КОМПАНИЯ ФОРДА об АВТОМОБИЛИЗАЦИИ СССР( С пециальнаястатья для журнала „За Рулем " )Автомобильная фирма Генри Форд на своих заводах, насчитывающих (вместе с подсобными) 163 тыс. рабочих, достигла наибольшей высоты в выпуске продукции. За 1926 год заводы Форда выпустили 1.706 тыс. легковых автомобилей. Средняя стоимость фордовского автомобиля последней модели, как уже у нас сообщалось, составляет 385 долларов. Редакция.ПЕРЕД СССР стоит такая же задача, какая стояла перед Соединенными Штатами Северной Америки в начале XX века, когда у нее хорошие мостовые были только в крупных городах. Дороги же в сельских местностях, за исключением Новой Англии и небольшого количества шоссе, были отвратительны и после дождя совершенно непроходимы. Необходимость в хороших дорогах была общепризнана, но тогдашний фермер никак не хотел согласиться с тем, что хорошая дорога требует денежных затрат. Иногда фермеру разрешали вместо уплаты специального дорожного налога производить работы по починке дороги—в результате чего починки были очень незначительны и поверхностны. Говорили даже в шутку, что после таких починок дороги становились хуже, чем до ремонта. Незнание основ дорожного строительства и нежелание затратить на это средства позволили долгое время удержаться в САСШ конной тяге. С появлением автомобиля, который увлек фермера так же быстро, как и городского жителя, отвратительное состояние дорог стало очевидным, так же очевидной стала и необходимость их улучшения. Вскоре фермер пришел к убеждению, что автомобиль создал для его существования новый мир. Радиус рынка сбыта его товаров значительно расширился и его жизнь стала менее замкнутой. (Американские фермеры живут не вселениях, а большей частью на изолированных хуторах на далеких расстояниях друг от друга. Это особенно часто встречается на западе САСШ, где ближайший сосед часто находится на расстоянии 40 миль). С развитием и усовершенствованием автомобиля правительство СевероАмериканских Соединенных Штатов так же, как и правительства отдельных штатов, начали усиленно интересоваться хорошими дорогами, и такие организации полуобщественного типа, как Шоссейная Ассоциация Линкольна, начали строить ^современные шоссе. Автомобильные налоги финансировали большую часть этих сооружений, хотя работы эти производились значительно раньше, чем автомобильное производство достигло больших размеров. Меньше, чем 10 лет назад в штате Мичиган была поднята кампания по устройству хороших дорог. Лозунг „Очистим Мичиган от грязи" отлично характеризует ту,эпоху J ). Не прошло и нескольких лет, как этот штат мог похвастаться системой прекрасных шоссе, которые связали ферму с городом и промышленностью. До этого времени фермеры не в состоянии были продать свой урожай целиком, и часто урожай картофеля гнил в погребах из-за невозможности подвезти его к рынкам. Первый автомобиль, в особенности автомобиль Форда, был рассчитан на скверные дороги: он был многосильный, легкий и на высоком ходу. Автомобиль; Форда проходил по местностям, где не было никаких дорог, и открывал, таким образом, новые земли. Д орогиследовализаавтомобилем . В особенности это относилось к Соединенным Штатам и Южной Америке. Ч. X. Смите, вице-президент Русско-Американской Торговой Палаты, с энтузиазмом приветствует наступающее развитие автомобилизма в СССР и находит, что местный транспорт здесь должен будет развиваться даже интенсивнее, чем железнодорожный.*) Не напоминает ли это нашим читателям своеобразный американский „Автодор"? (Ред.).3 Совершенно очевидно, что транспорт для такой огромной страны, как Советский Союз, является вопросом жизненным. Не говоря о всяких других областях применения автотранспорта, следует особенно отметить роль автотранспорта в доставке сельскохозяйственных продуктов городским жителям. В такой огромной стране, как СССР, с таким разнообразием народностей — только автомобиль в состоянии связать их друг с другом. И на примере Америки это убедительнее всего видно. Возможность участия американской промышленности в автомобилизации СССР — вопрос сложный. Мы еще не вполне освоились с существующими в СССР законами и обычаями и возможно, что по этой причине мы ждем от СССР первого шага. Естественно, что Компания Форда и много других автомобильных фирм очень заинтересованы в развитии автомобилизма в СССР. И м-р Форд уже несколько раз посылал специальные комиссии для изучения обстановки, хотя работа этих комиссий относилась, главным образом, к тракторам Фордзон . Мы совершили очень много сделок через посредство нашего единственного русского покупателя — А мтор г. Логически ясно, что Америка является страной, которая в состоянии снабжать СССР автомобилями. Она производит их в достаточно большом количестве, чтобы широко распространять автомобили по наиболее низким ценам, Кроме того, американские автомобили большею частью—многосильные и приспособлены к работе в сельских условиях, где дороги очень плохи. Америка — та страна, которая должна снабжать СССР автомобилями, так как только в Америке они производятся в количествах, достаточных для удержания цен на уровне, при котором автомобили дойдут до населения. Далее, американские машины — обычно большой мощности и конструкция их приспособлена для сельских условий, где плохие дороги и плохой уход за машиной. Одно из двух: или существующие в СССР ограничения торговли не способствуют развитию автотранспорта, или иностранцы плохо информированы, как это не раз бывало в отношении СССР,—и по этой причине они до известной степени боятся затеять в СССР предприятия большого масштаба. Дирекция Компании Форд4