/f и/им$рю~иеЗРИТЕЛИ СТАНОВЯТСЯ «БОЛЕЛЬЩИКАМИ» П остязаниязакончились , судья-инфорu матор еще раз объявил имена победителей вразныхклассах мотоциклов, г онщики отвели свои машиныв палатки-«боксы», п остроенныев отдалении от ипподрома, а публика все еще не расходилась. Многочисленные зрители хотели еще разувидеть тех, кто доставил им радость своим спортивным мастерством, смелостью и упорством внапряженной борьбе. Несмотря на то, что между последним заездом и началом вручения призов прошло не менее 20—25 минут, которые понадобились судейской коллегии для подведения итогов, подавляющее большинство зрителей осталось на своих местах, став с этого дня настоящими «болельщиками» мотоциклетного спорта. Было это в Одессе, на ипподроме, где разыгрывалсяфиналтретьих мотоцикл етных гонок на переходящий кубок Центрального комитета ДОСААФ СССР. И хотя главным событием дняявились , разумеется, сами гонки, а героями дня — их победители, н ачать этот реп ортажхочетсяс того, к ак вели себя на ипподроме зрители . Описанный выше эпизод представляется нам исполненным особого и большого смысла. ПОРА ПОДУМАТЬ наиболее сильныеиопытныегонщики , вышедшие победителями зон. Даже самыелучшие из них могли бы, к ак максимум, продемонстрировать лишь свое личное искусство скоростного вождения мотоцикла. Но что стоит такое искусство, если оно проявляется вне захватывающе - о строй спортивной борьбы? И можно ли его проявить в полной мере, когда гонщик не встречает настоящего сопротивления, не чувствует опасного конкурента за спиной, не испытывает необходимости показать такж еи свое тактическое мастерство, способность мобилизовать все свое умение и волю длядостижения победы? Силы и опыт мотоциклистов, а также состояние иуровень мотоциклетной техники вразныхзонах настолько неравны, что если бы ив Одессе старт давался, к ак обычно (т. е. л ишь 3—4 гонщик амв одном заезде), то мы снова стали бы свидетелями обычной картины , повтор яющейся из года в год на ипподромных соревнованиях . А картина эта такова, что уже с первого круга выявляется лидер, который, к ак правило, и приходит кфинишупервым без особой борьбы. Зрителям же остается сомнительное удовольствие следить за тем, к акзакан ­ чивают дистанцию (порой в отрыве друг от друга на целый круг) остальные два или три участника гонки. Не так было в Одессе. Здесь в каждом заезде стартовало не .менее 8 — 9 гонщиков — м еравынужденнаяи продиктов анная просто большим количеством участникови необходимостью провести соревнованиявтечение одного дня. Но, может быть, в этом и состоял главный урок для организаторов подобных соревнований на будущее! Ведь именно выпуск такого большого количества участников на трассуи обусловил обос трение спортивной борьбы иинтереск тому, что происходит на ипподроме. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но большая «населенность» т рассы потребовала от гонщиков развивать гораздо ботьшие скорости, чем обычно, побуждая к тому же более энергично, иск усноиизобретательно бороться за победу. В результатекаждыйзаезд был наполнен настоящей спортивной борьбой. Во-вторых, судейская коллегия (главный судья Г. Черкасский) сумела добиться "должной «компактности» соревнований, обеспечив по возможности коротк иеперерывы между заездами . Пока давался старт одной группе участников . на запаснойдорожке уже готовили кстарту другую. И. наконец, не давали зрителямскучатьвперерывахи судьии нформаторы Л. Сандлер и В. Дворцов, х орошоиживо проведшие репортаж . Вот, собственно, и все, что отличало соревнования на одесском ипподроме от обычных соревнований подобного рода. Более того, в организацииэтих соревнований, с кажем прямо, было немало недостатков и ошибок. Так, здесь не удалось произвестипредварительный подбор примерноравных по силам участников для каждого заезда; ч то могло бы еще более повысить напряженность спортивной борьбы (правда, виною тому была дождливая погода, помешавшая провести контрольные прикидки). Плохо была поставлена «реклама» соревнований: в афишах , р азвешанных по городу, не были дажеупомянутызаслуженные мастера спорта, з аявленныекучастиюв гонках (что обычно очень привлекает зрителей), а кроме того, чуть ли не на тех жерекламныхтумбахи столбах можно было прочитать афишу , объявлявшую о проведении на ипподроме в тот же день (и в тот же час!)... р ысистыхиспытаний на приззакрытия сезона. Наконец имели место, к сожалению , и судейские ошибки. Таким образом, отнюдь не какие-либо особо благоприятствующие условия или «идеальная» о рганизация соревнований, о которых идет речь, предопределили их успех. Он сложился как естественный итог рядовых мероприятий, провести которые под силу на любых ипподромных соревнованиях. НАПРЯЖЕННАЯ БОРЬБА Как же развивались события на трассе? На наш взгляд, наиболее интересными были заезды на мотоциклах с рабочим объемом цилиндров двигателя до 350 смЗ. Уже во втором заезде зрители стали свидетелями острой и напряженной борьбы, з авязавшейся между мастером спорта Ю. Дудориным (Уфимский АМК) и Прошлогодним победителем ипподромных гонок перворазрядником Ш. Амерхановым, в ыступавшим от Новосибирского АМК. Этот поединок представлял собой тем больший интерес, что в прошлом году Дудорин остался на втором месте, уступив звание чемпиона Амерханову. Теперь, видимо стремясь взятьреванш , он сразуже со стартавырвалсявперед и, п реследуемый Амерхановым, з ахватил лидерство, в ыигрываяс каждым кругом по нескольку метров. На четвертом круге роли, однако, переменились, и теперьуже Амерханов, наращ ивая скорость, н ачалотыгрыватьууфимскогомастера на каждом круге по нескольку метров. К финишной прямой гонщики вышли почти вместе, но здесь Дудорин сумел выдержать «натиск» п ротивникаизакончилдистанцию первым. Время, п оказанное обоими главнымиконкурентами на первенствов этой группе, давало им обоим право на выход в финал, и зрителис нетерпением ожидали повторения борьбы между ними. Но уже в следующем заезде еще лучшеевремяпоказалижевский гонщик Леонид Шадрин (5 : 36,8), а вскоре, по результат амдругих заездов, в ыявились не менее опасныеконкуренты — Н. Чернов (Уфимс кий АМК), Р. Р ешетнике (Рижский АМК), Ю. Л ымкуси Э. Пиппер из Таллинского АМК, м астер спорта москвич В. Кузнецов и другие. Причем, к аждый из этих победителей завоевал право на участие в финале лишь в результате напряженной борьбы, изобиловавшей драматическими моментами. Так. м астер спорта В. Кузнецов лишь на четвертом круге сумел захватить лидерство. До этого вырвавшийся вперед мастер спорта А. Сапсай (Харьковский АМК) уверенно вел гонку, пока... не упал на вираже (заметим, кстати, что Сапсай, н есмотря на падение, продолжал борьбу и сумел, э ффектно обойдя на прямой пятигорского гонщика Н. Пащенко, з анятьвзаезде второе место). Можно себе представить, к акой интер есвызвалузрителейфинал гонок в этом классе, когда Дудорин, Амерханов и Шадрин, неоднократно захватывая лидерство, ш ливнапряженной борьбе почти рядом друг с другом все шесть кругов по ипподрому! Победителем был признан Леонид Шадрин, в ремя которого, п оказанное ранее, т аки не удалось перекрыть никому из гонщиков. Зато Ш. Амерханов сумел победить Ю. Дудор ина и, п оказаврезультат5 : 3 7 , з анял второе место. Третьим был Ю. Дудорин (5 : 38,2). З аезды на мотоциклахвклассе до 125 см3показали явное превосходство московского перворазрядника В. Силуянова, п оказавшеговремя6 : 30,2. Он выигралукиевлянина В. Сахнова (6 : 39) и представителя Ирбитского АМК О. Моденова (6 : 44), которые тоже попали вфинал , т аккаквдругихзаездах никто из победителей не «вышел» из 6 : 40. Имея врезерве более 10 секунд, Силуянов легко победил ив финальном заезде . который очень походил на первый, сДело в том, что зрители, к ак известно, не очень-то балуют своим вниманием мотоциклетный спорт. З ональные соревнования по ипподрому в целом ряде городов проходили в этом году при полупустыхтрибунах . А главное — д аже там, где они собирали немалое количество зрителей , последние отнюдь не всегда становилисьприверженцамии «болельщиками» этого вида спорта. Более пяти тысяч человек присутствовало, нап ример , на розыгрыше зонального перв енствав Ужгороде, причем команда именно этого города одержала победу и стала чемпионом зоны. Но сами соревнов ания были, по правде говоря, настолько не интересными , т ак мало было в них подлинно спортивной борьбы, что вряд ли можно ожидать на ужгородском ипподроме такогоже количества зрителей ив будущем году. Публика неизменно мстит зл скучное зрелище своим... отсутствием. Подобный же вывод можно сделать в отношении некоторых других городов. А вот в Одессе, мы уверены , на след ующие мотоциклетные гонки по ипподрому будет очень трудно достать билет! В памятизрителей гонки нынешнего года останутся, к ак одно из самых интересных спортивных зрелищ, не уступающих во многих отношенияхдажетаким популярным видам спорта, к ак футбол илегкая атлетика. Чем же- о бъяснить этот несколько неожиданный успех? В чем его секрет и почему именно одесский «климат» оказ ался столь благоприятным для гонок по ипподрому? — вот что, безусловно, интересует участников и, особенно, организаторов подобных соревнований. Ведь переходящий кубок ЦК ДОСААФ учрежден уже три года назад, з а это время было проведено около ста зональных соревнований итрифинала . Пора, следовательно. подвести некоторые итоги и проанализировать причины имевшихся успехов и неудач. «СЕКРЕТЫ» УСПЕХА Думается, главной причиной повышенного интересазрителейк гонкам в Одессе было отнюдь не только то, что здесь соревновались «избранные», т. е.13