положить все агрегаты, механизмы и приборы на мотороллере, а также сделень более удобной посадку водителя. Как же устроена ходовая часть мотороллера «Тула»? Основные ее части — рама, передняя вилка, задняя подвеска и колеса. На раме (рис. 1) монтируются двигатель, передняя вилка, топливный бак, задняя подвеска и кузов с седлом. Рама сваривается из труб.мотороллера в сравнен»' О дной из главных отличительных особенностейчасти. Она позволяет лучше тоциклом является конструкция его ходовойНОВАЯ МОТОКОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВмотоциклетный завод переходит на выпуск новой четырехколесной мотоколяски для инвалидов вместо прежней трехколесной, выпускавшейся в течение многих лет. Новая мотоколяска, разработанная по проекту НАМИ, имеет двухместный металлический кузов с тентом. Дверные проемы увеличены по сравнению с изготовлявшейся ранее коляской СЗЛ, на металлических дверях установлены откидные застекленные боковинки, в передней части кузова расположен вместительный багажник с запирающейся крышкой. Значительно улучшена фиксация тента. Расположенный сзади силовой агрегат создан на базе двигателя Ижевского завода с рабочим объемом 350 см'). Он снабжен вентилятором для воздушнопринудительного охлаждения. Подвеска всех колес — независимая [задние — на витых пружинах, передние — на поперечных торсионах]. Рулевое управление — реечного типа со штурвалом, имеющим форму полукольца. Органы управления переработаны применительно к требованиям инвалидов. Управление дроссельной заслонкой карбюратора осуществляется с помощью двух полуколец, расположенных на рулевой колонке под штурвалом. Справа от водителя находятся рычаги тормоза и коробки перемены передач. Оба этих рычага имеют одновременный привод на сцепление: Таким образом, водитель имеет возможность, действуя правой рукой, затормаживать машину и одновременно выключать сцепление. Таким же образом (одним рычагом) можно переключать передачи. Кроме того, справа от водителя находится рукоятка включения заднего хода. Механизм включения заднего хода расположен не в коробке перемены передач, а в заднем мосту. Для того чтобы включить задний ход, водитель должен поставить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение, перевести рукоятку заднего хода включить первую передачу. Тормоз действует на задние колеса. Привод колесных тормозов — механический. Шины — низкого давления, имеют размер 5.00—10. В отличие от прежних моделей, новая мотоколяска оборудована полным комплектом электроосветительных и сигнальных приборов автомобильного типа — двумя фарами, подфарниками, габаритными фонарями, указателями поворотов, стеклоочистителем и т. д.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ МОТОРОЛЛЕРА „Т УЛ А"А. ЛОТОЦКИЙ, главный конструктор Тульского машиностроительного заводаРис. 1. Рама.Основной несущий элемент рамы — центральная «хребтовая» труба (1). К ее передней части приварена рулевая колонка (2), а к задней — части рамы, служащие для крепления силового агрегата (3), задней подвески (4) и седла. Крепление кузовных деталей к раме осуществляется болтами, это дает возможность обеспечить хороший доступ к агрегатам. Передняя вилка (рис. 2) — рычажного типа, состоит из пера вилки (1), рыЧЙЖНОЙ рамки (2), двух пружин (3) и одного гидравлического амортизатора (4). Как видно из рисунка, перо вилки устанавливается в рулевой колонке на двух упорных шариковых подшипниках. Их внутренние обоймы запрессовываются на втулках стержня пера, а внешние — в рулевую колонку рамы. Рычажная рамка средними частями рычагов шарнирно прикреплена к нижним концам пера вилки. В передней ее части сделаны прорези, в которые заходит ось переднего колеса. Пружины своими верхними концами прикреплены к перьям вилки, а нижними — к задней части рычажной рамки. Они работают на растяжение;Рис. 3. Заднее колесо. Рис. 2. Передняя вилка. Гидравлический амортизатор передней вилки мотороллера «Тула» оригинален по устройству. Амортизаторы, устанавливаемые на мотоциклах, обычно представляют собой "комбинацию пружинного и гидравлического гасителя колебаний. В переднем амортизаторе мотороллера «Тула» пружины выполнены отдельно от гидравлического гасителя колебаний. Кроме того, к перьям вилки прикреплены резиновые буфера, ограничивающие максимальные колебания ее рычагов. В стержне пера вилки установлен рулевой амортизатор (демпфер). Он служит для уменьшения боковых колебаний руля, возникающих от неровностей дороги. Задняя подвеска — маятникового типа. Она состоит из вилки и двух пружинно-гидравлических амортизаторов. Устройство задней вилки видно из рис. 1. Пружинно-гидравлический амортизатор задней подвески по устройству аналогичен амортизаторам мотоциклов ИЖ-56. Колеса мотороллера «Тула» (рис. 3) имеют два сборных диска (1), прикрепленных четырьмя болтами (2) к ступице колеса (3). При смене шины достаточно отвернуть эти болты. Половинки диска разъединяются, и шина легко снимается. Диски переднего, и заднего колес взаимозаменяемые. Ступица переднего колеса смонтирована на двух, а заднего — на трех шарикоподшипниках, защищенных от пыли сальниками.11