, красныйподрамник, двигатель и передняявилка черного цвета, серый металликмаятника подвески и крышек головокцилиндров) и набор опций: подвескис электронным управлением ESA,спицованные колеса, подогрев рукояток руля, хромированная выпускнаясистема, крепления для кофров. Доплата за специсполнение – 700 евро(в Европе).Yamaha предлагает для своегоSuper Tenere кит Worldcrosser – длятех, кто хочет дооборудовать мотоцикл в стиле прототипа, показанного в 2010 г. в Кельне. В него входятэлементы защиты: углепластиковыебоковые панели, защита рамы и передней вилки, а также выполненныеиз алюминия нижний щит, протекторы главной передачи и заднего тормоза. Увы, «зубастые» шины и выпускная система Acrapovic в комплектне входят – их придется заказыватьотдельно.«Засланный (из клана настоящихэндуро) казачок» в стане кроссоверов – KTM 990 Adventure обзавелсядвигателем повышенной до 115 л.с.мощности (раньше такой устанавливался только на версии R). Наконец, Ducati Multistrada 1200 к сезону-2012 получила более удобноеудлиненное седло и апгрейд софта.А после все дальшеи дальше по ней,Она все длиннейи длинней.76СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИСРЕДНЕФОРМАТНЫХ КРОССОВЕРОВ-2012BMW G650GS SERTAOHONDA NC700XSUZUKI V-STROM 650данные производителяданные производителяданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Снаряженная масса, кг193> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Снаряженная масса, кг218 (228 с DCT)Модельный год2012Снаряженная масса, кг214Длина, мм2185Длина, мм2210Длина, мм2290База, мм1484База, мм1540База, мм1560Высота по седлу, мм860Высота по седлу, мм830Высота по седлу, мм835Дорожный просвет, ммн.д.Дорожный просвет, мм165Дорожный просвет, мм175Вылет, мм123Вылет, мм110Вылет, мм110Угол наклона рулевой колонки, град.28,1Угол наклона рулевой колонки, град.Объем бензобака, л14> ДВИГАТЕЛЬОбъем бензобака, л2714,1> ДВИГАТЕЛЬУгол наклона рулевой колонки, град.26Объем бензобака, л20> ДВИГАТЕЛЬТип1-цилиндровый, 4TТипR2, 4TТипV2, 4TГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрГРМOHC, 4 клапана на цилиндрГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрРабочий объем, см³652Диаметр цилиндра × ход поршня, ммСтепень сжатия100×8311,5:1Макс. мощность, л.с. при об/мин48/6500Рабочий объем, см³670Диаметр цилиндра × ход поршня, ммСтепень сжатия73×8010,7:1Макс. мощность, л.с. при об/мин51,8/6250Рабочий объем, см³645Диаметр цилиндра × ход поршня, ммСтепень сжатия81×62,611,2:1Макс. мощность, л.с. при об/мин69/8500Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 60/5000Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 62/4750Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 60/6400Система питанияСистема питанияСистема питаниявпрыск топливаСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартервпрыск топливаСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартервпрыск топливаСистема охлажденияСистема запускажидкостнаяэлектростартер> ТРАНСМИССИЯ> ТРАНСМИССИЯ> ТРАНСМИССИЯСцеплениеСцеплениеСцеплениемногодисковое, в масляной ваннеКоробка передач5-ступенчатаяГлавная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамаПередняя подвескамногодисковое, в масляной ванне(2 с трансмиссией DCT)Коробка передач 6-ступенчатая (по заказу – DCT,автоматизированная)Главная передачадуплексная, стальнаятелескопическая вилкаДиаметр труб, мм41Ход колеса, мм210Задняя подвескамаятниковая, с прогрессивной характеристикой и моноамортизатором,регулируемым по преднатягу пружиныХод колеса, мм210Тормозная системараздельная,гидравлическая, по заказу с ABSцепьмногодисковое, в масляной ваннеКоробка передач6-ступенчатаяГлавная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамаРамаПередняя подвескателескопическая вилка,регулировка преднатяга пружинПередняя подвескаДиаметр труб, ммХод колеса, ммпространственная, стальнаятелескопическая вилка41153,5диагональная, алюминиевый сплавДиаметр труб, ммХод колеса, ммЗадняя подвеска маятниковая, с прогрессивнойхарактеристикой и моноамортизаторомЗадняя подвескамаятниковая, с прогрессивной характеристикой и моноамортизатором,регулируемым по преднатягу пружиныХод колеса, ммХод колеса, ммТормозная система150комбинированная,гидравлическая, с ABSраздельная,гидравлическая, с ABSдва диска ∅ 310 мм,2-поршневые скобыдиск ∅ 300 мм,2-поршневая скобаПередний тормоздиск ∅ 240 мм,1-поршневая скобадиск ∅ 320 мм,3-поршневая скобаПередний тормозЗадний тормозЗадний тормоздиск ∅ 240 мм,1-поршневая скобаЗадний тормозПередняя шинаЗадняя шиналитые90/90R21130/80R17Примечание: н.д. – нет данных.СЛАДКОЕ ОБАЯНИЕ СЕРЕДИНЫЕсли в богатых Германии и Италиина вершинах хит-парадов гигантытипа BMW R1200GS, то в менеесостоятельной Португалии, например, на первом месте бюджетный кроссовер Suzuki V-Strom650. Хотя обновленная модельКолесалитые159Тормозная системаПередний тормозКолеса43150Колесадиск ∅ 260 мм,1-поршневая скобалитыеПередняя шина120/70ZR17Передняя шина110/80R19Задняя шина160/60ZR17Задняя шина150/70R17дебютировала еще в середине2011 г., она была заявлена какновинка следующего сезона. Внешне различия между прежними модернизированным вариантами не так уж и велики, хотя версия-2012 выглядит явно современнее. Но главное – внутри.Предыдущий V-Strom позаимствовал двигатель у родстера SV650,свежий – у модели Gladius. Хотяу обоих моторов одинаковая размерность (81х62,6 мм), у нихразные цилиндры, поршни и распредвалы. Что в итоге вылилосьв чуть подросшие «верхи» (69 л.с.moto.zr.ru февраль 2012070-079 krossover v.2.indd 761/12/12 5:10 PM против прежних 66), ощутимыйприрост крутящего момента насредних оборотах и улучшеннуюна 10 % экономичность. Увы, нарасположение масляного фильтра, опасно выпирающего снизу,модернизация не повлияла.Ходовая часть V-Strom осталасьв основном прежней: диагональная рама из алюминиевого сплава(большая редкость в этом классе),телескопическая вилка обычноготипа и задняя подвеска с прогрессивной характеристикой. Но жесткость пружин спереди и сзадиувеличена (прежде многие владельцы жаловались, что приходится всегда выставлятьпреднатяг по максимуму). В стандартное оснаSUZщение мотоцикла воVSTR UKIOСАМЫЙ M 650 ДЕШКРОССО ЕВЫЙС А ЛЮМ ВЕРИНИЕРАМОЙ. ВОЙшла ABS новогопоколения – она легчестарой на 0,8 кг. Полностью обновлена панель приборов: на нейнашлось место индикациии включенной передачи, и температуры окружающего воздуха.Среди приятных бонусов – возможность заказа седла на 20 ммвыше или ниже стандартного и регулировка высоты ветрового стек-Алюминиевая диагональнаярама V-Strom – большаяредкость в классебюджетныхкроссоверов.ла (увы,с применениеминструмента). Списокопций впечатляет: в него кромеобязательных аксессуаров типа багажных кофров и центральной подставки входят такиеполезные мелочи, как удлинителистоек зеркал и кронштейн длякрепления навигатора.Кстати, на осеннем автосалонево Франкфурте был показан кон-цепт-байк Suzuki V-Strom X-Over.Кроссовер превратили в настоящий эндуро, поставив на негоспицованные колеса с «зубастыми» шинами.Реальная новинка в классесреднеформатных кроссоверов –фан-байк Honda NC700X. Поскольку все семейство с рядным700-кубовым мотором подробноописано в этом же номере, то небудем здесь на нем останавливаться. Отметим лишь такие характерные черты новичка, какслабофорсированный, но чрезвычайно экономичный двигатель,возможность установкиавтоматизированной транс-миссии DCT, комбинированнаятормозная система с ABS, литые17-дюймовые колеса.Большие одноцилиндровые эндуро, лет 20 назад столь популярные на европейском рынке, превратились в вымирающую породу.Из большой японской четверкитакие машины в Европе предлагает лишь Yamaha, хотя в США продолжаются продажи и KawasakiKLR650, и Suzuki DR650. Да и европейские компании заполнять этунишу не спешат: производствоAprilia Pegaso прекращено, а KTMи Husqvarna слишком спортивны.Остается BMW с его лихорадочными метаниями: куда податься? Несколько лет назад, запустив двухцилиндровую серию F650/F800GS,баварский концерн параллельнофевраль 2012 moto.zr.ru070-079 krossover v.2.indd 77771/12/12 5:10 PM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШBMW G650GSSertao –внедорожнаяверсияпопулярногокроссовера.вывел на рынок одноцилиндровуюсерию G650X, разработанную совместно с Aprilia. Увы, машины не«пошли», и пришлось срочно возвращать старую одноцилиндровую F650GS, по этому случаю переименованную в G650GSи получившую обновленный ди-78зайн. Данный аппарат на литыхколесах и с умеренными ходамиподвесок оказался отличным –и популярным – бюджетным кроссовером.А раз так, то почему бы его не«заэндурить»? Когда-то такой вариант в программе BMW называл-ВОЗИНТЕРЕСВРАЩЕНИЕОДНОЦИ А К БОЛЬШИМЛЭНДУРО ИНДРОВЫМНЕНЕ РАДО МОЖЕТВАТЬ.Тахометр царитна компактной приборной панелиBMW G650GS Sertao.ся Paris-Dakar, но нынче новыевремена и новые рыночные приоритеты. Внедорожную модификацию назвали G650GS Sertao –по имени бразильской провинции(именно в этой стране на заводев Манаусе будет производитьсянемалая доля таких мотоциклов).Основа – проверенный временем650-кубовый 48-сильный одноцилиндровый двигатель и стальная дуплексная рама с мощными диагональнымиmoto.zr.ru февраль 2012070-079 krossover v.2.indd 781/12/12 5:10 PM Двигатель новогоV-Strom построенна основе мотораGladius.Husqvarna Strada – прототип будущего кроссовера итальянской марки.Honda NC700X – недорогой фан-байк для европейского рынка.тормозная система с ABS, багажные кофры и сумка на бензобак,подогрев рукояток руля.Очевидно, в скором времениэто семейство разрастется – засчет братской марки Husqvarna.На осенних выставках показаныпрототипы и дорожной (Strada),и внедорожной (Moab) версий наплатформе G650GS, причем зрителям недвусмысленно дали понять, что серийные версии появятся уже в 2012 г.сложные и капризныеузлы на туристическойОчевидно, что разделе- машине?). Что же касание на «макси» и «миди» ется баланса дорожныхсохранится надолго. На и внедорожных качеств,«макси» – многоцилинд- то первые явно будутпревалировать: предстаровые моторы рабочимвить себе эти скоростобъемом от 1000 до1300 см³, мощностью от ные машины массой под110 до 150 л.с., сложная 250 кг в грязи трудно.В «миди» (один-дваэлектроника: триадацилиндра от 600 до«ABS – трекшн-контроль – переключатель800 см³) ставка на бюдрежимов мощности»жетные решения: стальвскорости войдетные рамы, простые подв джентльменский навески без регулировокбор. Видимо, получатгидравлики. Из электрораспространение и под- ники будет широко привески с электронным ре- меняться ABS (котораяв Европе скоро станетгулированием, в томобязательной). С появчисле активным (хотялением моторов новогооправданны ли стольпоколения, с управлением дроссельными заслонками «по проводам»,возможно внедрениетрекшн-контроля и в этомТЕНДЕНЦИИИ ПЕРСПЕКТИВЫу себеПусти, я пойду,дом поищ:Она говоритне пущу.классе – единственное,что дешевеет в этом мире, так это электроника.Базовые модели получатявно выра женную «асфальтовую» ориентацию, но парал лельнобудут выпускать ся и«приэндуренные» версии.Каких дебютов ждатьв этом году? Надеемся,что наконец-то появитсяBMW GS с оппозитом нового поколения – жидкостного охлаждения.Стартует семейство кроссоверов и эндуро Husqvarna – возможно, нетолько с одноцилиндровыми, но и с двухцилиндровыми моторами. Наверняка Suzuki вслед за650-кубовым V-Strom обновит и его 1000-кубовуюверсию – и не исключено,что более серьезно. Впол-не может выпустить туристическую версиюсвоего Dorsoduro 1200компания Aprilia. Судяпо приручению одноцилиндрового KTM Duke,в австрийской компанииповернулись лицомк покупателям-неэкстремалам, так что я неисключал бы появлениякроссовера с 1200-кубовым V-твином. И, конечно, концерну Yamahaпросто грех не сделатькроссовер на базе SuperTenere – возможно, подиндексом TDM1200.Музыкальная тема:Умка . Все праваякобы защищены©элементами – осталась той же.А вот спицованные колеса и подвески новые. Переднее колесополучило «правильный» эндурный размер – 21 дюйм, заднее покомпоновочным соображениямосталось 17-дюймовым. Ходаподвесок выросли на 40 мм, соответственно с 800 до 860 мм увеличилась и высота седла. Малотого: особо длинноногие экземпляры могут заказать седло высотой 900 мм. В списке опций такжефевраль 2012 moto.zr.ru070-079 krossover v.2.indd 79791/12/12 5:10 PM