29
30
руб. Если эти деньги затрачены из общесоюзблизительно 4У2 миллиона километров против 2 или даже 3 миллионов километров наших дорог) ных или местных средств, то нужно отдать себе американцы увидали невозможность укрепить поотчет, что израсходованные на дорогу деньги верхность всех дорог прочной одеждой, которая могли бы быть затрачены в каком-либо рентау них, конечно, тоже применяется, и применяется бельном предприятии, и раз они израсходованы в больших масштана дорогу, то госубах ив высокодарство или места ус овершенствовантем самым как бы ных формах. Полишаются возможэтому они пришли ности извлекать из к своеобразному этих денег доход в решению —профидругом предприялировать поверхтии. Например, проность грунтов ых сто можно было дорог особыми мабы положить эти шинами —„струга16 тыс. руб. в банк ми", или заменяюи предоставить щими их простыми банку возможность машинами —утюгаоперировать этими ми и канавокопаденьгами втечение 1 телями ). Грунт догода или более. роги приходится Банк за это заплаизменять, приметит 8%—10% в няя добавки песка, год, что составит глины, извести, посумму до 1.600 руб. ливая дорогу маЕсли считать заслами, покрывая ее трату на ремонт гравием. Наши дошоссе в 700 руб. рожники в настояв год, то окажется, щее время занячто 1 километр ты исследованияшоссе обходится ми — и в поле, государству в 2.300 ив лабораториируб. ежегодно. Эту вопроса об этих затрату можно окуусовершенствованпить лишь тем, что ных грунтовых доперевозка по шоссе рогах, являющихся сделается дешевле, как бы промежучем по старой грунточным звеном мете вой дороге, и между неусовершенстное население ствованной грунтополучит от этого вой дорогой и шосвыгоду. В каждой се. Вот если нам местности цены на удастся для разных перевозки свои. районов нашей обЕсли, например, пеширной страны ревозка 1 тонны на Если в самой Москве есть такие улицы, то что же найти хотя бы подрасстояние 1 киломожно сказать о дорогах провинции?... (Из материалов ход к установлеметра стоит на комиссии Моссовета) нию такого типа шоссе 15 коп., а на грунтовой дороге—30 коп. (или 1 пудо-верста У4 дороги, то мы сможем сказать, что мы прикоп. на шоссе иJ / 2 коп. на грунтовой дороге), близились к решению дорожной проблемы в то экономия на каждой тонне будет 15 коп. ЗнаСССР. Именно этот тип и будет преобладаючит, чтобы окупить шоссе, нужно перевезти по щим при переустройстве наших дорог. Наша дороге ежегодно 15 тыс. с лишком тонн, или милстрана не может еще похвалиться интенсивным лион пудов груза, или, как говорят, грузонапрядвижением по дорогам: грузов на единицу пложенность дороги должна быть 1 миллион пудов щади у нас не так много, нам нужно пока на груза в год. Если же по дороге везут ежегодно первое время сделать наши непроезжие дороги менее 1 миллиона пудов, то при взятых нами более или менее проезжими для лошадей и автоценах шоссирование дороги экономически не мобилей, почему нам и придется остановиться на оправдывается. таких улучшенных грунтовых дорогах. Особенно большие надежды следует возлагать на примеЕсли грузонапряженность очень большая, то нение гравия, шлака и других подобных матешоссе требует большего расхода на ремонт, и риалов. ремонтировать его приходится так часто, что оно Что касается шоссе, то легко показать, что тоже становится невыгодным. Можно считать, что в нашей стране шоссе применимо при грузонаэтот тип дорожной одежды мало экономичен для нашей страны. Беда в том, что у нас мало камня, пряженности 1—2 млн. пудов в год, само собой почему и постройка, и ремонт шоссейной дороги разумеется, если есть камень для шоссирования. При недостатке естественного камня, можно обходится дорого. Постройка 1 километра шоссе по современным ценам обходится в среднем 16 тыс. прибегнуть к изготовлению искусственного камня — клинкера. Клинкер — просто-напросто кирпич, приготовленный из особой глины — густоплавкой. Глины этой много в центральной части Ч См. статью инж. К. Купреянова в № 2 „За Рулем".29 Мостовая, на которой стоит вода, почти никогда не пересыхая (Из материалов комиссии Моссовета) РСФСР—в губерниях Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Нижегородской и др. В этих же губерниях естественного камня мало, почему о клинкере подумать придется. В настоящее время у нас имеется 5 клинкерных заводов (на Украине ив Белоруссии); надобно построить несколько заводов ив центре. Идет разговор о применении клинкера и для улиц Москвы, особенно на окраинах. При значительной грузонапряженности около больших городов придется применять высокоусовершенствованные типы одежды. Такими типами надо считать гудронированные шоссе, асфальтовый бетон, цементно-бетонную и железобетонную одежду. Эти дороги стоят недешево и окупаются лишь при очень сильном движении. Таким образом, если спросить современного дорожного работника, какие типы дорог будут применяться в СССР в ближайшем будущем, то он должен ответить так: главным об лазом, примерно на 90% или более будет производиться улучшение грунтовых дорог—по типам, которые должны быть уточнены исследовательской и практической работой на дорогах. Затем, по всей вероятности, будем строить немного шоссе, несколько более—клинкерных дорог, и очень немного, только возле больших центров, дорог с высокоусовершенствованными типами одежды.Проф. Д.КрынинРЕЗИНОВАЯ /ПОСТОВАЯ:•S :ВНЕКОТОРЫХ городах Англии вводится новый тип мостовых. Мостовые делаются из дерева с накладками из резиновых пластинок. Последние прикрепляются таким образом, что опасность скольжения для автомобилей, даже в сырую погоду, совершенно исключается. Резиновая мостовая в высшей степени приятна для езды, бесшумна И очень гигиенична, так как совершенно водонепроницаема и легко и основательно чистится и моется. Л. В.ШШШштг *30