Сегодня в цехах,..Мы идем от проходной завода. Прямо перед нами высится огромное светлое здание инструментально-штампового корпуса. Справа от него и дальше в глубину тянутся, теряясь вдали, другие корпуса и цехи. И невольно вспоминаются строки из прочитанной книги о рождении завода, о том, что было когда-то на этом месте. «Самая обыкновенная трава покрывала участок, отведенный для стройки. Мелкий березняк и осинник, сжавшись в кучки, точно готовились защищаться от наступающего человека. Авто, на котором приехала комиссия, кое-как выбралось на площадку. Из него вышло несколько человек. Один из них нес в руках большой треножник, другой — тяжелый ящик. «Начнем отсюда», — сказал высокий. Шел август 1929 года». Поистине чудесные перемены произошли здесь с тех пор: буквально на целине вырос завод-гигант, гордость советской индустрии. Мы входим в кузовной корпус, и наше внимание поглощает необычный агрегат — автоматическая линия бондеризации и грунтовки кузовов. Можно стоять здесь часами, наблюдая, как подхваченные на шпиндель кузова «Волги» плавно уходят в.«зев» агрегата. Более шестидесяти раз кузов поворачивается вокруг своей оси, погружается в различные ванны, проходит горячие камеры и, совершенно готовый к окраске, поступает в окрасочные камеры, а оттуда — на конвейер, идущий в сборочный цех. Автоматическая линия бондеризации Горьковского автозавода — пока первая в стране, но и во всем мире они насчитываются единицами. Ее краткую историю поведал нам начальник цеха В. Переведенцев. Заводские изобретатели и инженеры сконструировали эту линию сами. Трудностей пришлось преодолеть немало, но вот теперь, на первом году семилетки, агрегат пущен, полностью освоен и дает значительный производственный эффект: высококачественная антикоррозийная обработка кузовов привела к увеличению срока их жизни в два раза. Неподалеку от кузовного корпуса расположен кузнечный. Путь, по которому идут здесь, — это путь обновления устаревшего оборудования. Средние и тяжелые паровые молоты заменяются здесь механическими ковочными прессами. Все четыре цеха корпуса уже переведены на газовый обогрев. Но в семилетке и газ будет частично заменен электронагревом. Это откроет новые возможности механизации и автоматизации. Детали автомобилей будут автоматически поступать из бункеров в индукторы' электронагревательных установок, подаваться на штампы прессов, а после- термической обработки — на толкающий конвейер. С введением нового оборудования выход поковок из каждой тонны металла значительно возрастет, производительность повысится на 20 процентов. Более 100 грузчиков освободится от тяжелой физической работы. Рассказав об этом, инженер Н. Веселовскии, руководитель проектной группы по реконструкции кузнечного производства, предложил нам пройти на участок двух полуавтоматических линий изготовления клапанов двигателей. — Здесь работает первая на заводе бригада коммунистического труда, возглавляемая Иваном Борисовым, — не без гордости сказал он. На участке поддерживаются чистота и порядок. Обходятся без уборщиц, ибо в бригаде принято все делать самим. Каждый рабочий овладел несколькими профессиями, что позволило отказаться от труда смазчиков и контролеров OTK. Между линиями поставлены в вазонах цветы. Участок велик, но людей почти не видно, хотя линии работают полным ходом. Беспрерывно текут в приемники готовые клапаны. — Прежний технологический процесс изготовления такой массовой детали не удовлетворял все возрастающие потребности завода,—говорит И. Борисов.— Теперь производительность выросла в 1,5-раза, хотя людей здесь стало вдвое меньше. ...В прессовом цехе также предвидится много нового. На втором году семилетки начнут действовать четыре автоматических металлодатчика. Своими присосами они будут брать с конвейера заготовки и сами подавать их к штампу пресса. Затем механический съемник («рука») переложит готовую деталь на другой конвейер. К концу семилетки под корпусом пройдет подземный конвейер для транспортировки отходов металла. Пуск подземного конвейера высвободит площади для установки нового оборудования. «Механические руки» в прессовом цехе — дело будущего. А в цехе средней штамповки они уже установлены в нескольких местах. Ко дню открытия июньского Пленума ЦК КПСС рабочие этого цеха приняли дополнительные обязательства и успешно выполнили их, досрочно завершив полугодовую программу. Выполнить семилетку за шесть лет! Этот родившийся в цехах призыв вдохновляет коллектив завода на новые трудовые подвиги во славу Родины. Н. БОБРОВ, П. КОТОВ. (Наши спец. корр.]. На территории Горьковского автозавода. Фото H. Боброва.екая активность коллектива. На заводе недавно проводился конкурс рационализаторов. Из 7 тысяч поступивших на конкурс предложений признано ценными около 4500. Все они внедряются в производство. Новаторы литейного цеха разработали способ водяного охлаждения плавильного пояса вагранок. По их же предложению на вагранках установлены переходные копильники для непрерывного выпуска металла и шлака. Это увеличило производительность вагранок на 10—15 проц. Слесарь-изобретатель Александр Золин изготовил автомат, который сверлит, зенкует и отгибает замки на вкладышах подшипников легковых автомобилей. Ранее эти операции выполнялись в трех местах с ручной загрузкой деталей. Большой эффект дала автоматизированная вакуумная установка, в результате применения которой поверхность декоративных деталей автомобилей покрывается в9 раз быстрее, чем раньше. Все большее применение в производстве автомобилей получают пластмассы. На заводе работает участок, где из них изготовляют крупные и средние штампы, контрольные приспособления и литейные модели. Уже сделаны крупные вытяжные штампы для кузова автомобиля «Чайка». Задачи семилетки вдохновляют тружеников завода на новые патриотические дела. Еще не так давно на предприятии было всего несколько бригад, соревнующихся за право называться коллективами коммунистического труда. Теперь их 'уже насчитывается свыше 160. Бригаде, руководимой старшим мастером участка кузнечного цеха И. Борисовым, первой на заводе присвоено это высокое звание. Благородный почин — работать покоммунистически — подхвачен не только бригадами и отдельными рабочими. Подобные обязательства принимают на себя крупные коллективы пролетов и цехов. Борясь за досрочное выполнение семилетнего плана, коллектив Горьковског о автомобильного завода внесет свой трудовой вклад в строительство коммунизма.2- «За рулем» № 10