ИСТОРИЯ ОДНОЙ РАСПИСКИ «Я, водитель сержант Бобрусоз Николай, даю настоящую расписку в том, что пошел добровольно разминирозать трофейный склад мин, снарядоз и других взрывоопасных предметоз. Я знаю,- что это опасно для моей жизни. Я рискую своей жизнью, чтобы с честью выполнить свой долг перед Родиной, долг воина Советской Армии. В чем и расписызаюсь...» Такие точно или похожие расписки дали все доброзольцы, которых из многих желающих отобрал майор Александр Еремин — известный в Калининграде мастер разминирования. ...Все началось так, как уже дазно было заведено в Калининграде. Тот, кто находит мину, снаряд, гранату, сообщает об этом з домоупразление, з милицию, в штаб МПВО. И большинстзо этих донесений попадает к майору Еремину. Так случилось и теперь. С утра пришло сообщение: на улице Маяковского вместе с обломками кирпича нож бульдозера зызернул мину. Прошло совсем немного времени, когда к месту происшествия приехал майор Еремин со своими саперами. Они начали работать в полдень, а к вечеру уже было обнаружено и раскопано около трехсот немецких минометных мин. Опытный сапер знает устройство боеприпасов, изучает артиллерийские снаряды и взрыватели, празила обращения с ними. Но теперь эти знания могли оказаться бесполезными: между разбросанными по местам боез взрывоопасными предметами и саперами стояло еще время. Резкие температурные колебания и осадки прошедших лет вызвали химические и физические изменения, сделали эти мины, снаряды, бомбы снова неизвестными, козарными. Ведь инойраз достаточно просто слегка дотронуться до измятой и поржззленной мины, чтобы она взорзалась. Вначале саперы еще думали, что напали на обычные, брошенные гитлерозцами боеприпасы. Но утром, когда, раскапывая и разбирая сгнизшие ящики с минами, саперы все глубже и глубже уходили вниз, в развалины стоявшего тут когда-то завода, стало ясно, что в одном из подзалоз фашисты оставили подземный склад. Положение еще больше усложнилось, когда ефрейтор Адыл Мамбетоз зззолнозанно доложил: — Тозарищ майор! Тут прозода... Останозиз работы, офицер сам. стал исследовать сеть. Один конец проводки привел к стандартному тротилозому заряду с электродетокатором. Склад был заминирован. Но почему же не последовал взрыв? Метр за метром раскапывает майор прозод. Вот и часозой механизм. К счастью, он придавлен обвалившимся кирпичом и деформирован. На следующий день, кроме мин, саперы обнаружили снаряды, авиабомбы, фауст-патро«ы, противотанковые гранаты. Все боеприпасы были полностью снаряжены, на мины даже были надеты дополнительные заряды, что делается перед самой стрельбой, а з ручные гранаты вставлены капсюли-детонаторы. Еще накануне, найдя часозой замыкатель, майор Еремин насторожился. Теперь его догадки подтвердились: склад был не обычный. Боеприпасы никогда не хранятся в ящиках полностью снаряженными. Разнородность боеприпасов гозорила о том, что фашисты езезли сюда все, что у них было под руками для увеличения взрызной мощности. И тогда стало ясно: саперы обнаружили подземный арсенал, который отступавшие фашисты подготовили для взрыза в тот момент, когда советские войска уже войдут в город и расположатся в нем. Что делать? Разобрать такой гигантский склад силами нескольких саперов было, конечно, немыслимо. Да и чтоеще ждет там, внизу, какие сюрпризы оставили убегазшие гитлеровцы? В Калининград прилетели специалисты из Москвы. В областном комитете партии состоялось совещание руководителей и специалистов. Инженеры и пиротехники пришли к выводу, что боеприпасы в подземном складе находятся, как говорят саперы, в неприкасаемом состоянии, перевозить их нельзя. Обследуя склад, специалисты обнаружили в одном из отсеков следы небольшого взрыва. Он не распространился по ка-КОНЕЦкой-то причине на весь склад, но разбросал большое количество минометных мин. От удара они встали на боевой взвод, и теперь малейший толчок мог вызвать взрыв и детонацию всех боеприпасов. Собравшиеся в кабинете секретаря обкома с тревогой смотрели на карту города. Вблизи улицы Маякозского, где был обнаружен склад, находится вокзал, товарная станция, мореходное училище, школа, жилые дома. Взрызная волна принесла бы разрушения в радиусе до двух километров, пострадало бы около ста сорока зданий. Взрыв разрушит водопровод, канализацию, связь. Вначале было решено: подготовить взрыв склада по частям, отгородив место взрыва земляным валом. Мешками с песком разделили боеприпасы в отсеках, склад был покрыт дерезянным срубом. Все это значительно уменьшило бы силу взрывоз, сделав их относительно безопасными для близлежащих домоз. Но удастся ли подорзать склад по частям? Ведь от первого же взрыва могут сдетонировать все боеприпасы. А сколько снарядоз, мин, гранат будет разбросано во все стороны? Нет, так рисковать нельзя. Надо склад разбирать. Но как это сделать — ведь никто не мог приказать кому-либо вывозить боеприпасы, объявленные неприкасаемыми. И тогда поднялся майор Еремин: — Я берусь вывезти боеприпасы, — сказал он просто. — Уверен — помощники найдутся... В подразделении он рассказал солдатам о трагическом положении, сложившемся в городе, о страшной опасности предстоящей работы. — Кто пойдет со мной? — спросил он. Руки подняли все. Но из самых хороших Еремин отобрал лучших. Вот тогда все саперы и водители, в том числе Николай Бобрусов, написали свои расписки. СИРЕНА НА УЛИЦАХ Сколько было прочитано книг о подвигах, сколько прослушано бесед, просмотрено фильмов! Но все это было где-то далеко. Этих людей не довелось увидеть в жизни, нельзя было расспросить, что испытывали они, идя на подвиг. Да и что такое подвиг? Вот сегодня надо спускаться в склад, где каждое неосторожное движение грозит смертью. Говорят: подвиг — это исполненный долг, святая обязанность солдата, человека, гражданина. Город должен быть спасен. И саперы один за>~ШКОЛЬНАЯМОЛОДЕЖЬ ИЗУЧАЕТ АВТОМОБИЛЬ~^~«акон «Об укреплении связи школы с жизнью ио дальнейшем развитии системы народного образования в стране» встречен всеобщим одобрением трудящимися Кабардино-Балкарской автономной республики. В органах народного образования, среди учителей, в первичных организациях ДОСААФ школ — повсюду отмечается горячее стремление улучшить дело подготовки, школьной молодежи к общественно-полезному труду.ЗНедавно Совет Министров республики принял решение, обязывающее Министерство просвещения организовать политехническое обучение таким образом, чтобы выпускники средних школ умели водить автомобиль или мотоникл. В связи с этим решением в Нальчик; проведен республиканский семинар преподавателей физики и машиноведения, на котором работниками автомотоклуба ДОСААФ был прочитан полный курс теории автомобиля. Участники семинара изучали также правила уличного движения. Городской отдел народного образования совместно с клубом открыл для преподавателей средних школ курсы усовершенствования. Овладевают авто.те-лом и методисты отделов народного образования. Директора школ — частые гости республиканского автомотоклуба.. Здесь! они изучают опыт организации учебного ] процесса, получают консультации. В Нальчикской средней школе № 21 (директор т. Макоев) уже состоялся : первый выпуск учащихся, овладевших I автоделом. Все они с отличной оценкой сдали экзамены в ГАИ и получили удостоверения шофера третьего класса. Большая заслуга в этом принадлежит преподавателю физики т. Баскаеву и мастеру производственного обучения т. Подобрееву. Все шире развертывается эта работа ив сельских районах республики. Многие десятиклассники Тернаускрй школы № 1 изучают автомобиль. Большая группа выпускников Баксанской десятилетки одновременно с аттестатом зрелости получит и удостверения шофера. Юношей с аттестатами зрелости можно сейчас встретить за рулем 'автомобиля на многих промышленных стройках. в колхозах. Все они трудятся на благо Родины. Профессия шофера становится одной из самых любимых у молодежи. П. ПЕТРОВ.