16
17
БЕНДИКС-ВЕСТИНГАУЗДля облегчения поворота руля на тяжелых грузовиках и автобусах устраивают сервоприбор. Сервоприбором называется механизм,, который действует сжатым воздухом при помощи давления масла, или посредством передачи от двигателя, и соединяется с рулевым механизмом. Среди различьых сервоприборов интересен своей оригинальной ив то же время простой и надежной конструкцией сервоприбор Бендикс-Вестингауз. Сервоприбор Бендикс-Вестингауз действует сжатым воздухом. Для этого он должен быть соединен с резервуаром воздушного тормоза. Такой тормоз имеется на большинстве современных тяжелых автомобилей. Поэтому сервоприбор можно установить почти на любом из них, тем более, что руль для сервоприбора переделывать почти не нужно. На рис. 1 показана схема действия сервоприбора, а на рис. 2 — его устройство. Сервоприбор состоит из цилиндра Ас поршнем и из распределительного механизма Б. наружным воздухом. В этом случае сервоприбор не работает. Если шофер начнет поворачивать руль, то рычаг В пойдет влево и потянет за собой рычаг Г, а тот в свою очередь — рычаг Д. Однако последний связан рулевой тягой с колесами автомобиля и повернуть его трудно. Поэтому прежде, чем повернуть рычаг Д, рычаг Г сам перекосится и его головка, вследствие зазора, отойдет вправо. Тяга Е нажмет на коромысло, отпустит задний выпускной клапан, закроет его отверстие верхней частью впускного клапана и, наконец, откроет впускной. В цилиндр устремится сжатый воздух и поршень станет давить на рычаг Ди далее на рулевую тягу и будет поворачивать колеса. Лишний воздух из передней части цилиндра будет выходит через передний выпускной клапан. Такое полол<ение сервоприбора показано на рис. 3. Двигая рычаг Д, поршень станет поворачивать рычаг Г так, что его головка пойдет влево, и впускной клапан начнет закрываться.Рис. 1 Кроме того, вместо обычной рулевой сошки на валик 2 надеты три рычага В, Г и Д, соединенные друг с другом шарнирами 7и 8, что видно на рис. 2, слева. На схеме рычаги для наглядности условно показаны так, как-будто бы они повешены на разные оси и связаны вместо шарниров тягами. Рычаг В надет на вал наглухо, на шпонках, а рычаги ГиД свободно, причем рычаг Г имеет зазор в 3—4 мм. Головка рычага соединена тягой Ес распределительным механизмом, а рычаг Д соединен со штоком поршня и рулевой тягой Ж. Распределительный механизм состоит из двух впускных клапанов Ли двух выпускных — К. Впускные клапаны сообщаются через трубку Ис резервуаром сжатого воздуха, а выпускные имеют отверстия, которыми цилиндр сервоприбора может быть соединен с атмосферой. На рис. 1 и2 сервоприбор показан при движении автомобиля по прямой. .Головка рычага Г занимает на валу среднее положение, клапаны Д закрыты, а клапаны К открыты. Обе стороны цилиндра соединены с Для того чтобы не допускать этого, шофер должен продолжать поворачивать руль дальше, отжимая головку вправо. При поворачивании руля в обратном направлении рычаг В отклонится вправо, головка рычага Г сдвинется влево и, закрыв передний выпускной, клапан, откроет передний впускной. Поршень пойдет назад и колеса повер. нутся в другую сторону. Если шофер перестанет поворачивать руль, поршень с помощью рычагов ДиГ закроет впускной клапан и откроет выпускной, и сжатый воздух устремится наружу. Это будет продолжаться до тех пор, пока колеса автомобиля не начнут отклоняться. Как только они отклонятся, рулевая тяга подвинет рычаг Д, а тот переместит головку рычага Г и, смотря по тому, в какую сторону повернулись колеса, сейчас же откроется задний или передний впускной клапан и закроется соответствующий выпускной. В цилиндр вновь пойдет сжатый воздух, и поршень задержит колеса. Таким образом сервоприбор сам удерживает колеса в одном положении, независимо от обратимости рулевого механизма. КромеВ того сервоприбор принимает на себя все толчки от колес, смягчая их упругим противодействием воздуха, и сохраняет рулевой механизм. Сервоприбор значительно облегчает работу шофера.Рис. 2 Сила, действующая от поршня на рулевую тягу, может быть очень велика. Так, например, сервоприбор 7-тонного грузовика Уйат дает силу в среднем около 900 кг. Благодаря этому, управлять автомобилем, который вместе с грузом весит больше 14 т, очень легко. Сервоприбор не уменьшает надежности рулевого управления. Если он испортится, руль правление своего действия. Сжатый воздух недостаточно быстро выходит из одной части цилиндра и входит в другую. Поэтому, когда шофер, поворачивая руль сначала, например, вправо, потом повернет его влево, сервоприбор будет короткое время продолжать повертывать колеса вправо, оказывая шоферу сопротивление. Вследствие этого для управле-Рис. 3 будет работать как обыкновенный, а для того, чтобы испорченный сервоприбор не мешал, шток поршня следует от'единить от сошки. Передача руля (червяк, сектор и т. д.) при сервоприборе изнашивается значительно меньше, чем обычно, так как сила, действующая ыа нее, очень невелика. Благодаря этому, можно ставить руль более легкой конструкции. Плохое свойство сервоприбора состоит в том, что он несколько медленно меняет нания автомобилем с сервоприбором нужна привычка. Цилиндр сервоприбора и картер распределительного механизма сделаны из легкого сплава, а уплотнительные кольца поршня и выпускных клапанов — из резины. Отверстие в крышке цилиндра для штока поршня имеет два сальника — войлочный и кожаный, что необходимо, так как давление воздуха в ци линдре достигает 5—6 атм. Сервоприбор 7-тонного грузовика весит около 18 кг. Инж. А. Зилов