И. ХАЛЕПСКИЙАВТОМОБИЛИЗАЦИЯ СТРАНЫ ТРЕБУЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВВНАСТОЯЩЕЕ время от общей пропаганды и агитации за развитие автопроизводства в Союзе мы уже перешли к конкретной практической работе. По намеченному плану к концу пятилетки мы будем иметь около 300 тыс. автомашин. Не подлежит никакому сомнению, что уже к концу 1930 г. автомобильный парк Союза увеличится на 30 тыс. машин. В связи с этим перед нами встает трудная задача подготовки технического персонала для того, чтобы нормально обслуживать развивающийся автомобильный парк страны. Обратимся к цифрам. Потребность в техническом персонале на ближайшую пятилетку по одному только Центрально-Промышленному району выразится в 64.800 чел. шоферского состава, 6.4S0 автомонтеров, 548 квалифицированных техников, 624 механика. Если же взять весь Союз, то эти цифры должны быть минимум утроены. Одновременно с этим нужно также учесть требование на технические кадры для реорганизуемых и вновь строящихся заводов, которые поглотят не одну тысячу квалифицированных работников. Невольно напрашивается вопрос, что нами сделано или хотя бы намечается для того, чтобы планово разрешить задачи подготовки необходимого количества технического персонала. Как это ни странно, на весь Союз существует почти единственное серьезное учебное заведение по подготовке шоферов и работников автодела. Это учебное заведение — „Об'единенная школа и курсы местного транспорта". Школа выпускает автомехаников, шоферов разных категорий и инструкторов автомобильного дела. Существует она 10 лет, но находится в самом ужасном материальном положении ив очень скверных условиях по учебному оборудованию. В свое время „Ошкумт" был в ведении Главпрофобра и как всякая нормальная школа, имела хотя и бедный бюджет, но все же определенный. В настоящее время школа снята с госбюджета, передана в распоряжение Москпрофобра и живет на весьма неопределенные средства — на так называемые частные дотации. З а десять лет своего существования школа выпустила 1.538 специалистов 'разных категорий. По существу, за все время революции школа была и осталась тем резервуаром, откуда черпались кадры новых молодых специалистов. „Ошкумт" недавно праздновал даже свой юбилей. С тех пор прошло пять месяцев. Школа находится в том же жалком состоянии. Больше того — школу даже намерены выселить из занимаемого помещения. До сих пор в школе нет учебного гаража, не оборудованы надлежащим образом классы, не определен бюджет предстоящего учебного года. Это говорит о том, что школа продолжает существовать беспризорной. Между прочим данный вопрос в свое время был заострен в соответствующих директивных инстанциях, где было принято решение о том, чтобы на эту школу было обращено самоесерьезное внимание и поручено МОНО реорганизовать школу в центральный техникум совместно с курвами, где и развернуть подготовку специалистов автомобильного дела с начала нового учебного года. Оказывается, это задание не выполнено, и по существу совершенно ничего не сделано. Сейчас имеется угроза вопервых потерять предстоящий учебный год, вовторыхпотерять те кадры, которые окончили школу и могли бы быть переведены на первый курс техникума. Можем ли мы допустить в дальнейшем столь безучастное отношение к подготовке специалистов автодела? Трижды нет. Нужно во что бы то ни стало эту школу реорганизовать в центральный техникум. Нужно вокруг этого вопроса организовать общественное мнение через Автодор. Безучастное отношение МОНО к этому вопросу еще раз убеждает нас в том, что Наркомпрос продолжает свою прежнюю тактику в отношении профтехнического образования. Выход из этого положения напрашивается следующий: если мы не хотим потерять времени нужно школу из'ять из ведения МОНО и прикрепить к Автотресту и Автострою. Последним надлежит в своих бюджетных предположениях предстоящего операционно хозяйственного года предусмотреть реорганизацию этой школы в техникум. Затраты, которые будут сделаны промышленностью на это необходимое дело, окупятся в самый же ближайший срок. Вместе с тем мы заостряем внимание на том, что организация только одного техникума ни в коей мере не разрешает вопроса подготовки технических кадров даже на ближайшие несколько лет. Нужно сейчас же приступить к составлению- плана по организации целой сети средних школ автомоторного дела. Кроме того, необходимо во всех наших высших технических учебных заведениях открыть специальные факультеты автомоторного и тракторного дела. Необходимо также развернуть широкую сеть курсов заочного обучения. Следует сейчас же наметить лиц инженерного состава, конечно лучших, которые должны быть командированы за границу для освежения и пополнения своих знаний в автомоторном деле и для того, чтобы в будущем они могли поставить профтехническое образование по автомобильному делу в нашем Союзе на должную высоту. Вместе с тем мы полагаем, что если заинтересованные промышленные учреждения и ведомства ассигнуют соответствующие, хотя бы небольшие средства для того, чтобы Автодор мог по своим наиболее крупным районным и окружным ячейкам создать учебные гаражи и мастерские, в самое ближайшее время будут подготовлены сотни специалистов хотя бы только шоферского дела. Только при такой установке и соответствующем упорстве мы сумеем наверстать потерянное время ив надлежащем темпе подготовить кадры авто-специалистов.14