ОчеркИ . ГЕНКИЧаИЗ ОПЫТА ПРОБЕГА АГИТМАШИНЫ Василий Евдокимович выехал из. села Матвеевка в Спирово на рассвете майского дня. День был ветреный, дождливый. Василий Евдокимович проехал только половину пути. Рыжая лошадка, еле перебирая ноги, шла потная и злая. . — А ну, дайА ну, двигай, мать честная,— понукал ее возчик. Телега упорно ковыляла на левый бок. Надтреснутая втулка зловеще перегибалась, рискуя рассыпать колесо и опрокинуть телегу вместе с грузом. Василий Евдокимович был стар и мудр. Десятки лет ездил он по этой дороге и хорошо знал, дорожную неустроенность земли. Десятки лет проходил он по безымянным большакам, проезжая «в объезд—к- обеду, а прямо—так к ночи». Но на этот раз мудрость изменила ему. Преодолев с трудом половину пути, телега, захваченная предательской ямой, крепко и основательно засела в грязи. Три мешка один за другим шлепнулись в грязь. — ...Эх, напасть ты моя окаянная!—безнадежно крикнул Василий Евдокимович, в бессилии опустив кнут.' Прошло минут 20, а он все стоял по колено в грязи, с укором глядя на покосившуюся телегу. Вдруг Василием Евдокимовкчем овладела решимость во что ' б ы то ни стало вытащить телегу из грязной ямы. Он рванулся к ней всем телом, упершись сзади плечом, и крикнул глухо: — ...А ну, матушка... А ну, вывези! Лошадь, как бы стараясь угодить хозяину, изо всех сил рванулась вперед и упала на колени. Подпруга лопнула, и в этот момент Василий Евдокимович, падая под тяжестью скатившейся назад телеги, услышал позади себя тревожную автомобильную сирену и шум надрывающегося мотора. Машина остановилась в двух шагах от телеги. Василий Евдокимович увидел усталые глаза шофера ис трудом прочел на красном полотнище: «Агитмашина МК ВЛКСМ и Облдортранса». Василий Евдокимович встал. Чертовски ныла поясница. Шофер выпрыгнул из_ кабинки и подошел к свалив'Шейся повозке, около которой и произошел между ними следующий волнующий, диалог:Зарисовки худ. Шахова — Стало быть, сидишь, дед? — Сижу. — Давно? — Давно. — Как тебя всосало... А скажи, дед, вы, наверно, еще со времен царя Гороха не ремонтировали ваши дороги? Сколько лет ты ездишь? И все так... Сколько колес, сколько ног коням покалечил? А ведь это ваша дорога... — Да, дороги наши — могила, — согласился старик с шофером, думая о другам. Шофер • наступал на старика. — Возмущаться вы умеете! — продолжал он.— Знаешь ли ты, старик, что четыре километра я тащусь шесть часов! Кто, кроме вас самих, будет ремонтировать ваши же дороги? — Ты из Матвеевки? — Оттоль. — Далеко еще? — Еще столько же ; сколько проехал. В аккурат такая же дорога. На вашей этой штуке не проехать. ...Восемь мускулистых рук проворно вытащили телегу. Рыжая коняга вздохнула по-человечески тепло и тоскливо, будто с нее сняли тяжелый камень. Встреча Василия Евдокимовича с агитмашиной МК ВЛКСМ стала решающей. Мучительный пробег агитмашины по десяткам километров бездорожья не пропал даром.. Стоило лишь растолковать людям случай с «проезжим Василием Евдокимовичем» (и только ли с ним бывают такие случаи?), с карандашом в руках подсчитать громадные убытки, показать всем, во что обходится бездорожье, как все зашевелились и забегали. В Спирове расположен ряд предприятий: стекольный завод (продукция которого почти всегда' бьется при перевозках), кирпичный, льноо'бделочный заводы, мельницы, маслобойни, выполнение плана которых систематически срывается бездорожьем. Спировский райком ВКП(б) (т. Белов), РК ВЛКСМ (т. Вохлаков) и рик (т. Виноградов) побивают рекорды благодушия, спокойно созерцая, как на каждом шагу бездорожье становится поперек горла району, режет, планы6... Да, дороги наши - могила,—согласился старик с шоферон На утро все колхозники вышли на постройку дсроги, на борьбу с грязью хозяйства ж культурного строительства, ворует из карманов района миллионы рублей. > Спировский район не является исключением. Агитмашине пришлось в дальнейшем побывать во многих районах Московской области (Вышневолоцкий, Новоторжский, Плавский, Ефремовский). Положение везде одинаково. Эти районы уныло повторяют спировские кадры бездорожной хроники. * Агитавтомобиль с трудом пробрался в село Матвеевку с его семью колхозами. Агитбригада машины развернула массово-разъяснительную работу, довела до сознания каждого колхозника и единоличника закон о трудовом участии населения в дорожном строительстве. На примерах и фактах своего пробега агитбригада показала огромный вред бездорожья, приносимый колхозному строительству. Наперекор кулацкой агитации ширилась волна активности колхозников, подымались на штурм ухабов и грязи дорожные лопаты и кирки, топоры и пилы. Люди поняли, что прежде всего Матвеевский сельсовет должен подготовить дороги к уборке урожая. Когда Василий Евдокимович на другой день приехал лз Спирова в свое село, у сельсовета стоял автомобиль, вокруг которого столпилось множество колхозников, единоличников и ребятишек. Он нашел шофера (ему почему-то понравился чернявый и разбитной парень) и сказал ему голосом, окрепшим от решимости: — ... Мы сами,, брат, виноваты. Вот и допустили, что глянуть страшно. На наши дороги трудов много надо "положить. Ну, ничего: глаза пугают, а руки все сделают!.. Назначай меня бригадиром,—вдруг крикнул Василий Евдокимович п осекся.—Давай-мне парней, да помоложе, мы такие километры разделаем, аж... Взоры столпившихся у автомобиля были обращены на него, и это вселило ему бодрость. — Слушайте меня, мужички!—молодо и задорно сказал Василий Евдокимович. На него смотрели с удивлением — распетушился дед. — ...Я говорю вам. разве камня у нас нет, разве сухого леса нет? Только взяться за это всем, от мала до велика, и дорога у нас будет. Случайный разговор деда Василия с шофером превратился в деловой митинг. Ппишел председатель сельсовета, претхедатели колхозов, комсомольцы. Василии Евдокимович ежеминутно вмешивался в разгонор, его голос явственно выделялся в этой шумной разноголосице прений. После собрания председатели колхозов, бригадиры и представители от единоличников пошли измерять участки дорог. На рассвете следующего дня все колхозники, от мала до велика, вместе с единоличниками вышли с песнями, с гармоникой на постройку дорог и мостов, на борьбу с грязью. За четыре дня на постройке дорог работало свыше 1 000 чел. и 80 лошадей, силами которых было проложено 4 км новой дороги и построено 4 моста. Особенно энергично работала вторая комсомольская бригада во главе с дедом Василием Евдокимовичем, которая добилась огромной производительности по рытью канав и по подвозке камня (и это несмотря на то, что законом о трудовом участии дед Василий освобождался от работы как престарелый). Закончив постройку дорог и мостов, колхозники Матвеевки обратились ко всем колхозникам и единоличникам Спировского района с обращением: «В каких-нибудь четыре . дня мы провели громадную работу, вложив на несколько десятков тысяч своего труда в дорожную стройку, увеличив нагрузку и быстроту перевозок, ' сохранив от увечья наши телеги и ноги наших коней. Если раньше мы перевозили на одной подводе 10 пуд., то теперь мы можем смело класть 25—30 пуд. Но мы не думаем останавливаться на полпути. Мы встретим уборку колхозного урожая еще двумя, километрами новых дорог, которые мы обязуемся проложить до начала страды. Кроме того, за каждым колхозом мы закрепляем определенный участок дороги, который должен систе-* матическл ремонтироваться». Во всех колхозах создаются группы дорожного строительства. Грушты эти не выдумывают никаких премудростей. Они ставят перед собой простые и всем понятные задачи: постоянно следить за исправностью определенного участка доооги. ибо допога тоже добпо колхоза, его собственность. Вести массово-политлгческуго и организаторскую работу по мобилизации трудящегося населения сел и деревень на борьбу за крепкую проезжую дорогу. Урожай не терпит бездорожья. Крестьянская телега и конь требуют хорошего, твердото тракта. 13 ' июня знакомая телега тооворно катилась по матвеевскому тракту. Василий Евдокимович возвращался из Спирова с ящиками стекла для остекления вновь построенного скотного двора и изб. На середине дороги ему повстречался агитавтомобиль. Рыжая кобыла с неповторимой силой рванулась вперед, и Василию Евдокимовичу было очень досадно, что он не успел приветливо улыбнуться и помахать рукой чернявому шоферу агитавтомобиля. Мих. Генкин