СВЯЗИНИТ, ЗАМЕНЯЯ ЭБОНИТ И ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ,УДЕШЕВИТАВТОМОБИЛЬ И ТРАКТОРЗначительное количество эбонита, фибры и других импортных дорогостоящих диэлектриков, употребляемых в автостроении (главным образом в деталях электрооборудования автомобиля), может и должно быть заменено дешевым отечественным материалом, получившим название «связинит». Связинит, предложенный в 1930 г. Э. М. Файн.зильбергом для целей электротехнической и других отраслей промышленности, по своим электрическим и механическим свойствам стоит наравне, а по некоторым показателям значительно выше эбонита. Эбонит и другие изоляторы получаются в результате сложного химико-технологического процесса и стоят исключительно дорого (цена тонны эбонита в среднем 8 ) 4 — 9 тыс. руб.), связинит же представляет собой горную породу, из которой после -механической обработки можно получить готовые детали. Продажная ц°на связинита (отпускаемого ВСПК в форме плит) — около 400 руб. тонна. Связинит представляет собой богатый битумом сланец и родственен богхедовым углям Иркутского района. По внешнему виду и легкой механической обрабатываемости связинит напоминает гагат, почему часто и называется этим термином. Прочность сланца на сжатие в 14 раз выше, чем у эбонита, выше карболита. Прочность сланца на изгиб—почти как у карболита. Прочность связинита на растяжение заключена в пределах прочности карболита и презосходит эбонит. Связинит обладает исключительной упругостью: кубик 2X2X2 см, сжатый до 1,5 см, через 15 час. восстановился до 1,95 см. Приведенные данные говорят о весьма высоких механических свойствах материала, равных- и зачастую превосходящих эбонит. Электрические испытания, произведенные в Гос. экспериментальном электротехническом институте, дали аналогичную картину. Удельное сопротивление сланца стоит наравне с эбонитом. Электрическая прочность на пробой (испытание на радиостанции) для связинита 11,68 кУ/мм-, для эбонита 11,6 кУ/мм*. И здесь связинит эбониту не уступаете Если эбонит (по данным проф. Толвинского 1 ) гигроскопичен в слабой степени и несколько портится на свету и воздухе с течением времени, то у связинита за 24 часа при 110° С высыхания не было, за 24 часа пребывания в воде поглощения влаги не было. Сланец обнаруживает «высокую стойкость по отношению к атмосферным агентам. По данным НИИС, химическая стойкость сланца стоит выше карболита, бакелита и всех органических диэлектриков. 13 реактивов, в которых образцы слатчца находились в течение 11 дней, сколько-нибудь существенного влияния на сланец не оказали. В числе этих реактивов находились такие кислоты, как серная, азотная, соляная, царская водка.1 В. А. Толвинскйп. «Электрические машины постоянного тока», т. I, стр. 85, табл. VI.Образцы изд°лий из гагата (связ'нйт), применяемые в радиотехнике и др. отраслях промышленности Теплостойкость сланца .стоит выше карболита, бакелита и эбонита и равна 400° С. Из 22 диэлектриков лишь один (колонзанзибар) приближается по теплостойкости к сланцу. Все эти высокие свойства связинита и его дешевизна открывают ему широкие перспективы применения в автомобильном производи стве взамен электроизолирующих материалов и частично цветных металлов, начиная от таких деталей, как пробка радиатора, и кончая ответственными деталями электрооборудования. Следует сейчас же приступить к опробованию связинита в автомобильном производстве ив первую голову в деталях электрооборудования. Необходимо изготовить из связинита ив производственных условиях испытать ряд деталей динамо, стартера, «автомата» (выключатель-замыкатель), автоматических регуляторов напряжения и силы тока, аккумуляторных батарей, щитков измерительных приборов и т. п. Размер журнальной статьи не позволяет дать подробный перечень всих отдельных деталей питания карбюрации охлаждения, в отношении которых следует приступить к производственным экспериментам изготовления их из связинита. Ограничиваться, однако, одним электрооборудованием не следует. Эксперименты должны быть направлены ик тому, чтобы заменить и цветные металлы в ряде неответственных деталей питания карбюрации охлаждения, масляной системы и т. д. Интерес представляет и выяснение возможности замены связинитозыми различных упругих прокладок, применяемых в автомобиле, например феродовых прокладок сцепления, колодочных тормозов и т. п., или изготовления колодок целиком из связинита и т. д. Внедрение связинита в автомобиль (и в соответственных деталях — в трактор) необходимо максимально форсировать. Бризу ГУТАП и секциям ЦС Автодора ^следует всерьез заняться этим вопросом, помня, что замена связинитом диэлектриков и цветных металлов в автомобиле и тракторе сулит громадную экономию и существенное удешевление машин. Э. Ф. 29