специализировались на этом виде мото ­ соревнований. Систематически пополняя и обновляя эту группуновымимо ­ лодыми опортсменами, необходимо обеспечить условия для ее круглогодич ­ ной тренировки , так же , к ак это делается, н апример , у легкоатлетов или уна ­ ших коллег — польских и чехословацких мотоспортсменов. «Жужелисты» Польши выступают всо ­ ревнованиях с апреля по ноябрь. З им ­ ние месяцыу них заняты интенсивными тренировками, которые способствуют развитию физическойискоростнойвы ­ носливости спортсменов . Д ля этого гон ­ щ икибегают на коньках, и граютв хоккей, ходят на лыжах, занимаются в спортзале. Подобная программа заслуживает самого пристального внимания, особенно если учесть, что в наших ус ­ ловиях ееможно дополнить трениров ­ к ами на ледяной дорожке . О днако само по себе проведение трен ировокне обеспечит еще воспитание мотоспортсменоввысокого класса. Н е ­ о бходимокакможно чаще встречаться в соревнованиях, и босамымлучшимметодом постижения техники вождения гаревых мотоциклов является непосредственное участие в гонках. На при ­ мере способного одесского гонщика Леонида Дробязкои других «гаревиков» — В. Кузнецова, А. Дежинова, Г. Плешакова можно видеть, к акотсо ­ ревнования ксоревнованию , о т заезда к заезду крепнет их мастерство, п рояв ­ ляется большая тактическая зрелость. Чаще мериться силами другсдругомисзарубежнымиспортсменами , обладающими опытом международных встреч, — таков другой вывод из про ­ шедших соревнований. Небезынтересно в связи с этим отметить, что польскиеи чехословацкие гонщики участвуют во встречах со спортсменамидругих стран не менее 30 разв году. На первых порах нам, очевидно, след ует организовывать встречи с заграничными клубнымикомандами , а затем ис сильнейшими гонщиками Европы. Но главное — н ужнобольше таких встреч, так как успех вмотогонкахпогаревойдорожкенеможет прийти без освоения опыта лучших зарубежныхспортсменов .тоциклов. Их привозят туда только в| канун больших соревнований, ведь ма- ( териальной части едва хватает для осн овного состава «гаревиков». Следовательно, самой первоочереднойзадачей ' является увеличение парка машин. I Пришла порасерьезно подумать о , создании отечественных гаревых мото ­ циклов и об организации производства этих очень простых по своей конструк - ' ции машин. Но на это потребуется вре ­ мя. Пока женужно обеспечить наших спортсменов мотоцикламимарокЭСОиФИС . Последние на гонках вУфе , проходивших всыруюдождливуюпого ­ ду, имели некотороепреимуществопе ­ ред ЭСО. На грязноймягкой трассе они оказались более «тяговитыми» и позво ­ ляли быстрее замедлять скоростьдви ­ ж енияпри закрывании ручки газа.ПЕРВЫЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙМотокросс в ХабаровскеО ГАРЕВЫХ ДОРОЖКАХ И МОТОТЕХНИКЕП раведение круглогодичныхтрениро •• в ок , организация встреч мотогон ­ щ иков — в ажное , н о не единственное условие, к отороедолжно обеспечить подъем гаревого мотоспорта. К рометого , н еобходимо иметь еще достаточн ое количество дорожеки специальных мотоциклов . Без них все разговорыо развитии этого вида мотоспорта — п у ­ стые слова. Досаафовцы г. Ровно доказали, что при сравнительно небольших затратах ивкороткийсрокможно построить про ­ стейший мототрек. Спортивные идоса афовские организации Башкирии при ­ способили один из стадионов Уфы для гонокпо гаревой дорожке . Этим они показали еще один путь решения про ­ блемы мотосооружений . М ожно надеяться, что число гаревых дорожек будет теперь неуклонно увеличиваться. О днако сегодня большую часть вре ­ м ени пустуют дажеготовыесооруже ­ ния. Объясняется это тем , что ни вУфе , ни в Ровно нет специальных гаревых мо ­к аждым годом все больше расширяется география нашего мотоспорта. Давно ли ведущими спортсменами были гонщики Москвы и Ленинграда, а теперь чемпионы и рекордсмены СССР имеются в самых различных городах страны. В Сибири и на Дальнем Востоке появилось так много мотоспортсменов, что встал вопрос об организации там круп ­ н ых соревнований. Ведь очень сложно и дорого каждый раз отправлять спортсменов и мотоциклы, с кажем , из Владивостока в Ленинград или Киев. Так возникла идея проведения большого мотокросса в Хабаровске. Кроме советских гонщиков Хабаровского и Приморского краев, Магаданской и Читинской областей, а также Бурятской АССР, на соревнования прибыли мотоциклисты Срочныемерыдолжны быть приняты из Монгольской Народной Республики. т акжекполучению запасных частей В качестве наблюдателей на них присутствовали представители мотоциклетной для мотоцикловЭСО , и боимеющиеся общественности Китая и Корейской Нау нас машины эксплуатируются на из ­ родно-Демократической Республики. нос. Характерный случай произошелво Исключительно удачно было выбрано место проведения кросса. Недалеко отвторой день соревнований с чехословацплощади Ленина в центре Хабаровска кими спортсменами. К последнему пред ­ расположен стадион «Динамо», занимаюварительному заезду наши лучшие мо ­ щ ий большую огороженнуютерриторию тоциклисты Л . Д робязко , Г. Плешаков, с оврагами, к рутыми холмами и даже неширокой речкой . Здесь удалось разВ. Кузнецов иА . Д ежинов отставали от бить сложную по своему характеру кольчехов Ф . Рихтера и С. Свободы всего цевую трассу протяженностью в 2,5 км . на 1—2 очка. С о старта каждый из них Вход на мотокросс был платный. Это позволило частично компенсировать рас . возглавил свой заезд и получил реальходы. ные шансы войти в четверку финалиПосмотреть на соревнования пришло стов. Н оименнов этот момент начаболее 10 тысяч зрителей. лось «фатальное невезение». У Л . Д ро ­ Самыми массовыми и интересными были заезды на мотоциклах класса до бязко соскакивает изношенная цепь, у 350 смЗ. Оба дня соревнований на трасГ. Плешакова срезается гайка сцеплесе велась напряженная борьба. Побения и, наконец, у А. Д ежиноваотказы ­ дителями стали мастера спорта из Хабаровска А. Поздняков и А. Ш илов ; тревает свеча, и он финиширует с машиной тье место занял мастер спорта С. Ч ирв руках. Такое неблагополучное стечецев ( И ркутск ) . . Хорошо выступали не ние обстоятельств былов значительной только лидеры, но почти все спортсмемере закономерным. О но явилось ны. Особое внимание обращает на себя успех монгольского спортсмена Ц. Болследствием отсутствия запасных частей да. Неуклонной волей к победе он завоек мотоциклам ЭСО-500 и недостаткам вал горячие симпатии зрителей. свечей ВКС-32. В классе мотоциклов до 500 смЗ победил мастер спорта из Хабаровска Ю. Пол яков , вторым был иркутянин мастер Анализируя итоги прошедших встреч, спорта Э. Воловиков, третьим — второприходишь ещекодномувыводу — наразрядник Ю. Ш арупич . ш е спортивное обмундированиедля Среди спортсменов, выступавших на гонщиковне отвечает требованияммеж ­ мотоциклах класса до 250 смЗ, призовые места заняли спортсмены из Хабаровска дународных соревнований. Поэтому не ­ перворазрядники В. Федотов, Л . Панчено бходимо довести до конца начатую ко и молодой гонщик из МНР Ц. Миеработу по организации пошива иизго ­ эгомбо. В классе мотоциклов до 125 смЗ Р. Абтовления специальных жилетов, к ожа ­ драхимов ( И ркутск ) уверенно занял перных костюмов , мотобот, шлемов, масок, вое место. За ним был второразрядник очков, к озырьков , перчаток, стальных из Хабаровска Ю. Веслополов, третьим башмаков идр . пришел кфинишуего земляк мастер спорта В. Солодов. Следует отметить в общем удачное вы* * ступление наших гостей из МНР. Они * у же могут быть серьезными конкурен ­ тами в состязаниях сгонщикамидругих стран. Участие наших мотоспортсменов в После закрытия соревнований было проведено нечто вроде конференции международных встречах показало, что участников . Спортсмены из разных райу них есть все возможностиужев блионов Дальнего Востока поделились своим жайшиегоды добиться высоких резульопытом тренировок и подготовки мотоциклов. Эта дружеская встреча, на ко ­ татов. И зпораженийнужно извлечь торой раскрывались все личные «секреправильные уроки , учесть всеошибки ты» спортсменов, оставила у всех хорои упорно тренироваться. П ри этом нельшее впечатление. На ней завязались новые знакомства, установились дружезя забывать, что успех приходит только ские контакты между спортсменами разна благодатной почве массовости. н ых городов. Во встрече принимали Там, г деещенет специальных гаре ­ участие наши гости из КНР , МНР и КНДР, которые особенно интересовались вых мотоциклов класса до 500 см3 , вопросами организации различных сон ужно для этих целей приспособить ма ­ ревнований. шины срабочимобъемомдо 350 см3и Единодушное пожелание и спортсменов и зрителей сводилось к тому, чтобы проводить на них соревнования. В каж ­ подобные кроссы стали традиционными , д ой области, в каждомгороде , г де заежегодными. Для организации следуюнимаются мотоспортом , м ожно найти щей встречи есть хороший повод: в 1960 году жители Владивостока будут отмеспособных гонщиков . И чем больше их чать столетний юбилей своего города. выйдет на гаревые дорожки , тем скорееВ программу торжеств включается ряд мы добьемся успехов в этом виде мо ­ с портивныхмероприятий . Одним из них , на наш взгляд, может быть Второй мототоциклетных соревнований. кросс дальневосточников с участием гон ­ щ иков Китая, Кореи и Монголии. В. КАРНЕЕВ, заслуженный мастер спорта. Хабаровск. в. ШАРОНОВ.С15