37
38
КЛИНКЕР и КЛИНКЕРНАЯ МОСТОВАЯИнж. В. ХАЛЕЦКИЙУЛЫЖНАЯ мостовая, называемая во ФранДобытая из земли глина выветривается и вымоции варварской, вполне заслуживает это раживается. Для этой цели глина расстилается название. Она крайне неспокойна для езды, на земле слоем не толще 75 см (около 1 арш.). шумна, трудно очищается от грязи и пыли, При этом от атмосферных влияний глина рази поэтому совершенно антисанитарна; она легко мельчается, распадается на мелкие частицы, чем образует ямы и колеины и требует частого и увеличивается ее пластичность и облегчается ее довольно дорогого ремонта, а в таких центрах дальнейшей обработка. За границей это выветрикак Москва, где уличное движение очень интенвание и вымораживание не всегда применяется, сивно, срок ее службы до сплошного перемощеа заменяется машинной обработкой. Однако, опыт ния весьма короток — не более 4 — 5 лет. показывает, что никакие снаряды не могут оказать на глину таВред, наносикого энергичного мый автомобилям действия , как и грузовозам будождь и мороз. лыжной мостовой, очень велик. ВыветрившуюЕсли предполося и промороженжить, что колесо ную глину необгрузовоза с находимо размять грузкой в одну и вымочить, удатонну делает скалив из нее камчок с высоты ни, растения и только одного разбив ко м'ь я сантиметра (а таотвердевшей гликих мест даже на ны и скопления вновь уложенной извести и т. п. мостовой очень Это производится много), то на это глиномялками, колесо произвеС ырец форден удар, равный муется или ручудару бабы весом ным, или машинв 30 килограмм, ным способом. падающей с выСушка в сараях соты 0,33 метра. на полках треМожно себе бует весьма пропредставить, кадолжительного кое действие времени и значипроизведет ряд тельного расхода таких повторяюна перевозку. Пощихся ударов на Мощение клинкером в продольную елку на шоссе Чернигов—Киев стоянство формы механизм грузоглина приобревоза. тает через обжиг. Явление спекания глины до сих пор точно не Едва ли возможно предполагать у нас в близком будущем постройку бетонных, железобетонисследовано и неизвестно—расплавляются ли при ных или асфальтовых дорог в виду их дорогоэтом некоторые составные части глины, или визны, но строить клинкерные мостовые мы мотолько посторонние примеси. жем уже теперь. Стоимость одного километра Для получения хорошего мостового кирпича клинкеоной мостовой шириною 8,5 метров будет необходимо температуру обжигательной печи дероколо 40 тыс. руб., тогда как бетонные, железожать не ниже температуры спекания. бетонные и асфальтовые обойдутся много дороже. Размеры клинкера определяются не только его Стоимость же булыжной мостовой будет около 30 тыс. руб., т.-е. на 10 тыс. дешевле. Но клинсопротивлением, как мостового материала, но еще керная мостовая при самом незначительном реи совокупностью других обстоятельств. На первый взгляд казалось бы правильным примонте прослужит 18—20 лет, тогда как булыжная и при значительном ремонте потребует троедавать клинкеру такие размеры, какие приняты для гранитных мостовых брусков Однако, болькратного перемощения за это время. У нас клинкер стал применяться для мощения шая длина может иметь последствием искривлев середине восьмииесятых годов прошлого столение и коробление кирпича при сушке его и обтия, когда был окончен постройкой клинкерный жиге, а такой клинкер не годен для мощения; завод в г. Замостье Люблинской губ. Почти одночрезмерная толщина не дает возможности сплошной витрификации клинкера, а если для этой временно же в Черниговской губ. в с. Топчиеве начали изготовлять клинкер в несколько измецели применить более продолжительный и интенненной печи Гофмана и замащивать им Чернисивный нагрев, то кирпич совершенно остеклится, и получится очень хрупкий, непригодный для говское шоссе. В России мощные отложения ледниковых и мощения материал. Но с диугой стороны—слишком речных образований имеются почти повсеместно, тонкий кирпич будет разбиваться тяжелыми колепочему глины и пески встречаются везде, и добысами и подковами лошадей. У нае размеры клинкера: 220 X110X65 мм. вание их не представляет особых затруднений.Б37 Теперь перейдем к описанию устройства клинкерных мостовых. Прочное, хорошее основание необходимо для всякой мостовой, а следовательно, и для клинкерной, но для нее устойчивое и гладкое основание еще более важно, так как при сравнительно малой толщине клинкера неровности основания немедленно отзовутся и на самой мостовой, а ее неровности будут способствовать износу ребер кирпичей и вызовут необходимость частой замены их новыми. Поэтому же и грунт под основанием должен быть выравнен по шаблону под поверхность, параллельную поверхности будущей мостовой, ненадежная почва должна быть заменена плотной, и вся поверхность укатана 8 — 10-тонным катком. При тяжелом уличном движении в городах Необходимо устраивать бетонное основание. Толщина его изменяется от 10 до 20 см, в среднем 15 см. Клинкерная мостовая при всяком основании устраивается на песчаной подушке, толщина которой для шоссейного и гравийного основания делается в 3,75 см, а для бетонного—2,5 см. Существуют четыре способа мощения клинкером: 1) рядами, перпендикулярными к оси дороги; 2) в елку, параллельную оси дороги, 3) в елку перпендикулярную к оси дороги и 4) под углом в 45° к оси дороги. Огромный опыт С.-А. С. Штатов показал, что при применении трех последних способов число повреждаемых проездом кирпичей значительно больше, чем при первом, так как двигающееся колесо встречает ребра кирпичей не под прямым, а под острым углом. Этот факт нашел подтверждение и на дорогах бывшего Варшавского округа путей сообщения. Допустимый и оправдаемый необходимостью случай укладки под углом в 45° будет при пересечении клинкерной мостовой с другими дорогами, так как в этом случае подводы, пересекающие мостовую, будут итти колесами по одним и тем же рядам кирпичей, вдавят их в подушку и образуют колею. После укладки известного протяжения мостоврй ь она поливается водою. Это делается для обнаружения слабых кирпичей, оставшихся незамеченными при сортировке. Слабые кирпичи быстрее поглощают воду, поэтому скорее сохнут. Всё такие кирпичи и замеченные при осмотре плохо сформованные или с поврежденными ребрами вынимаются и заменяются доброкачественными. После этого приступают к уплотнению мостовой. После продольной укатки полезно произвести ее еще зигзагами под углом в 45° к оси дороги от края к краю. По окончании уплотнения мостовая тщательно осматривается и проверяется шаблоном, при чем все поврежденные кирпичи заменяются новыми, а если шаблон обнаружит просадку более 1 см, то такое место следует переложить вновь. Стыки между кирпичами зат лняются или пес-крм — это самое дешевое заполнение—или раствором цемента, или битуминозными составами. Заливка цементным раствором представляет собою очень хорошее плотное и прочное заполнение, значительно удлиняющее срок службы мостовой, но только в том случае, если эта заливка сделана тщательно и из доброкачественного материала.Недостатком цементного стыка является шумность мостовой, а также необходимость устройства продольных и поперечных расширительных швов. К недостаткам цементного стыка надо отнести еще и то обстоятельство, что для замены одного поврежденного кирпича приходится потревожить, а часто и вынуть несколько соседних, при чем езда по исправленному месту должна быть прекращена по крайней мере на неделю. Асфальт для заполнения швов должен быть удельного веса от 0,98 до 1.01 при 25° Ц. Он должен содержать не менее 98 % битума, растворимого в двусернокислом углероде и не иметь примеси дегтя и угольной смолы. Необходимо, чтобы он хорошо приставал к бортам и клинкеру, был пластичен, не пропускал воду и мочу и не расстраивался в жаркую погоду. После того, как заливка швов закончена, мостовая покрывается слоем крупного песка толщиною в1 —1,5 см, и движение по ней может быть открыто при цементом стыке через 7 —10 дней, а при асфальтовом — через 2 — 3 часа. Хорошо устроенная клинкерная мостовая требует весьма значительных затрат на ее ремонт и содержание. В первые недели после открытия по ней движения, особенно при песчаной заделке стыков, мостовая дает некоторый износ в виду того, что проезд быстро обнаруживает неровность поверхности и слабые кирпичи, но после исправления осевших мест и замены поврежденных кирпичей, Мостовая в течение очень долгого времени, иногда даже до 20 — 30 лет, почти не•" требует никакого ремонта. Следует только следить за тем, чтобы песчаная покрышка мостовой по мере надобности была возобновляема. Единственный недостаток клинкерной мостовой, общий для нее, асфальтовой, бетонной и брусчатой — это ее скользкость, недопускающая ее устройства на крутых уклонах. В Америке принято считать пятипроцентный продольный уклон предельным для клинкера, хотя имеются примеры удачного ее применения и на брлее крутых уклонах. У нас, в виду наших климатических условий средней и северной полосы, следовало бы предельный уклон принять в 3%. Для Москвы постройка клинкерных заводов является вопросом дня. Весьма оживленное моторное движение, увеличивающееся из года в год, делает дальнейшее существование на улицах булыжной мостовой совершенно недопустимым. Клинкерная мостовая обходится значительно дешевле брусчатой и мозаичной мостовой и на ней следует остановиться, немедленно начав разведки на клинкерную глину, которая несомненно окажется под Москвой, а также выяснив тип завода для изготовления клинкера. Постройка одного завода с полным механическим оборудованием и производительностью в2 млн. кирпичей в год потребует расхода в 350 тыс. — 400 тыс. руб. Эта сумма для бюджета Москвы не настолько значительна, чтобы задержать проведение в жизнь такого капитального во всех отношениях улучшения городских путей сообщения.Инж. В. Халецкий38