28
29
тЕХНИЧЕСОНСУЛЬТАЦНЯУТОЧНЕНИЕ СХЕМ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗА И ГАЗ-ААВо многих, весьма распространенных руководствах по автомобилям ГАЗ-А и ГАЗ-АА имеются некоторые неточности, что вызывает много запросов и писем в техконсультацию журнала „За рулем". Ниже помещаем раз'яснение старшего инспектора ОГК автозавода им. Молотова инж. Матвеенко по схеме электрооборудования и фазам распределения автомобилей ГАЗ. РедакцияА. СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯJ/t/16/t J^JK*.JUt£$/HfZaUSM&.'ОДЙЯЁ&Ш£&isjкЩш- сдз,цс'ляаА—соямлял Сиг»л»^1. Схема электрооборудования автомоб. ГАЗмодели Аи ААБольшинство схем, помещенных при описании автомобилей ГАЗ, составлено по американским инструкциям и описаниям автомобиляфорд-А и форд-АА. В этих схемах амперметр показан включенным так, что он должен показывать:/ 2. Принципиальная схема электрооборудования автомобилей ГАЗ, модели Аи ААляссялбтолозиля 1. При работе от батареи — только расход тока на освещение и сигнал. 2. При работе от динамо — силу тока, идущего на зарядку батареи и на питание системы зажигания. Автозаводом им. Молотова способ включения амперметра несколько изменен против фордовской схемы. В действительности (см. схему 1) амперметр включен так, что через него проходит: 1. Весь ток, расходуемый батареей, за исключением тока, расходуемого на стартер и теряемого, в случае неисправности в цепи, до амперметра и 2. В случае работы от динамо — только та часть тока, которая идет на зарядку батареи. Так как при попытках об'яснить разные происходящие с электрооборудованием явления, пользуясь схемами, приведенными в указанных выше книгах, неизбежны трудноразрешимые недоумения, • приводим описание отдельных цепей электрооборудования, имеющих место в действительности (см. принципиальную схему, 2) на машинах ГАЗ. Ц епьзажигания . При работе от батареи. Батарея — масса автомобиля, прерыватель, замок зажигания, первичная обмотка индукционной катушки, а мперметр , батарея. При работе от динамо. Динамо, масса автомобиля, прерыватель, замок зажигания, индукционная катушка, реле,- динамо. Ц епьстартера , батарея — масса автомобиля, стартер, выключатель стартера. Батарея. Ц епьсигнала — при работе от батареи. Батарея, масса, сигнал, амперметр, батарея. При работе от динамо — динамо, масса, сигнал, реле, динамо. Ц епь - о свещения (в том числе контрольная лампочка и сигнал СТОП). Динамо, масса, батарея, амперметр, реле, динамо. Таким образом, амперметр контролирует только работу батареи, показывая либо всю силу зарядного тока, либо всю силу разрядного тока аккумулятора, куда бы он ни расходовался, за исключением расхода тока на приведение в действие стартера.Б. ФАЗЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯВ литературе указываются разноречивые данные относительно фаз распределения для двигателей ГАЗ-А и ГАЗ-АА. В действительности среднее значение моментов открытия и закрытия клапанов таково: Открытие всасывающего клапана Закрытие всасывающего, клапана Открытие Закрытие выпускного выпускного клапана клапана 51,5° до НМТ 4,5° после ВМТ7,5° до ВМТ48,5° после НМТИзменения заводской регулировки распределения рекомендовать ни в коем случае нельзя.Тт. НИКОЛЕНКО и В. ЛЕОНОВИЧУ—РОСТОВ-Д; М. ХАИРОВУ—С/Х ЯМЩИНСКИЙ 1. КЯК УСТРОЕНО И РЯБОТЯЕТ РЕЛЕ , УСТЯНОВЛЕННОЕ НЯ ДИНЯМОМЯШИНЯХ ТРЯКТОРОВ СТЗ И ХТЗ?IУ тракторных динамо нет реле. Взамен реле установлен регулятор напряжения, схема соединений которого показана на рисунке. Принцип действия регулятора такой же, как иу регулятора динамо Бош, ранее применявшихся на автомобилях АМО-3. С увеличением числа оборотов и напряжения динамо усиливается ток в обмотке регулятора. Сердечник регулятора сильнее намагничивается и притягивает верхнюю пластинку, благодаря чему размыкаются верхние контакты, и ток, проходящий через обмотки возбуждения, вынужден проходить на массу через добавочное сопротивление, что ослабляет возбуждение и выравнивает напряжение динамо. Если число оборотов увеличится еще больше и напряжение динамо будет иметь склонность к дальнейшему нарастанию, то пластинка будет притягиваться еще сильнее, и начнут замыкаться нижние контакты; этим обмотка возбуждения замыкается сама на себя (на короткое), т. е. выключается вовсе. Пластинка регулятора делает все время вибрирующие движения, размыкая верхние или замыкая нижние контакты и поддерживая напряжение динамо на одном уровне. Чтобы динамо в дневное время не было под напряжением, выключатель освещения, выключая лампы, замыкает якорь динамо на массу. Как видно на схеме, обмотка регулятора состоит из трех частей. Верхнее сопротивление из никелиновой ронвоолки является добавочным для ослабления-ГQSrtamtix petxarr.OiftaTKCr toii.шгашгStfjr со C7myaaxij TyairicfT^jтока. Нижнее сопротивление наматывается в противоположную сторону и помогает размагничиванию сердечника регулятора, обеспечивая своевременность размыкания контактов.