а воротами гаража открывался мир, полный соблазнов и опасностей. Главным соблазном была скорость, главной опасностью — милиционер, стоявший почти сразу за поворотом Камской улицы. Он уже не раз подозрительно поглядывал на паренька, который в последнее время все чаще проносился по Камской на самых различных мотоциклах, явно не имея водительских прав: завидев милицейскую фуражку, он круто поворачивал обратно ис еще большей прытью возвращался поскорей к себе в гараж. Хотя Камская улица (та, что близ Смоленского кладбища) является, вероятно, одной из самых глухих и тихих улочек Ленинграда, сердце у Саши Васина замирало от страха и волнения каждый раз, когда он выводил на «прогулку» очередной мотоцикл. Дело даже не в том, что не было прав, —• еще больше, чем встречи с милиционером боялся он встречи с владельцем машины, который, разумеется, не подозревал, что первое ее «испытание» после ремонта проводит 13-летний курчавый мальчик, работающий в мастерских учеником слесаря. Вот почему Саша так стремительно, с такой поистине рискованной скоростью мчался обратно а гараж, едва завидев какую-либо «опасность» на горизонте.ЗОчерк Ю. КЛЕМАНОВА Будущий «биограф» нынешнего чемпиона СССР, мастера спорта Александра Васина не преминет, вероятно, воспользоваться этой подробностью, чтобы отметить с улыбкой сложившееся еще в детстве стремление Васина к скоростной езде и даже накопленный в тот период «опыт» мотоциклетных линейных (правда, вынужденных) гонок. Что ж, в таком предположении был бы некоторый резон. Более того, можно сказать, что у Васина жизнь, действительно, сложилась с самого детства так, будто кем-то «свыше» было задумано сделать его хорошим мотоспортсменом. Отец, шофер ленинградского такси, охотно «баловался» по выходным на мотоцикле и пробудил в сыне с юных лет интерес и вкус к автомототехнике. Когда 13-летний Саша поступил учеником на работу в мотороремонтные мастерские, судьба подарила ему в качестве прямого начальника и наставника никого иного, как... бывшего рекордсмена СССР по скоростной езде на автомобиле, известного гонщика Г. М. Клещева. И наконец работа в той же мастерской свела его со многими зрелыми мотогонщиками, мастерами спорта, в том числе с Сергеем Сергеевым, которому в дальнейшем суждено было стать его многолетним тренером. Даже и дружил Саша Васин главным образом с мальчиками, которые тяготели к мотоциклу ик мотоспорту, а кумиром его (и самым лучшим другом!) был некий Сережа Петкевич, сумевший в шестнадцатилетнем возрасте получить третий спортивный разряд. Следует ли удивляться, что едва достигнув восемнадцати летнего возраста, Васин быстро, в течение чуть ли не одного спортивного сезона (1953 года), получил последовательно третий, второй и первый спортивные разряды, приблизившись к выполнению нормы мастера спорта? И все же отнюдь не все эти «особо благоприятствующие» обстоятельства сделали Александра Васина отличным спортсменом, чемпионом страны. Есть одна сторона в его жизни, которая больше, чем что-либо другое, определяет его подлинное спортивное «кредо», те его личные качества, которые позволили добиться столь выдающихся спортивных успехов. Однажды на мотокроссе, это было з Ереване на первенстве СССР 1958 года, я слышал разговор двух болельщиков, следивших за ожесточенной борьбой группы спортсменов на очень трудном заболоченном участке:— Тут только этот выиграет, — уверенно сказал один и указал на гонщика, шедшего под номером 70. — Почему ты думаешь? — ревниво спросил другой. — А у него звезда на шлеме, — ответил первый и добавил многозначительно: — Советская Армия. Под номером 70 в ереванском кроссе шел Александр Васин.*Когда Васина призвали в армию (это было в 1954 году), он, несмотря на молодость, был уже довольно известным в Ленинграде спортсменом. В розыгрыше личного первенства СССР по кроссу Васин занял высокое пятое место, а среди спортсменов своего клуба «Спартак» считался одним из первых. В розыгрыше всесоюзного первенстза ДСО «Спартак» Александр Васин вышел на второе место. Естественно, что, получив направление в мотоциклетную роту, новобранец лишь ухмыльнулся не без самодовольства: уж что-что, а мотоциклы он знает с детства, ездить умеет получше других. Действительно, спортивная подготовка играла немалую роль в овладении военной специальностью мотоциклиста-разведчика. Хороший «кроссист», Васин быстро освоил основные приемы, выполнял упражнения быстро и четко. Командир роты (скажем по секрету, страстный болельщик мотоциклетного спорта) неизменно похваливал его; молодой солдат принимал это как должное.R П ерзый армейский урокбудущийчем ­ пион Вооруженных Сил получил в зиде... трех нарядов вне очереди . Собственно, дело было даже не зо взыскании, а з том смешанном чузстзе стыда и ответственности, к оторое он испытал, не сумев вывести мотоцикл по сигналу тревоги а установленный нормамисрок . Тревога была учебная, а причина неисправности мотоцикла пустячная — на учениях акарбюратор попала вода, в результате чего ночью примерзли поплавки, — но Васин сужасом подумал отом , что было бы, если бы тревога была настоящей. Еще по сей день он не может забыть то острейшее чузство стыда, когда, зызедя забастовавший мо ­ тоцикл из бокса, на глазах застызхейз молчании, построенной по трезоге роты, он дрожащимголосом попросил разр ешения встать в строй... Нет, больше онуже никогда не будет так, «по-граждански», без осмотра стазить мотоцикл после поездкизбокс ! Техника — это для мотоциклиста порох, а его, как известно, надо держать сухим. Так пришло то перзоеи основное, что свойственно сейчас Васину как од ­ ному из лучших армейских спортсме ­ нов, — повышенное чузство ответственности. Д ругоеважное качество появилось после тяжелого урока. Это было в 1956 году. Ш елрозыгрыш первенства Советской Армии по мотоциклетному кроссу. Васин принял вместе со всеми старт, х орошопрошелпервыйкруг , и вдруг... заглох двигатель. Со всей энер ­ гией нажимал спортсмен на кик-стартер, пытался другими способами завести двигатель — ничего не помогало . В течение нескольких минут Васин бук ­ вально выбился из сил — так ему, по крайней мере , казалось, — с овсембы ­ ло уже опустил руки и, лишь падая визнеможении на руль, еще раз, из по ­ следних сил, нажал на стартер. Машина завелась! Тогда-то выяснилось, что сил ещемного , настолько много , что их хватило обойти всех соперникови завоевать первое место. Наградой было впервые полученное звание чемпиона Советской армии , но еще более цен ­ н ым было открытие, сделанное на трассе: н икогда нельзя сдаваться, отступать перед трудностями, поднимать (в дан ­ н ом случае — опускать) перед ними рук и . В спорте, как вбою , надо сражаться до последнего вздоха! Так впроцессеармейской закалки и занятий спортом постепенно вырабатывались идругие типичные качества армейского спортсмена, к оторые сейчас, характеризуя своего питомца, перечисляет его тренер, старший лейтенант С. М . С ергеев : дисциплинированность, собранность, т рудолюбиевподготовке материальной части, знание техники. Занятия спортомпомогли ему стать отличн икомбоевойи политической подготов ­ к и . А армейское воспитание в свою очередь сыграло важнейшую роль в его становлении как спортсмена.пехов. Первое место втрадиционном матче городоввЛенинграде ; в ыигрыш перзенства Советской Армии как по шоссейно-кольцезой гонке, так и по кольцу; наконец «золотой дубль», принесший однозременно звание чемпио ­ на СССР по кроссуи по кольцу. И все же глазные победы были одер ­ ж аныАлександром Васиным отнюдь не впрошлом году. За эти победы, правда, не присуждались звания и медали, о них ничего не сообщалось в печати. Знали о них лишь несколько челозек — члены армейскойкомандыи ее тренер. Нас тоящуюже цену им знал лишь сам Васин, п отому что восновном это были так называемые « п обеды над собой». ...К соревнованиям на перзенстзо СССР покроссув 1956 году Васин под ­ готовился очень хорошо . Он находился в отличной форме , м отоцикл был надежный, а тренер исполнен уверенности, что его питомец, вышедший в 1955 году на второе место впергенстзе СССР По кроссу, станет теперь-то обязательно чемпионом страны. Этого не случилось. Хотя Васин и «оторзался», действительно, от своих ближайших конкурентов , Григорьева иКудинога , на целых 5ми ­ нут, у него не хватило еще тактического мастерства, и он, «зарезав» двигатель, был вынужден остановиться... на последнем круге , в 3 километрах от финиша. Что ж , бывает... Убедившись, что на машине ехать больше нельзя, Васин уже было хотел сойти с дистанции, когда услышал: — Не везет армейцамсегодня ! — г о ­ ворил один болельщик другому . — Из шести двое у них уже сошли, теперь еще и этот. А ведь зачет-то по четырем... Д о Васина не сразу дошел смысл этих слов, но когда понял — ужаснулся. Неу жели из-за него, из-за его легкомыс ­ лия пострадает вся команда?.. Решение было принято немедленно ибеспово ­ р отно : идти к финишу пешком , толкая перед собой машину. Неимоверных усилий стоило это не сильному физически, малорослому спортсмену; п орой 125-кубозый мотоцикл казался тяжелее сверхмощного паровоза, но наградой за все была отм ашка судьи на линии старта-финиша: придя двадцать восьмым, Васин обеспечил не только зачет, но ипризовоеме ­ сто своей команде . — Ну ужвбудущемгоду быть тебе чемпионом обязательно! — п ророчили благодарные товарищи. — По справедливости, во-первых, да и по мастерству... Случилось, однако, так, что всамом начале спортивного сезона 1957 года Васин попал в аварию. Во время тренирозкивЮкках он налетел на выскочившим из-за поворота грузовой автомобиль. Из-за травмы Васин не мог продолжать тренировкииз результате не попал ни на международные соревнования з Ригу, ни на первенство СССР по кольцу в Таллин. К томуже на первенстве Ленингра ­ да по кроссу, не успев полностью поправиться после первой травмы, Васин вновь сломал ^ о гУ буквально за два кру ­ га до финиша! ( С кажем попутно, что к этому времени армейская закалка была уже такова, что спортсмен, п реодоле ­ вая сильную боль, сумел все же пройти оставшиеся два круга и завоезать звание чемпиона города). I)М ожно понять, с какимупорством он готозился кмотоциклетномукроссу на перзенстзо СССР и какие надежды связывал с этим единственным всесоюзнымсорезнозанием , з котором ему дозелссь тогда участвовать. И вот Васин на старте в Вильнюсе. Забегая вперед, с кажем , что зазоевал он там скромное 6-е место, не получиз никаких наград и регалий. Но думается, что и сам Васин, и его тренер никогда не обменяют вкуса этой скромной победы на самый пленительный звон и блеск самых крупных чемпионских ме ­ далей. Потому что именно тогда, п одой ­ дя к финишу мотоциклетного кросса на первенство СССР 1957 года отнюдь не первым , Васин впервые испытал чувство настоящего спортивного свершения, подлинно заслуженнойпобеды . Д ело было гак. Задержавшись на старте, Васин пропустил вперед почти всех 80 участникоз соревнований. Естественно, что уже на первых кругах он шглс очень большой скоростью ( о бо ­ шел одного за другим свыше семидесяти соперникоз ) , у же приближался кгруппе лидеров, как здруг, не рассчитаз одного маневра, с маху попал вглубокоеболо ­ то. Он выбросил из трясины мотоцикл (откуда сила взялась!) и энергично устремился к трассе, но не сумел сделать и шага: перенесенная недавно травма ноги предательски дала себя знать в самый критический момент. Семнадцать минут потребсзалось спортсмену только на то, чтобы, п ревозмогаястрашную боль, выбраться из болота и поднять мотоцикл . Казалось бы, ни окакомпродолжении соревнований не могло быть иречи : и время упущено , и сил больше нет. Но ведь соревнования были лично ^ к оманд ные! Васин знал, что на него руководи ­ тель команды возлагал большие надеж ­ ды. И тогда будущийчемпион СССР устремился вперед. И змученный болью, почти обессилевший, потерявший семнадцать минут, он сумел все-таки (вновь!) обойти несколько десяткоз спортсменов и, перейдя с 56-го места на 6-е, обеспечить победу своей команде . Это шестое место было не только равноценно иномупервому . Д ля Васина оно было чрезвычайно важно еще и тем, что условия борьбы (необычно глуб окое болото, травма ног, п охожая на «ранение», необходимость выполнить «задание», не считаясь с собой) м ногим напоминали ему зданном случае условия военные и особенно импонировали, к акармейскому спортсмену. О н вспомнил, к акв 1952 году, участвуя впервые в классификационном зимнем кроссе ДОСААФ , сошел с дистанции просто потому, что «устал», а на первенстве «Спартака» в том же году умудрился «залиться» в довольно мелкомброде , — и удозлетзоренно улыбнулся. Д а , теперь, п ридяк финишу мотоциклетного кросса на перзенстзо СССР 1957 года шестым , Васин имел полное празо сказать о себе сгордостью : — Хоть ипроиграл , но теперь я, пожалуй, настоящий армейский спортсмен. Правда, он этого не сказал, а лишь молчализо согласился стренером , дазш им такую оценку его « п оражению » . Но именно сквозь призму этого пораженияможно понять истинные причины многих настоящих и будущих побед сержанта Александра Васина.М ногие любители и ценители мотоцик ­ летного спорта считают, что 1958 год был для Васина годомего наиболее крупных и важных побед. Действительно, п рошедший спортивный сезон ознаменозался для сержанта Васина целым каскадом блестящих ус2. «За рулем» № 2.