*^№Клинкерная мостовая в маленьком американском городке (штат Техас)ТИПЫ ДОРОГ СССР в БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМПроф. Д. КРЫНИНПРОВЕЛ свое детство в г. Иваново-Вознесенске. Это было 35—40 лет тому назад, и улицы значительного уже и' тогда фабричного города были или вымощены булыжником, или же вовсе оставлены без замощения. Как сейчас помню густую пыль на листьях жалких деревьев на бульварах и возле домиков на рабочих окраинах. Летом город задыхался от пыли, и детвора гурьбой выходила за город, в бор за грибами или купаться в речке. Но дороги и за городом были такие же, как ив городе, с той только разницей, что и булыжника-то на них почти не было. Какими-то странными и чуждыми казались нам слова поэта: .Прямая дорога, большая дорога, Простора не мало взяла ты у бога, В тебе, что ни шаг, то мужик работал, Вколачивал камень, мосты настилал". Где-то далеко-далеко, может-быть, и были такие дороги, но мы-то их не видали. Их не видят иваново-вознесенские ребята и поныне: в окрестностях Иванова и помина нет о шоссейных дорогах. И таких местностей, значительных и незначительных, в СССР сколько угодно. Да, впрочем, что там Иваново: взгляните на одну из помещаемых фотографий, ведь — эта улица, на которой вода стоит на мостовой, почти никогда не пересыхая, на которой Мосдрев устраивает тротуары, высыпая опилки из своего склада,— находится вМоскве . Фотография снята при осмотре московских мостовых комиссией, которой Моссовет поручил выяснить причины плохого состояния мостовых и выработать мероприятия для их улучшения. Если в самой Москве есть такие улицы, то что же можно сказать о дорогах вне городов, особенно в захолустье, где вода, этот исконный враг хорошей дороги, порою прерывает всякую возможность сообщения...ЯКак же улучшать наши дороги? Если бы такой вопрос был предложен дорожному инженеру, скажем, перед войной, то он на него ответил бы, не обинуясь: надо стараться шоссировать грунтовые дороги, заменяя непролазные лужи грязи вот теми самыми „прямыми каменными дорогами", о которых говорится в приведенном стихотворении. Тем, которые никогда не видали шоссе (а таких людей у нас много), следует указать, что для устройства шоссейной одежды применяется камень, размельченный в щебень. Щебень этот рассыпается по дороге поверх слоя песка, а затем укатывается конными или паровыми катками с поливкой водою. Не нужно путать шоссе с булыжной мостовой, для которой применяется более или менее крупный камень. Шоссейная одежда гладка и удобна для езды, и до войны шоссе было идеалом дорожника. Однако, за последние 15—20 лет в области дорожной техники произошла переоценка ценностей. Во-первых, в области грунтовых дорог, не покрытых каменной одеждой, появились новые способы улучшения. Дело началось с Северной Америки, которая, так же, как и мы, имеет огромную сеть неулучшенных грунтовых дорог. В эпоху появления железных дорог (приблизительно около ста лет тому назад), когда в Западной Европе уже существовала солидная сеть шоссейных и мощеных дорог, в Америке шоссе имелось мало, а грунтовые дороги находились в примитивном состоянии. Железнодорожное строительство в Северной Америке сразу пошло быстрым темпом, и колесные дороги казались не особенно нужными. Однако, интенсивное развитие автомобильной промышленности, начавшееся 20—25 лет тому назад, повлекло за собою переустройство дорожной сети. Вследствие обширности территории и колоссального протяжения дорожной сети (при-28