КЯКСТРОИТЬ ДОРОГИвДЕРЕВНЕСтатья и фото инж. Я. НазаренкоОбычный (и недопустимый)вид нашей деревенскойулицыЛИЦЫ большинства деревень -Союза веспустило весьма полезную листовку „Как ной, осенью и даже летом после дождей устроить дорогу в деревне". частично или полностью недоступны для Приводим основные сведения по этому вопроезда. просу. Главной причиной такого состояния деревенДля правильного и надежного устройства ских улиц было нерадивое отношение самого хорошей дороги в деревне необходимо иметь населения к ремонту и содержанию в исправдостаточную ширину улицы, незасоренные боконости дорог, проходящих по деревне. вые канавы, по которым вода течет (а не На ряду с этим можно отметить факты, когда стоит), переездные мостики через канавы в кажнаселение берется за устройство деревенской дый двор, должную выпуклость и соответствуулицы, но безуспешно тратит труд, силы и вреющее укрепление проезжей части улицы, помя, не зная как устраивать дороги. стоянное наблюдение, ремонт, очистку от грязи Такие факты с введением трудовой дорожной и содержание в полной исправности всего повинности станут повторяться все чаще и чаще. полотна дороги и ее боковых канав. Необходимо поШирина улиэтому усилить цы вытекает из соответству юследующих расщеетехническое четов (см. черруководство дотеж): для самой рожными рабодороги необхотами. димо от 9 до 12 м, Между тем для боковых какрайне недостанав от 2 до 3л точный наличс каждой стороный кадр низоны; для пешеховых дорожи одов и деревьев техническ^х рамежду канавой иботников не в домами с каждой состоянии уже стороны — от 5м теперь удовле(чем больше,тем творять этимтрелучше). Общая бованиям. ширина должна Устройство мостовой в деревне составить не меПоэтому необнее 20 м. ходим повсемеПроезжая часть деревенской улицы в зависистный заочный инструктаж и широкая попумости от местности, качества грунта, количества ляризация основных правил постройки дорог проходящих по ней подвод и скота может быть по деревням. устроена двояко: простейшими дорожными маЛенинградское областное отделение Автодора шинами с укреплением гравием или булыжв серии „Внимание деревенской дороге!" вы-У ffhКак рассчитатьширину деревенскойулицыокажется необходимым подвезти грунт ещеи ной мостовой. Первый способ надежен только со стороны. Для этого выбирается возможно при хорошем песчано-глинистом грунте, не разлучший супесчано-суглинистый грунт, который мокающем от воды и не сыпучем в сухое, летподсыпается слоями не более 10 см каждый, нее время. при чем первый из них перемешивается бороУстройство деревенской улицы начинается ной с основным грунтом дороги. только после того как вырыты канавы со стоком воды в пониженные места, осушено и подПолотно дороги в деревне должно вознято полотно, удален с него чернозем и перевышаться над остальной частью улицы не кинуты через канавы переездные мостики. менее, чем на 15 см с ограждением его столбиГлубина канав должна быть не менее 60 см, ками по бровке канавы. ширина по дну не менее 40 см, откосы — Необходимая выпуклость дороги достигается полуторные. утюжкой, перемещением грунта к середине, В ыбородного из этих способов возвышение которой над броЕкой канавы соу стройствадороги по деревенской ставляет от 18 до 22 см. улицей производство самих работ Укрепление проезжей части дороги ведется надежнее осуществить с помощью двумя слоями гравия. Первый слой в 4—5 см дорожного работника райисполперемешивается с нижележащим слоем подкома или работникасближайшей везенного на дорогу грунта. Второй слой градорожной дистанции. вия должен образовать рабочую корку в При устройстве дорог по деревенской улице 8—10 см толщины и его необходимо укатать необходимо строго соблюдать известные прапри влажной погоде. При отсутствии катка слевила. Приведем их. дует регулировать езду, пуская ее попеременно Первыйспосо б-—у лучшенная грато по левой, то по правой стороне проезжей вием грунтовка. части деревенской улицы. На осушенном полотне деревенской улицы Для устройства дороги по такому способу прежде всего заделываются ямы и выбоины. потребуется гравия от 500 до 700 м на 1 к<< Для этого с них предварительно и начисто выулицы. Общая стоимость (со всеми работами) бирается грязь. Далее с каждой ямы или ухабэ составит 3—4 тыс. руб. с переводом труда нароются(с уклоном к боковым канавам 1 небольселения в денежные единицы. шие ровики (воронки) шириною в 10—12 см. Такие ровики должны осушить яму или ухаб, Второй способ устройства проезжей ав дальнейшем служить дренажем с полотна части — б улыжная мостовая. дороги. Ровики засыпаются гравием, а выходы с них в откосы боковых канав заделываются пучком хвороста. Только после устройства такого дренажа и полной осушки ямы или ухаба начинают их заделку, взрыхляя дно и засыпая гравелистым грунтом с крепкой утрамбовкой. По заделке всех ям и ухабов приступают к устройству выпуклости полотна дороги. Для этого прежде всего используется грунт, вынутый с канавы (если он не очень глинистый). Кроме того, можно слегка разрыхлить бороной обочину дороги и передать с помощью дорожного утюга часть земли к середине, перемешивая ее со взятой из канав. В большинстве случаев Проникновение дорожных машин в деревню (дер. Гложево по для под'емки полотна дороги Новгородскому тракту) 8 <**Пример неправильно устроенной деревенской дороги — откосы, резкие изломы в плане и т. д. Для укрепления проезжей части деревенской улицы булыжным камнем необходимо произвести следующую подготовку: Осушить полотно дороги и если нужно поднять его подсыпкой грунта. Выбрать на ширину проезжей части корыто глубиной 25—30 см. Устроить в шахматном порядке через 5—10 см в обе стороны поперечные ровики (воронки) шириной 12—15 см для отвода воды с корыта в боковые канавы. Устроить по дну корыта, с боковых его концов, продольные ровики размером 10—-12 см с уклоном к поперечным. Засыпать поперечные ровики песком, лучше гравием, с заделкой выходных отверстий в боковые канавы пучком хвороста. Засыпать корыто слоем в 15—18 см чистого среднезернистого песка с легкой притрамбовкой его. Уложить по шнуру краевой (маячный) ряд из более крупного камня. Для устройства мостовой гранитный булыжник или рваный камень размером от 14 до 18 см укладывается в песчаный слой, обязательно тычком, обращая вниз более острый конец. Отдельные камни необходимо укладывать возможно плотнее друг к другу, постукивая молотком с перевязкою промежутков между ними. Признаком плотной укладки отдельных камней служит невозможность до трамбования вынуть руками какой-нибудь из них. При устройстве мостовой камень тщательно сортируется (с отбросом трухлявого) и подбирается возможно одинакового размера; к обочине располагается более крупный камень. Работа ведется участками до 50 м. Закончив укладку булыжного камня на таком участке, приступают к расщебенке и уплотнению мостовой. Для расщебенивания применяется специально набитая из того же камня щебенка двух сортов. Более крупный щебень служит для первоначальной засыпки мостовой. Расщебенка загоняется в промежутки между камнями березовой метлой и мостовая слегка трамбуется. Этим достигается некоторая расклинка камней и большая их устойчивость. Вторая, более мелкая расщебенка, засыпается после первого трамбования, загоняется с большой силой, и мостовая после этой расщебенки трамбуется окончательно. Готовую мостовую покрывают слоем крупнозернистого песка в 3—4 см, который окончательно должен заполнить все промежутки между камнями и расщебенкой. Для большей уверенности в прочности устройства мостовой засыпка ее песком производится только после освидетельствования плотности укладки камня, достаточности расклинки и расщебенки, а также после контрольного трамбования. Правильно устроенная мостовая должна иметь ровную, полого-выпуклую поверхность с возвышением середины на 10—12 см над краевым рядом. Необходимая выпуклость мостовой проверяется специальным шаблоном. До засыпки песком езда по мостовой не допускается. Для устройства мостовой в зависимости от ее ширины потребуется булыжного камня от 450 до 600 л на 1 км мостовой. Песка для засыпки корыта, воронок и поверхности готовой мостовой следует брать на 3040% больше, чем камня. Стоимость устройства мостовой со всеми перечисленными работами обходится до 10 тыс. руб. за 1 км. i Инж.ЛенинградА.НазаренкоВ РЕДАКЦИЮ ПОСТУПАЕТ МНОГО ПИСЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ с просьбой выслать ту или иную книгу. Не имея возможности выполнять подобных поручений редакция предлагает читателям обращаться непосредственно в Гостехивдат—Москва, Ильинка, Юшков пер. 4.