Полученная холодная смесь распределяется граблями по основанию дороги с соблюдением заданного профиля и укатывается катком, вес которого должен соответствовать твердости -употребленного в дело камня и быть достаточным для того, чтобы смесь уплотнилась возможно больше. Для полного уплотнения необходима повторная укатка, спустя некоторое время после устройства дорожной одежды. Так как рецепты приготовления иностранных холодных асфальтов, в том числе и колпров'ия, составляют секрет изобретателей иу нас в Союзе неизвестны, то различные наши дорожно-исследовательские организации заняты сейчас изучением таких материалов, в результате смешения которых в определенных пропорциях можно было бы получить холодные асфальты типа дамман или колпровий. •Научно-исследовательский автомобилько-дорожный институт при Глаедортрансе РСФСР (ГИАТ), учитывая, что у нас не изготовляются' настолько твердые битумы, чтобы их можно было размолоть в тонкий порошок, остановился в качестве связующего на пеке, являющемся продуктом коксобензольной * промышленности и представляющем собой твердое битуминозное вещество вроде древесного вара с высокой температурой плавления. Комбинируя смесь из гранитных высевок размерами от 10 до 2 мм, песка или гранитной мелочи, известняковой муки в качестве заполнителя и пекового порошка, подобранную по принципу минимума пустот, ее затворяют определенным количеством каменноугольного! масла с добавлением к нему сольвента. Конечные результаты пока еще не получены, так как составленные смеси еще комкуются, что вызывает сомнение в равномерности их свойств, однако можно надеяться, что и мывскоре будем иметь свои типы холодных асфальтов, удовлетворяющих всем необходимым требованиям. До сих пор шла речь о холодных асфальтовых бетонах и растворах. Будет уместно сказать и несколько слов о поверхностных обработках и пропитках щебеночных шоссе холодным способом, пользуясь так называемыми битумными эмульсиями. Последними называются механические растворы мельчайших частиц битума в воде в присутствии особых веществ —• эмульсаторов. Роль эмульсаторапонизить поверхностное натяжение, которое сильно возрастает при соприкосновении частиц двух несмешивающихся жидкостей, с уменьшением размеров этих частиц, и препятствует об'единению их в механическом раство-. ре. Кроме того, эмульсатор должен препятствовать быстрому распадению этого рода растворов. Произведенные за последние два года опыты по поверхностной обработке и пропитке шоссе в окрестностях Москвы и Ленинграда дали по первым наблюдениям вполне удовлетворительные результаты. Возникают опасения, что под влиянием эмульсатора, остающегося в затвердевшем битуме, последний при соприкосновении с водою, особенно загрязненной выделениями животных, будет снова растворяться b ней, однако, проверить это можно будет только на основании наблюдений над опытными участками в течение нескольких лет. Наши .'дорожники смогут в ближайшем времени перейти от горячего способа битумирования дорог к холодному. Чем скорее они это сделают, тем продуктивнее будет их работа, тем меньше будет дефектов в построенных дорожных покрытиях. Тем больше экономии получит страна советов. Инж. С. ШаляпинПисьмо в редакциювсесоюзный сбор гаражного утильсырьяТак как мои заметки в стенгазету «Тягач» и в ящик предложений — о бесхозяйственности в гараже Сочинского Союзтранса, касающиеся использования утильсырья, исчезли под сукном, прошу поместить мою заметку в журнал «За Рулем». В течение 28 дней декабря мною собрано красной меди 670 грамм, причем сбор был не специальный, а так, между делом. Когда я об этом рассказал секретарю коллектива, он, заинтересовавшись, пошел сам проверить, сколько меди можно собрать за один раз, и набрал за 1—2 часа больше 400 грамм. Теперь о резине. О той резине, за которую бьется советская страна и не одну сотню тысяч рублей вкладывает в разведение каучуконосов. А готовую резину, валяющуюся под ногами в гараже, подобрать мы зачастую ленимся. Вот пример: в нашем гараже можно собрать кусочки, лоскуты камер, покрышек и пр. больше 100 кг резинового утильсырья. 10 Я предлагал, поэтому организовать систематический сбор меди и резины. Вот эти предложения остались под сукном. В это время Сочинский гараж Союзтранса кричит «караул», и не может достать 5—6 кило красной меди для отливок. Администрация носилась по гаражу в поисках краской меди, а в гараже, мастерских, мусорном ящике, во дворе валяются старые обрезки красной меди и даже новые, неиспользованные. То же с покрышками, камерами и т. д. Спросите у администрации, что она сделала и чем помогает резиновому производству. Ничем. А между тем в гараже валяется резиновое утильсырье. То же ис гайками. В них большая нужда, а они валяются по двору. Товарищи, читатели журнала «За Рулем», поднимем кампанию через наш журнал за сбор гаражного утильсырья, годного для автодела и переработки! Сочи А. Каирииский