Советском Союзе больше, чем за предыдущие 40 лет своей жизни. Находясь в Москве, я имел долгие и полезные беседы с советскими руководителями мотоспорта во главе с известным героем вашей страны генералом Беловым. Все они проявили не только большой интерес к мотоциклетным делам, но и показали отличное понимание мотоспорта. Мы пришли к единому мнению, что время от времени надо обмениваться гонщиками и тем самым добиваться еще большего взаимопонимания и сотрудничества в обстановке подлинной дружбы, которую мы все так высоко ценим. В Москве меня часто просили высказаться о тенденциях в развитии отдельных видов мотоспорта, о наиболее перспективных классах мотоциклов. Видимо, наибольшее развитие будут получать мотокроссы и многодневные соревнования, которые и сейчас являются ведущими видами мотоспорта. О классах мотоциклов. Самыми перспективными, по-моему, следует счи3 тать мотоциклы класса 250 см . Уже сейчас в мотокроссах на этих машинах развивают почти такую же скорость, как и на мотоциклах с рабочим объемом цилиндров двигателей до 500 см 3 . Думается, что недалеко время, когда класс до 250 см3 вытеснит из чемпионатов мира более тяжелые машины. Повсеместно популярны и легкие мотоциклы — до 125 см 3 . По всей видимости, эта кубатура будет развиваться и дальше. Кстати, насколько мне известно, в СССР имеются некоторые достижения в создании гоночного мотоцикла этого класса. Нужно их развивать. Мне понятно, что поскольку ваши мотоциклостроители заняты увеличением производства обычных дорожных машин, так необходимых для многомиллионного населения вашей обширной страны, у вас остается мало возможностей для того, чтобы создать специальные машины для спорта. Но я твердо убежден, что страна, которая является ведущей в области науки и техники, должна создать (и, может быть, очень скоро) спортивные мотоциклы, которые в умелых руках ваших спортсменов принесут новую славу вашей Родине. Многодневные мотосоревнования спартакиады, на которых я присутствовал, можно с полным правом отнести к шестидневкам первой категории. Организованы они были очень хорошо, особенно разметка трассы. На дистанции соревнований и на празднике в Тушино, посвященном началу многодневки, я встретил многих настоящих энтузиастов мотоциклетного спорта. И в том, что число их велико, я вижу залог скорых успехов Советской страны в мотоспорте. Я покидаю Советский Союз с чувством глубокой благодарности за ту дружбу, которая была проявлена здесь по отношению ко мне. Я надеюсь в скором времени вновь посетить СССР, чтобы еще больше укрепить наши связи. Одновременно я искренне надеюсь, что многие советские спортсмены приедут к нам и мы будем иметь возможность сердечно приветствовать их. Встречи и международные соревнования по мотоциклетному спорту служат делу улучшения взаимопонимания и укрепления дружбы, что является важной предпосылкой создания прочного мира, которого так жаждут все народы.В кузнечном цехе. Полуавтоматические линии изготовления клапанов.РАССКАЗЫВАЮТТРУЖЕНИКИ ЗАВОДАСтарший вагранщик Алексей Кудинов:— Работа идет у нас дружно, потому что каждому хочется, чтобы завод выполнил семилетку за шесть лет. Когда потребовалось резко повысить производительность вагранок, на помощь пришла рабочая смекалка рационализаторов. Теперь на тех же самых печах мы получаем металл на 20—25 процентов больше. Это позволило беспрестанно снабжать заводские цехи литьем.Водитель автопогрузчика Серафима Гусева:• Несколько лет назад я поступила — на завод. Специальности у меня не было. Вначале работала грузчицей. Но вскоре при цехе открылись курсы водителей автопогрузчиков. Я училась на этих курсах, и теперь у меня интересная профессия. Н. И. БОРИСОВ,главный инженер Горьковского автозаводаКоллектив Горьковского автозавода горячо одобрил программу дальн ейшеготехническогопрогресса во всех отраслях народного хозяйства, н амеченнуюЦККПСС , и сейчас ведет настойчивую борьбу за ее претворениев жизнь. За семилетие мыдолжныбудем увеличить выпуск автомобилейв полтора раза и обновить все типы выпускаемых в настоящее времямашин . На сменугрузовикам ГАЗ-51 и ГАЗ-63 скоро придут новые автомобили — ГАЗ-52 и ГАЗ-66 более совершеннойконструкции . В конце этого годаскон ­ вейера сойдет первая партия однотон ­ ных автомобилей ГАЗ-62. В 1960 году завод начнет выпускать полуторатонный грузовик ГАЗ-56. Н овыемодели автомобилей будут отличаться от прежнихвысокойэкономич ­ ностью, скоростью, проходимостью. М ногие их узлыи детали унифици ­ руются. На автомобилях ГАЗ-52 и ГАЗ-62 предусмотрено устанавливать верхнеклапанный двигатель сфакельным зажиганием. Д лятого чтобы выполнить задачи се ­ милетнего плана, н еобходимо коренн ымобразомреконструировать наше предприятие , оснастить его цехи пере ­ д овойтехникой , внедрить прогрессив ­ н уютехнологию , м аксимально механизировать и автоматизировать производ ­ ственные процессы .П рипроектировании технического пер евооружения завода используются новейшие достижения отечественной и зар убежной науки ипрактики , опыт дру ­ гих автозаводов. К этой работе привлекаются научно-исследовательские ипро ­ ектные институты; но значительную ее часть предстоит выполнить своими си ­ лами. П оэтому на заводе сейчас энер ­ г ичноприводятсяв действие внутренние резервы . Р еконструкцияпреобразит лицо завода. Чтобы получить представление об этом , достаточно назвать некоторыеиз намечаемых мероприятий . Предстоит обновить паркоборудова ­ ния. Н ужно будет приобрести , и згото ­ вить, м одернизироватьи смонтировать несколько тысяч станков, прессов, а гре ­ гатов. Н амеченомодернизироватьоко ­ ло 2000 единиц устаревшего оборудова ­ ния. К этой работе наши технологи, м е ­ ханики иэнергетикиуже приступили. В цехах устанавливаются специальные агрегатные станки, автоматические, п о ­ луавтоматические и механизированные поточные линии. В 1959 году , н апример , д олжно быть сдано в эксплуатацию 15 таких линий, в том числе автоматичес кие — никелирования, механической обработкикартерарулевого управления, штамповки исборки радиатора; п о ­ луавтоматическая — антикоррозийной обработкикрупногабаритных деталей; механизированная — ш тамповки панелей дверей .Д ляпоточногоперемещения деталей внутри цехов имежду ними создается сеть различных конвейеровобщейдли ­ ной около 20 км . Большая часть из них — т олкающие , с автоматическим адресованием узлов и деталей. Они свяжут все основные заготовительные цехи смеханическими , п ричем детали будут доставляться непосредственно крабочим местам. П ервым вступит в строй толкающийконвейер , к оторый соединит кузнечныйкорпусскорпусом шасси. Эта линия длинойоколо 1500 м обеспечит ежесу ­ т очную доставку более 300 т заготовок к станкам первой операции. М онтирует ­ ся такжеконвейер для транспортировкиблоков цилиндров двигателей из литейн ого цеха № 2 вмоторный № 3. Коллектив Горьковского автозавода горячо поддержал одобренную ЦК КПСС инициативу ВладимирскогообкомаКПССи совнархоза, направленную на изыскание резервовускоренной механизации и автоматизации производственных процессов . Л итейщики цеха ковкого чугуна разработали план комплексной механизации и частичной автоматизации на ближ айшие два года и решили осуществить егосвоими силами, б ез дополнительных капиталовложений. Осуществление плана литейщиков даст свыше 2млн . р уб . э кономиитолько на заработной плате и материалах. Производительность труда увеличится на 17 процентов , а себе-Летом у нас в цехе побывали гости из ГДР — члены партийно-правительственной делегации. О встрече с ними мне на-> поминает значок «голубь мира», подаренный товарищем О. Гротеволем. Премьер-министр ГДР, беседуя с рабочими, пожелал нам всем успехов в труде, который укрепляет мир. Этой большой цели мы и отдаем все свои силы.Наладчик Василий Самарин:На заводе яс 1931 года. В то время здесь шла стройка, которую можно было обойти в течение часа. Теперь наш ГАЗ разросся настолько, что в некоторых цехах мне еще и побывать-то не довелось. Гордостью наполняется сердце, когда видишь новые замечательные станки-автоматы, конвейеры и механизированные линии, облегчающие труд, повышающие производительность. За семилетку ив нашем цехе, где автомобильные детали покрываются блестящим никелем, произойдут большие перемены. Совместно с учеными, например, сейчас разрабатывается новый метод металлизации при помощи ультразвука. Но и при старом методе наши рабочие и специалисты ускорили процесс никелирования почти вдвое. Все, как один человек, в нашей смене борются сейчас за право называться сменой коммунистического труда. Поточная линия сборочного цеха.стоимость продукции снизится не 25 процентов. Ш ирокое распространение этого начинания имеет огромноепрактическое значение. У литейщиков уже появились многочисленные последователи. Сотни передовиков производства активно включаются в работу по реконструкции завода. Р еконструкция цехов завода направлена на то, чтобы автоматизировать тяжелые итрудоемкие работы, о здоро ­ вить условия труда. Внедрение автоматической выбивки форм при литье, и з ­ готовление более 40 проц . заготовок механическими штамповочными прессами с нагревом металла индукционнымметодом , перевод печей на газ и злектронагрев, замена пара в молотах сжатым воздухом , дробеструйная очистка штамповок вместо травления — вот некоторые пути решения этих задач. В 1959 году намечена комплексная механизация окраски ряда деталей. Сейчас уже работает первая 400-метровая автоматическая линия эмалировки замочных колец стерморадиационнойсушкой . На всем ее протяжениикде ­ талям не прикасаются руки рабочих. Переоснащается окрасочное отделение вколесном цехе. Колеса для легко ­ вых автомобилей будут окрашиваться вкамерес электростатическим полем . Проектируется полуавтоматическая линия профилировочных станков для про ­ изводства ободьев. В недалеком будущ ем колесный цех станет цехом автоматических, полуавтоматических и механизированных линий. В кузовномкорпусе строятся допол ­ нительные напольные конвейеры, а также удлиняются действующие подвесные. Значительные изменения произойдутв термических цехах. Устаревшие печи цементации втвердомкарбюризаторе заменяются печами газовой цементации. Электронагрев- заготовок токами высокой частоты улучшит термообра ­ ботку, высвободит производственныеПодвесной конвейер для транспортировки кузовов. площади и сократит расход легированных сталей. Все основные операции термической обработки деталей ккон ­ цу семилетки будут автоматизированы и механизированы. В кузнечном цехе поточные линии и автоматизированные участки создаются впервую очередь для таких деталей, как клапаны, шатуны, шестерни главной передачи идр . М азутные печи заменя ­ ются высокопроизводительными электрическими установками и газовыми пе ­ чами, Это позволит значительно увеличить съем поковоксодного квадратного метра площади и повысить коэффи ­ циент использования металла. В цехе шасси недавно вступили в эксплуатацию мехзнизмы автоматичес кой навески тяжелых тормозных барабанов на подвесной конвейер . После обработки барабаны доставляются на сборочнуюплощадку , где также автоматически снимаются с транспортера и распределяются по рабочим местам. У же установлена и работает линия сборки шлангов тормозной системы грузовыхи легковых автомобилей, А в ­ томаты не только выполняют все опе ­ рации по обработке деталей, но ипро ­ изводят сборку шлангов. О нисобирают здесь до 900 узлов в час. В результате производительность труда на этой операции поднялась в 10 раз . Успешно внедряются новые технологические процессы . Так, м етод ввода висмута и бора вжидкий металл по ­ зволил сократить цикл отжигаковкого чугуна на 18—20 часов. Х орошие результаты дала термиче ­ ская обработка полуосей грузовых автомобилей токами высокой частоты (раньше применялась объемная закалка). Это дало возможность заменить дорогостоящую легированную сталь обыкновенной углеродистой, увеличило долговечность деталей в 2—3 раза ивконечном счете принесло свыше 3млн . руб. экономии. На Горьковском автозаводе впервые в практике отечественного автомобилестроения применена автоматизированная установка для бондеризацииигрун ­ товки кузовов легковых автомобилей методом окунания. О существлению всех перечисленных мероприятий помогает высокая творче-Редакция журнала «За рулем» доводит до сведения читателей, что подписка на нашжурнал на I960 год будет приниматься БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ.Подписка на журнал «За рулем» принимается в городских и районных отделах «Союзпечати», конторах и отделениях связи, общественными уполномоченными по подписке на предприятиях, в колхозах и совхозах, в учебных заведениях и учреждениях.О всех случаях отказа в приеме подписки просим немедленно сообщить в редакцию.