JE ЮО-летию со яжя рождении А.. С. ПоповаЭПОХА В НАУКЕудивительных С реди наиболее века одно из достижений нашего самых почетных мест занимает радио, изобретенное нашим соотечественником Александром Степановичем Поповым. В марте этого года в нашей стране будет широко отмечаться 100-летие со дня рождения А. С. Попова, открывшего новую эпоху в истории отечественной и мировой науки и техники. Темпы развития радио не имеют себе равных в истории науки и техники. За исторически очень короткий срок — немногим более полувека — радио, вначале лишь новый вид связи, превратилось в многоотраслевую прикладную науку — радиоэлектронику. Трудно назвать такую отрасль науки и техники, где бы сейчас не использовалась радиоэлектроника. Цветное телевидение и полупроводниковые приборы, радиолокация и электронно-вычислительные машины — такова радиоэлектроника наших дней. Мы живем в эпоху, когда вековые мечты человека обрели реальность. Уже сейчас существуют не только отдельные автоматические линии, но и целые заводы, где продукция выпускается машинами без участия человека, без прикосновения его рук. Автоматическое уп-ТРАДИЦИОННЫЙ ЗИМНИЙ КРОССдекабре 1958 года Центральный московский автомотоклуб ДОСААФ совместно с городским комитетом физкультуры и спорта провел традиционный мотоциклетный кросс имени В. П. Чкалова. Трасса соревнований проходила по замкнутому кольцу на льду у речного вокзала в Химках. Дистанция для мужчин составляла 42 километра (6 кругов), для юношей и женщин — 21 км (3 круга). • семнадцатый раз на борьбу за В главный приз, посвященный памяти знаменитого советского летчика, вышли девять команд: ЦСК МО, Центрального московского автомотоклуба и досаафовцев области, ДСО «Буревестник», «Трудовые резервы» и другие. Разыгрывались переходящие призы по классам мотоциклов, а также по группам юношей и женщин. Каждая команда состояла из трех команд гонщиков, выступавших в различных классах. Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия (пятнадцатиградусный мороз и сильный ветер), гонщики вели упорную спортивную борьбу. Первыми определились победители в классе 350 см-т. Это была команда ЦСК МО в составе В Пылаева, Н. Севостьянова, Н. Соколова и Б. Иванова. Второю победу одержали гонщики того же клуба С. Кудимов, А. Дронов, А. Олейников и А. Савельев на мотоВциклах 125 см-ч. Но окончательный исход борьбы зависел от третьей команды клуба — в классе свыше 500 см 3с колясками. На одной из машин этой команды — у А. Лиханова и А. Карасева (колясочник) после второго круга отказал мотор. Но команда не отказалась от борьбы за главный приз. Она дружно помогала товарищам двигаться вперед, толкая и буксируя их мотоцикл. Зрители с волнением следили за неравной борьбой на трассе. В трудных условиях гонщики сумели закончить таким образом дистанцию и принесли своей команде решающие два очка. В результате команда ЦСК МО явилась победителем мотокросса и обладателем трех призов (главного ив классе 350 и 125 смЗ), На второе место вышла первая команда ДОСААФ Московской области. В классе 175 смЗ ив группе юношей переходящий приз выиграли команды ДСО «Трудовые резервы». Среди женщин призерами стали досаафовки Московской области Г. Коновалова и Р. Ивонина, а в классе свыше 500 смЗ с колясками —- команда Центрального московского автомотоклуба. Судейская коллегия подвела итоги соревнований на месте, и главный судья О. Э. Чкалова вручила переходящие призы победителям. О. СИВИЦКАЯ, зам. главного судьи, судья республиканской категории.равление станками здесь осуществляет «электронный мозг» — вычислительная машина, в которой используются принципы радиоэлектроники. Одна такая машина может одновременно следить за работой нескольких десятков металлообрабатывающих станков. При этом она сама учитывает технические возможности каждого станка, управляет последовательностью замены режущего инструмента, скоростью подачи, скоростью вращения, следит за качеством продукции и т. д. Все большее значение получают электронно-вычислительные машины для управления уличным движением. Сейчас почти во всех крупных городах действуют светофоры с автоматическим управлением и целые системы приборов, увеличивающих пропускную способность улиц и магистралей, повышающих безопасность движения. Мы так привыкли ко многим радиоэлектронным приборам, которые окружают нас, что зачастую не представляем себе жизнь без них. Сейчас, например, не встретишь легкового автомобиля без радио. Стремясь создать еще больший комфорт, конструкторы устанавливают в автомобиле не только радиоприемник, но и проигрыватели патефонных пластинок, магнитофоны, телевизоры и даже телефон (вернее «радиотелефон»). Все большее распространение получает диспетчерская радиосвязь. Установленные на автомобилях небольшие радиостанции позволяют наиболее оперативно руководить работой транспорта. Такие рации получили большое распространение в службе такси, «скорой помощи», пожарной охраны, милиции. Различные радиолокационные приборы, как известно, широко используются в авиации и на флоте и, казалось бы, трудно им найти применение в автомобильном транспорте. Но опыт показал, что, использу* принцип радиолокации, можно создать приборы, быстро ис большой точностью определяющие скорость движения автомобиля. Такой прибор находит применение в борьбе с любителями быстрой езды, нарушителями правил уличного движения. Развитие радиоэлектроники продвинуло вперед и смежные, прилегающие к ней отрасли техники и, в первую очередь, технику использования инфракрасных лучей. Широкое применение нашли в настоящее время разнообразные электронные приборы и при всевозможных научных исследованиях, ведущихся в различных отраслях машиностроения, в том числе и моторостроения. Небольшой прибор, типа переносного осциллографа, позволяет быстро и безошибочно определить характер неисправности работающего двигателя. Всем сказанным далеко не исчерпываются примеры различного применения радиоэлектроники в области автомобилестроения и транспорта. Те разительные успехи, которые сделала радиоэлектроника за последние годы буквально на наших глазах, убеждают нас в том, что мы станем свидетелями еще больших ее успехов в различных областях науки и техники. Новая отрасль науки, порожденная замечательным изобретением А. С. Попова, принесет человечеству еще большие успехи во всех отраслях знаний. В. ИВАНИЦКИЙ.30