30
31
32
[ЧЕИКА Автодорапри Тамбовской конторе „Союзхлеб" усиленно готовилась к Международному красному дню. Силами ячейки к этому дню должен был быть собран и пущен автомобиль. Об этом знали многие граждане г. Тамбова. Знали и завидовали. Автодоровцы „Союзхлеба" каждый день ходили в гараж, подолгу возились возле разобранных частей, приобретенной на свои средства старой поломанной машины, и с тревогой друг друга спрашивали: — Успеем пустить ее к сроку? — Успеем? А между тем, член окрисполкома тов. Куткевич тоже не дремал и частенько из демократических чувств, сидя рядом с окрисполкомовским шофером, спрашивал: — Правда ли, что автодоровцы из „Союзхлеба" хотят к1 августа собрать автомобиль? Шофер тяжело вздохнув, отвечал: — Правильно. — И хорошая машина? — Машина так себе, но вот зато там задняя рессора имеется — красота! — Гм... Говоришь задняя рессора... — Прекрасная рессора. Там у меня шофер знакомый, я каждый день в гараж клим бегаю и все к этой рессоре присматриваюсь... Эх, нам бы такую!.. — Так, значит, говоришь хороша? Приближалось 1 августа. Автодоровцы из „Союзхлеба" сильнее налегли на работу. — Успеем? — Конечно, успеем, раздавались на этот раз уверенные голоса. А между тем окрисполкомовский шофер, сидя рядом с членом окрисполкома тов. Куткевич, частенько жаловался: — На нашей рессоре только покойников возить... Разве это рессора — говорил он капризно,— это балалайка. Член окрисполкома, тяжело вздохнув, спрашивал: — Что ж ты хочешь? — Я ничего не хочу... Мне что, я и на этой гармошке могу ездить... Только обидно, что вот у автодоровцев из „Союзхлеба"... И откуда у них такая рессора? И зачем им такая рессора?.. Эх, и рессорина там!.. — Гм... значит, говоришь, хорошая рессора? осведомился еще и еще раз тов. Куткевич. — Да, об этом уже не беспокойтесь. Говорю, рессора — что надо. Только прикажите, в момент ее вам предоставлю. Сами убедитесь. И зачем им такая рессора? А что-ж, — сказал член окрисполкома, — действительно зачем какой-то ячейке Автодора рессора? И зачем имвообще автомобиль? — И я тоже так понимаю,— пожал плечамишофер. — Ну еще, скажем, модель из папье-маше. Это понятно — для наглядности. Ну еще там1 картинки, плакатики... А то всамделишний автомобиль. Нет, уж позвольте, дорогие товарищи,— это роскошь... Это уж чересчур... Извольте-ка,— продолжал возмущаться тов. Куткевичокрисполкомовский автомобиль без рессор по ' ответственнейшим делам катает... А тут какаято ячейка Автодора... —• Вот, вот именно. Это жяи говорю—ухват тился за оригинальную мысль начальника шоф ер — вот именно, раз ты „Автодор". продавай билеты, читай лекции, показывай картинки, н о не твое дело автомобили собирать.. Окрисполкомовская машина без рессор, а они... — Вот что, голубчик,— сказал член окрисполкома, когда машина остановилась в живописной местности Рассказово — ты не волнуйс^. А сообрази-ка и присобач эту рессору к нашему автомобилю: — Есть такое дело — ответил шофер. Утром, когда автодоровцы пришли в гараж т они заволновались: — Вот тут вчера еще была рессора... — Куда ж она могла деваться?.. Шофер „Союзхлеба" Щукин всех успокоил: — Напрасно вы ее ищете. Нет ее. По распоряжению члена окрисполкома тов. Куткевича ночью ее забрали. — Кого? — Известно, рессору. Автодоровцы побежали к уполномоченному конторы „Союзхлеб": — Спасите! Только что этой ночью свистнули заднюю рессору. Спасите!.. Уполномоченный спокойно выслушав членов бюро ячейки Автодор, немедленно позвонил по телефону в окрисполком. — Отдайте рессору! Товарищи работали... Готовятся к1 августа. Отдайте рессору!.. Куткевич возмущался и кричал в телефонную трубку: „Вя еще настаиваете... Так знайте, не видать вам рессоры, как своего затылка... Саботажники вы, вот что. Вы срываете работу... И бросил телефонную трубку.А.Зотов30 ОРГАНИЗУЕМ СОРЕВНОВАНИЕ и ПЕРЕКЛИЧКУ ЗАВОДОВПИНИЦИАТИВЕ комсомольской ячейки, партячейки, общественных организаций и редколлегии стенной газеты тракторного цеха Харьковского паровозостроительного завода считаем своевременным вступить в перекличку достижений между всеми автотракторными заводами с целью обмена опытом. Так как в СССР автотракторное производство дело новое и молодое, то каждый завод в большей или меньшей мере преодолевает „детские болезни" в организации и росте производства. Часть заводов, имея ряд достижений, еще неизвестных другим заводам, может использовать опыт заграничной техники в большей мере, чем заводы, только разворачивающие производство. Обмен опытом избавит вновь строящиеся заводы от многих ошибок и лишних расходов. Содействовать перекличке необходимо строящим эти заводы организациям и всей автомобильной общественности Союза.ОНеобходимо создать центральную комиссию по перекличке из представителей всех участвующих в перекличке заводов и заинтересованных организаций. Эта комиссия должна сделать, примерно, следующее: 1) устраивать экскурсии и командировать на различные заводы лучших производственников с практическим опытом,. 2) заснять кино-фильмы лучших методов производства и продемонстрировать их на всех автотракторных заводах, 3) добиваться через Автодор заснятия таких фильм на заграничных заводах, 4) наладить регулярную переписку междуавтотракторными заводами, 5) результаты переписки освещать в журнале „За Рулем". С товарищеским приветомИнициативная группа ВЛКСМ, цехбюро партячейки, редакция газеты „Коммунар на под'еме", производственное совещание тракторного цеха ХПЗ имени „Коминтерна".1.700 КИЛОМЕТРОВ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫХ ДОРОГВСВЯЗИ с намечающейся широкой автомобилизацией страны Цудортранс признал необходимым значительно расширить сеть усовершенствованных дорог вполне годных для автомобильного движения. Всего в 1929/30 г. будет гудронировано по Союзу около 1.200 км. В Московской области будет гудронировано шоссе Москва — Клин (90 км), Москва — Малый Ярославец (100 км), Москва — Богородск (50/км), Подольск—Серпухов (50 км) и Тверь — Тула (50 км). В Нижегородской области будет усовершенствовано 40 км шоссе у Владимира. В Ленинградской области подлежат гудронированию: участок шоссе Ленинград — Москва (65 км),Ленинград—Псков (40 км), Ленинград—Детское Село (20 км) и Ленинград—Сестрорецк (25 KJK).. На Украине будет гудронирован участок Харьков —Белгород, в Белорусссии —Могилев — Минск. Из курортных дорог будут гудронированы участки: Анапа — Тоннельная, Новороссийск — Геленджик, Сочи — Гагры, Гагры — Сухум и Тифлис — Мцхет. Помимо этого, 500 км дорог будет отремонтировано при помощи битумов, дегтей! и ряда эмульсий. В связи с крупными дорожными работами вь Московской области в Москве создается специальная организация по гудронированию дорог.ВА ВТОДОРЕРСФСРЯВТОПРОБЕГ ГОСТОРГЯПОСТРОЙКА ДЕШЕВЫХ МОСТОВРАБОЧЕЕ бюро дорожной секции Явтодора заслушало сообщение инж. Крыльцова о строительстве дешевых Байтовых мостов. Байтовые мосты рентабельны, требуют незначительного количества дефицитных металлов, легко и быстро собираются и чрезвычайно удобны для транспортирования. НКПС считает целесообразным в будущем же году приступить к постройке первого опытного моста. Рабочее бюро признало, что вантовые мосты имеют существенное значение для решения проблемы дешевых мостов на дорогах с малым и средним движением.НОВЫЕ ДОРОЖНЫЕ ПОКРЫТИЯЗОБРЕТЯТЕЛЬ-лаборант т. Огарев предложил рабочему бюро дорожной секции новый способ устройства дорожных покрытий из любой почвы. Устройство дорожного полотна по способу т. Огарева заключается в следующем: отведенный участок земли вспахивается приблизительно на полуметровую глубину; после вспашки взрыхленная земля поливается смесью из силикатов и остатков нефти; пропитанная ею земля взрыхляется бороной и укатывается катком; получается дорожное покрытие толщиной в 0,17 м превосходящее твердостью шоссейное покрытие. Обработанная, таким образом, земля становится водонепроницаемой и не поддается влиянию температуры. Стоимость 1т жидкости—110 руб. На I м- полотна идет 10 кг жидкости, т.-е. стоимость 1 км дороги при ширине полотна в5 м, приближается к 10 тыс. руб- Эта сумма, однако, в зависимости от желаемой толщины покрытия может быть значительно снижена (на 50 и 75%).Я-ДНЯХ закончился организованный коллективом Явтодора при Госторге РСФСР автопробег по селам Московской губ. В пробеге участвовало 3 мотоцикла, 1 легковая и1 грузовая машины „Форд". На грузовике была ' оборудована передвижная электростанция и кино-передвижка. Маршрут пробега: Москва—Звенигород—ВоскресенскВолоколамск'— Осташево — Руза — Д орохово — Верея — Медынь—Калуга—Серпухов—Москва. Всего пройдено 893 км, из них 703 по проселочным дорогам. Участниками пробега организовано 12 коллективов Автодора, об'единяющих 1.000 крестьян. В эти коллективы вовлечены сельские, партийные, советские и кооперативные организации.НИВ МОСКОВСКОМ ОТДЕЛЕНИИмОГРУППЫ ЮНЫХ ДРУЗЕЙ ЯВТОДОРЯОСКОВСКОЕ отделение Явтодора приступило к организации юных друзей Явтодора при фабриках , заводах, школах и пионерских отрядах.ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВТОКУРСОВ И ПИОНЕРЪТРЯДОВРГЯНИЗЯЦИОННО-ПРОПЯГЯНДИСТСКЯЯ секция Московского отделения открывает автокурсы, на которые будут приниматься не менее одного человека от каждого коллектива. Плата за обучение должна вноситься коллективами с тем условием, чтобы командированные ими слушатели по окончании курсов руководили бы в свои*. коллективах автокружками.31 Б ИБЛИОГРАФИЯНастенные таблицы по устройству автомоб иля . 16 таблицсоб ' я снительным текстом (32 страницы) „ Т ехническая Библиотека Явтодора " . ГИЗ. 1929 г. Цена 6руб . ЗДАНИЕМ настенных таблиц по устройству автомобиля в значительной степени заполнен пробел, существовавший у нас в первичном обучении автоделу, котор оедолжно вестись по методу наглядного обучения. Составление этого наглядного пособия представляло большие трудности, которые были успешно преодолены коллективным трудом акжвных работников Нвтодора, взявших за образец лучшие иностранные издания. Рассматриваемые таблицы выполнены отчетливо и ясно и благодаря своим большим размерам 950 X 600 мм позволяют ориентироваться и ознакомиться со всеми деталями. Все детали на таблицах обозначены цифрами, по которым в об'яснительном тексте обучающийся может найти их наименование. Таблицы охватывают следующие детали и части автомоб иля : лист 1 — о бщий вид шасси автомобиля, лист 2 — работа четырехтактного двигателя, лист 3 — п родольный разрез двигателя, лист 4 — поперечный разрез двигателя, лист 5 — с истема смазки двигателя, лист 6 — бесклапанный двигатель, лист 7 — к арбюраторы , лист 8 — схема подачи топлива, лист 9 — схема водяного охлаждения, лист 10 — зажигание от магнето, лист 11 — з ажигание от аккумулятора, лист 12 — трансмиссия, лист 13 — з адний мост с колесами и тормозами, лист 14 — п ередняя ось, рулевые тяги, тормоза и колеса, лист 15 — рулевое управление и тормоза, лист 16 — схема электрооборудования автомобиля. Надо отметить внимание, которое было уделено правильной технической терминологии, что является слабым местом почти всех вышедших руководств по автоделу. В общем, настенные таблицы и текст к ним вполне могут служить необходимым пособием при ведении кружковой работы в коллективах Явтодора и для самообучения. Единственный недостаток таблиц — несовсем правильная раскраска. Так, на некоторых таблицах вода и бензин рас крашены одним цветом; точно также почему-то мецные части выделены краской, в то время как другие материалы не обозначены соответствующими цветами. В дальнейших изданиях желательнобыло бы выдержать •однородность расцветки и показать соответствующими цветами материал, из которого изготовляются детали. Я. ГольбергИ схакКазакови Махмуд Будайли . По Татр еспублике . И дем на великий почин. Строим дороги при помощи машин. Казань. Изд. о-ва содействия развитию автомобилмиза и улучшению дорог в Татарии. 22 стр., 5000 экз., 12 к.ИВТОРЯЯ книжка, изданная Татарским Явтодором производит выгодное впечатление. Совершенно правилен подход авторов: местная книжка должна говорить о местных нуждах и недостатках. Дороги Татарской республики находятся в отвратительном состоянии. Правильнее было бы сказать, что дорог здесь нет, так как из 27 тыс. км дорог только -407 покрыты каменной одеждой; грунтовые находятся в первобытном состоянии; искусственных сооружений, по которым можно проехать—не более 10% Из-за отсутствия шоссейных дорог Татарская республика ежегодно теряет на перевозке грузов 18 млн. руб.; эти средства дали бы возможность ежегодно строить 900 км самых лучших дорог американского типа. С каждым годом расходы на дорожное строительство в Татарской республике увеличиваются. Авторы совершенно правильно указывают, что пути и средства для дорожного строительства находятся в руках самого населения Татарской республики: здесь 808.165 человек взрослого трудоспособного населения, труд их в течение трех дней даст 2.666.944 р. 56 к- (I р. 10 квдень ) . Социалистическое соревнование — один из лучших методов стимулирования постройки хороших дорог. На этот путь вступают села и деревни Татарской республики. На этот путь необходимо встать всей стране. По автотранспорту в Татарской республике, авторы приводят поистине плачевные цифры : там насчитывается всего 91 автомобиль, т. е. на 1 автомобиль приходится 20.717 человек. Мы полагаем, что было бы полезно, если бы более или менее крупные отделения нашего общества занялись бы изданием аналогичных брошюр , рассчитанных только на местное население (хорошо бы и на языках национальных меньшинств). Это было бы значительно целесообразней , чем рассчитывать на центр, выпускающий обще-агитационную литературу. Местам виднее их недостатки инужды . А Совет общества Явтодор мог бы направить тогда свое внимание на издание литературы так называемого повышенного типа — учебников, чертежей хороших плакатов и пр. Mux. ПрезентАВТОДОРОВСКА ЯМосква Крестьянская ленинская добровольная пожарная дружина в с. Ленино, Московского уезда, первая применила автомобиль в пожарной обороне деревни. О бразовав коллектив Явтодора, крестьяне — члены дружины на собственные средства приобрели старый, полуразвалившийся легковой автомобиль и своими силами переоборудовали его в пожарную автомашину. Явтомобиль этот обслуживает теперьбольшой район; д обровольцы - п ожарные не раз ликвидировали при его помощи сельские пожары . П ожарноебюро Явтодора РСФСР приняло шефство над ленинской дружиной и намерено распространить опыт этой дружины и на другие оайоны . Ленинград Заброшенный за 1.100с лишком км от Ленинграда к Мурманску маленький раз ' е зд Белая получил сейчас важное значение. От него начинается гужевая дорога к месторождению апатитов в Хибинских горах общим протяжением 28 км. Это первая дорога на Кольском полуострове. Сейчас на постройке этой дороги работают 150 чел. рабочих. Их работа протекает в исключительно тяжелых условиях; все же постройка дороги идет успешно; сейчас закончено около 14 км. Нижний - Н овгород ^ КиевПЕРЕКЛИЧКАПо настоянию киевского Явтодора и других организаций в Киеве в этом учебном году открывается специальный институт дорог. Сливаются эксплоатационный техникум, б езрельсовый факультет строительного техникума и ФЭПС КПИ. При институте дорог будет открыто три факультета: эксплоатационный, рельсовых путей и безрельсовых путей. В этом году на первый курс всех трех факультетов будет принято 220 студентов. Тверь Четыре коллектива Явтодора (Вагонного завода, Центрально-городской, Пролетарки и станции) организуют кружки п,о изучению автомашин. Уже получены наглядные пособия. Окончившие кружки будут приниматься на курсы шоферовв первую очередь. В Твери создано окружноебюро юных друзей Автодора из представителей губкома ВЛКСМ, Явтодора и отдела народного образования . Группы юных друзей Явтодора в скором времени организуются в городе и на фабриках. Для юных друзей будут созданы 4 кружка по изучению авто-и мотомашин. Для занятий окротделение предполагает купить автомобиль. Вятка Вяткое губернское отделение Автодора организовало первый губернский автопробег, вызвавший громадный интерес со стороны крестьянства губернии. В пробеге участвовали один легковой автомобиль и полугрузовик. Машины совершили пробег в 500 км по плохой дороге. Участникам пробега часто приходилось прокладывать машинам путь. Между Яранском, Котельничем и Халтуриным, за небольшим исключением, машины шли со скоростью 30 км, а иногда и 45 км в час. 5С0 км покрыто в восемь дней Машины проделали этот путь без значительных повреждений.За пять лет по округу будет выстроено 1.200 км желез ­ ных дорог, 2 железнодорожных моста через Оку и Волгу, 773 км шоссейно-грунтовых дорог — н а 42 млн. рублей. В этом году Нижегородским дортрансом обучено 30 дорожных десятников, которые находятся сейчас на практике. Осенью предполагается открыть -курсы с большим количеством обучающихся. Поднят вопрос о концентрации специалистов для обеспечения будущей расширенной программы дорожного строительства.Отв. редактор Н.ОСИНСКИЙ Издатель: АкционерноеЗав. редакцией Общество „ОГОНЕК*Отп. в 7 тип. „Мосполнграфа". Филип., 13. 3 . Т.Н.БЕЛЯЕВГлавлиг № А — 46.934.Стат.-форм. Б—5 176 X 250 мм.1737.Тираж 37.000.