15
16
Н. СТРАХОВ, председатель совета Центрального автомотоклуба СССРD первой половине октября в Париже " был открыт очередной, «44-й автомобильный салон» — выставка легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, двигателей внутреннего сгорания, гаражного оборудования, автомобильных материалов и деталей. В этот период мне довелось в составе советской делегации быть в Париже на очередном конгрессе ФИА, и я, разумеется, не упустил возможности посетить выставку, чтобы ознакомиться с представленными на ней экспонатами. Некоторыми впечатлениями от этого посещения хочется поделиться с читателями журнала «За рулем». В выставке принимало участие большое количество европейских и американских фирм, выпускающих автомобили, а также связанных с автомобильной промышленностью. Она имела ярко выраженный коммерческий характер; конкурировавшие между собой фирмы прилагали максимум усилий к расширению сбыта продукции, рекламируя на все лады автомобили «моделей 1958 года». Из социалистических стран в выставке приняли участие Чехословакия и ГДР. ХоУя все выставленные в салоне автомобили рекламировались как новые образцы, большинство из них по общей компоновке мало чем отличалось от автомобилей выпуска 1957 и даже 1956 годов. Некоторый прогресс достигнут в отношении удобства управления и комфорта для пассажиров. На легковых автомобилях, как правило, упрощено управление, установлены удобные сиденья, имеются хорошая вентиляция кузова и подогрев воздуха, увеличена вместимость багажника. Ряд машин имеет кузовы, выполненные из пластмассы. Фирмы, выпускающие грузовые автомобили, конкурируют между собой в части улучшения обзорности, облегчения управления, создания лучших условий для водителя. Автобусы, представленные на выставке, выделялись своим нарядным внешним видом, красивой отделкой; по комфорту для пассажиров они мало чем уступают первоклассным пассажирским самолетам. В конструкциях американских легковых автомобилей наметился отход от прежних огромных вульгарных фар, клыков, бамперов и т. п.. Оперение новых американских машин выглядит относительно скромнее и имеет теперь больше сходства с оперением европейских автомобилей. Французские и другие фирмы, выпускающие малолитражные автомобили, сохраняя, как правило, без изменений литраж и габариты двигателей, проявляют тенденцию к увеличению размеров кузовов. Делается это для того, чтобы малолитражные автомобили по внешнему виду меньше отличались от других, более дорогих машин. На некоторых открытых туристских и спортивных автомобилях вновь появились колеса со спицами, так называемые «тангентные», которые лет 25—30 назад устанавливались почти на всех легковых машинах. В центре внимания посетителей салона легковых автомобилей (выставочный павильон Гран-палас на Елисейских полях) был двухместный спортивный автомобиль «Золотая ракета» американской фирмы «Ольдсмобиль», окрашенный в бронзово-золотистый цвет. Вокруг стенда, на котором он демонстрировался, постоянно толпилось много людей. Автомобиль этот имеет восьмицилиндровый V-образный двигатель, развивающий мощность 275 л. с. при 4400 об/мин (степень сжатия 9,5:1), автоматическое сцепление, автоматическую коробку передач; по обеим сторонам рулевой колонки находятся всего две педали: слева — тормоз, справа — акселератор. Кузов автомобиля выполнен из пластической массы. Чтобы облегчить посадку пассажиров, в машине предусмотрено новое приспособление, обеспечивающее при открытии одной из дверей поднятие части крыши и приподнимание на несколько сантиметров сиденья, которое поворачивается вокруг своей оси, а затем занимает первоначальное положение. Большой популярностью пользовался сравнительно недорогой малолитражный автомобиль «Дофин» фирмы «Рено». Между прочим, с нынешнего года США начали покупать значительное количество этих автомобилей. Представители завода Рено объясняют это тем, что американцы считают более выгодным ввозить автомобили такого типа, чем выпускать их у себя. Сравнительная дешевиз-Вверху:общий вид одного из залов выставки.Внизу: спортивный автомобиль «Ситроен-2СВ» с кузовом из пластмассы.15 на их производства во Франции обусловлена прежде всего более низкой, нежели в США, заработной платой рабочих автомобильных заводов. Французские, итальянские, английские и другие фирмы выставили в большом количестве микролитражные автомобили. Большое внимание среди них привлек новый микролитражный автомобиль «Веспа-400». Автомобиль имеет двухтактный двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением (рабочий объем цилиндров 0,393 л). В автомобиле имеются сиденья для двух взрослых пассажиров и два детских места, которые можно также использовать и под багаж. Расход бензина составляет около 4,5 л на 100 км, что особенно важно для Франции, где цены на бензин за последнее время вновь значительно повысились.Микролитражный автомобиль «Веспа-400».ми, бортовыми кузовами. Преобладающее большинство грузовиков снабжено различным специальным оборудованием — кранами, самосвальными кузовами, уборочными агрегатами и т. п. — или имеет укороченную базу для использования в качестве тягачей. Относительно мало демонстрировалось прицепов. Зато полуприцепы самого разнообразного устройства и назначения были представлены весьма широко — грузоподъемностью от 0,5 до 40 т. Наиболее популярным экспонатом всей выставки был выпущенный фирмой «Берлие» 100-тонный трехосный автомобиль «Селис» (6X6) с дизелем мощностью 600 л. с. Для него сооружен специальный павильон, где рекламировалась, с использованием различных световых эффектов, продукция этой фирмы, в том числе 40-тонные и 60-тонныв грузовики. Стотонный автомобиль подавляет прежде всего своими размерами: высота его от земли до верха кабины — 4,4 м, ширина по наружному краю колес — тоже 4,4 м. Только лишь расстояние от земли до крыльев превышает 2 м. Двигатель весит 2,5 т. Правда, при проверке оказалось, что реклама фирмы не соответствует действительности —• автомобиль смог буксировать полуприцеп весом до 80 тонн, а на его платформу можно было погрузить всего 50 тонн. Фирма «Берлие» демонстрировала, помимо того, разнообразный ассортимент двух- и трехосных автомобилей нормальной и повышенной проходимости с обычной и укороченной базой. Среди них были специальные автомобили «Сахара», предназначенные для работы в условиях жаркого климата ив пустынях, а также автобусы, построенные на их базе. В частности, представляет интерес автобус с раздвижными боковыми стенками, у которого с помощью гидравлического устройства можно примерно вдвое увеличить площадь кузова и благодаря этому развернуть мастерскую или другое предприятие на колесах. На выставке экспонировался аналогичный раздвижной кузов на полуприцепе с гидравлическим устройством от компрессора. Выполненный по заказу канадской армии и окрашенный в защитный цвет, он хотя и рекламировался как туристская квартира, но предназначается, видимо, под военный штаб или походную мастерскую. Многие фирмы, например «Рено», «Ситроен», «Симка», «Магирус-Дейтц»,«Золотая ракета» на стенде.В салоне легковых автомобилей экспонировались самые разнообразные легкие прицепы, в том числе предназначенные для обслуживания туристов во время путешествий. Некоторые из них представляют собой, по существу, небольшие дачные домики на колесах. Такие домики-дачи, имеющие максимально возможные удобства и разнообразные поэтические названия, пользовались особым вниманием посетителей выставки. Однако цена их, часто более высокая, чем цена малолитражного автомобиля, быстро охлаждала пыл многих покупателей. Грузовые, различные специальные автомобили, тягачи, автобусы, прицепы и полуприцепы демонстрировались на большой территории в выставочных залах и павильонах парка Порт-Версаль. Большинство грузовых автомобилей имеет дизельные двигатели. Значительное количество таких дизелей (фирм «Магирус-Дейтц», «Панар» и др.) выполнено с воздушным охлаждением. В то же время многие фирмы, в частности «Берлие», «Мерседес-Бенц», «Хеншель», «Ганомаг», продолжают выпускать двигатели с водяным охлаждением. У большей части автомобилей ярко выражена тенденция к повышению их удельных мощностей. Двигатели оппозитного типа распространения не получили. Среди новых образцов имеются двигатели с горизонтальным расположением цилиндров. На автобусах двигатели чаще всего расположены под кузовом с левой стороны, примерно посередине шасси. На выставке было сравнительно немного грузовых автомобилей с обычны-«Дофин» Рено, модель 1958 г.16