П Ри чи НЫс л ЕдотПроблемы безопасности движения транспорта волнуют всех, И хотя суд говорит свое веское слово тогда, когда авария или несчастный случай уже произошли, каждый его приговор имеет большое воспитательное и профилактическое значение, ибо он не только устанавливает чью-либо вину, но и раскрывает подлинные причины дорожно-транспортных происшествий, а это, как известно, играет не последнюю роль в их предупреждении. Редакция журнала попросила Председателя Верховного Суда РСФСР Льва Николаевича Смирнова ответить на некоторые вопросы, интересующие наших читателей. Рассматривая любое дело, суд ищет ответ на два главных вопроса: при каких обстоятельствах произошло преступление и кто виноват в нем. Что вы можете сказать о причинах автодорожных происшествий? Суды не разбирают все случаи автодорожных происшествий. Они рассматривают уголовные дела о таких нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта, которые повлекли тяжкие последствия, а также часть гражданских дел о возмещении материального ущерба, причиненного аварией. Однако изучение этих судебных материалов позволяет сделать определенные выводы о причинах автодорожных происшествий. Наиболее распространенные случаи — наезды на пешеходов, столкновение и опрокидывание автомобилей. Происходит это большей частью из-за неправильного выбора скорости движения, нарушения правил обгона и перевозок, невнимательности при проезде мимо остановок общественного транспорта или мест скопления пешеходов и, наконец, в результате технической неисправности машин. Причем нередко речь идет о нарушении сразу нескольких положений правил безопас-Председатель Верховного суда РСФСР Я. Н. СМИРНОВотвечает на вопросы журналаности движения и эксплуатации автомототранспорта. Сошлюсь на такой пример. Шофер одного из автохозяйств Бурятии Комбужан, посадив на необорудованный для перевозки людей грузовик 20 пассажиров, повел его по шоссе с повышенной скоростью. При разъезде со встречным транспортом в условиях ограниченной видимости водитель не снизил скорость ик тому же двигался без света. В результате произошло столкновение машин, при котором погибло три человека. Немалое количество аварий на дорогах — следствие того, что в нарушение существующих правил управление машиной передается лицам, находящимся в состоянии опьянения, лишенным водительских прав или вообще не имеющим. К чему это приводит, можно заключить из следующего факта. Шофер автобуса одного из предприятий столицы Поляков по пути вМо ­ скву на Ленинградском шоссе передал управление пьяному Голубеву. Невнимательность и замедленная реакция нетрезвого человека дорого обошлись всем. Поздно заметив идущий впереди автомобиль, Голубев с трудом обогнал его на опасно близком расстоянии и столкнулся с другой машиной, стоящей на обочине. При аварии один человек погиб. Кто в подобных случаях несет уголовную ответственность? И тот, кто непосредственно вел машину, и тот, кто доверил ему руль автомобиля. Водитель, передавший в нарушение действующих правил руль машины другому человеку, который находится в состоянии опьянения или не имеет удостоверения на право управления, как и водитель, находящийся за рулем, отвечает за нарушение правил безопасности движения (если в результате этих действий наступили указанные в законе последствия — смерть потерпевшего, причинение ему телесных повреждений или существенного материального ущерба). Так, в частности, и поступил суд, разбирая дело Полякова и Голубева. Оба они осуждены на длительные сроки лишения свободы. Даже передача управления машины должностному лицу, от которого водитель зависим по службе, не•НамечаяНаш новый раздел — «Зеленая волна», или, как мы его назвали, журнал в журнале, сделал свои первые шаги. Опубликованные материалы вызвали интерес у читателей и, судя по откликам, получили их одобрение. Как сделать «Зеленую волну» более содержательной и интересной? Какие темы должны стоять в центре ее внимания? Вот вопросы, которые обсуждались на прошедших заседаниях общественного совета редакции по безопасности движения. Интересные мысли высказал на встрчче нашего актива начальник отдела безопасности движения Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Г. И. Клинковштейн. Он посоветовал наряду с материалами в помощь изучающим правила движения чаще публиковать статьи о приемах безопасного вождения автомобилей, в частности учить водителей правильно действовать в аварийных ситуациях, рассказывать им об особенностях движения в условиях современного города. Этот разговор, по его мнению, надо всегда вести на конкретном материале, анализе дорожных происшествий. Из поля зрения «Зеленой волны», подчеркнул тов. Клинковштейн, никогда не должно ухо-курсных помощников ГАИ — дружинников, общественных автоинспекторов, членов комиссий технического контроля — заслужила много добрых слов. Вместе с тем члены совета высказали в их адрес и ряд справедливых претензий, отметили серьезные недостатки в работе. К службе на дорогах, говорил подполковник милиции С. А. Гороховский, порой привлекают недостаточно проверенных и подготовленных людей, активисты-общественники не всегда правильно понимают свои права и обязанности, а многочисленные общественные организации нередко дублируют друг друга в работе. Тов. Гороховский высказался за глубокое освещение «Зеленой волной» того, что касается участия общественности в работе по безопасности движения. Общественный совет предложил также провести совместно с Госавтоинспекциея и министерствами автомобильного транспорта союзных республик агитпробеги и рейды по дорогам страны, районам массового выезда шоферов на уборку урожая. Такие пробеги могут сопровождаться проведением семинаров по правилам движения, показом новинок автомобильной техники. Ждем и ваших предложений, дорогие читатели!дить то, без чего и самые лучшие правила движения оказываются бессильными, — этика поведения водителей, их взаимопомощь, предупредительность, взаимное уважение. Эту мысль поддержали начальник гаража 1-й автобазы Мосстройтранса лауреат Государственной премии В. С. Коренное, инспектор по безопасности движения 18-й автобазы Мосторгтранса Д. В. Помаэанский и другие члены совета. Н. H. Юмашев (ГАИ РСФСР) говорил о необходимости тесных контактов «Зеленой волны» с работниками автомобильных инспекций. На страницах журнала следует постоянно рассказывать о том, как решаются вопросы организации движения в союзных республиках, различных областях и городах страны, шире показывать передовой опыт, вскрывать недостатки, причины аварий и других происшествий. Преподаватель автодела Р. Я. Гетманов рекомендовал продолжать рубрику «Три вопроса знатокам» и даже расширить ее, чаще давая возможность водителям проверять знание правил движения, решая различные задачи, возникающие в типичных дорожных ситуациях. • Деятельность наших доброволь21