fflOPCUPOBKOk>».<«v.vjvcv'.*<«<cv4vn^~**«rrt;»>^>'*"w»7.bv^ Многие мотоциклисты задумываются над тем, к ак сделать свою машину мощнее и быстроходнее. И не случайно в редакционной почте довольно часто встречается вопрос: «Как форсировать мотоциклетный двигатель?» Различные сведения на эту тему наш журнал печатал и раньше, но теперь мы хотим привести все эти сведения в систему. Считаем необходимым предупредить: срок жизни форсированного двигателя меньше, чем нефорсированного, а расход топлива у него больше. Именно поэтому и форсировке прибегают только в случае необходимости — при подготовив машины к спортивным соревнованиям. Не случайно заводы не принимают рекламации на форсированные двигатели. Хотим обратить внимание и на то, что форсировка требует достаточных навынов в слесарных работах (это очень важно иначе легко разрушить двигатель). Что же это такое — форсировка] В двигателе внутреннего сгорания тепловая энергия горючей смеси переходит в механическую работу. И казалось бы, зная теплотворную способность горючей смеси, можно, подставив соответствующие коэффициенты, вычислить мощность двигателя. Но на практике дело обстоит не так. В работающем двигателе все время происходят потери. Причин для этого множество: цилиндр не целиком наполняется горючей смесью; продукты сгорания расширяются не полностью; чтобы преодолеть трение, тоже нужна определенная работа. Конструктивные меры, которые позволяют уменьшить все эти потери, и называются форсировкой. В итоге повышается литровая мощность двигателя, то есть степень использования его рабочего объема. Какие работы входят в комплекс, называемый форсировкой? Цилиндры наполняются не целиком главным образом из-эа сопротивления впускной системы. Чтобы уменьшить это сопротивление, увеличивают сечение в тех местах, где проходит смесь. В четырехтактном двигателе увеличивают диаметр и высоту подъема впускного клапана, сечение канала а цилиндре или головке до впускного клапана, сечение патрубка в карбюраторе. В двухтактном двигателе для той же цели расширяют впускные окна. Этим увеличивается «время—сечение» впуска, а следовательно, и наполнение цилиндра (под термином «время — сечение» подразумевается изменение площадидвигателяпроходного сечения канала в зависимости от времени или угла поворота коленчатого вала). Увеличивают также «время — сечение» при выпуске, расширяя выпускные окна. Таким образом достигают лучшей очистки. Чтобы не было завихрений при движении смеси, каналы полируют, сглаживают переходы от широких сечений к узким. Вполне естественно, что чем сильнее мы сожмем рабочую смесь, тем сильнее она расширится и тем меньше будет потерь от неполноты расширения. Чтобы сильнее сжать смесь, нужно увеличить степень сжатия — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Для повышения степени сжатия уменьшают объем камеры сгорания, стачивая торец головни цилиндра. Чтобы определить объем камеры сгорания, поршень ставят в верхнюю мертвую точку и через отверстия для свечи льют (из мерной мензурни) в камеру сгорания смесь из автола с керосином или жидкое масло до тех пор, пока жидкость не покажется у нижней кромки отверстия. Объем ее соответствует объему камеры. Сократить потери на трение труднее. Около половины их связано с движением поршня и его колец. Они определяются боковой нагрузкой. Чтобы уменьшить эти потери, облегчают поршень, кольца, шатун. Но это делается ужев специальных конструкциях. А в общем случае трение уменьшается в результате приработки трущихся поверхностей. Очень важна также чистота обработки поверхностей трущихся деталей. Вот — коротко — об общих принципах форсировки. Но необходимо помнить, что: повышение мощности двигателя при помощи форсировии может ухудшить устойчивость его работы на режимах низких и средних оборотов; а это значит, что эксплуатация мотоцикла при малых скоростях движения будет затруднена; все мероприятия по форсировке могут дать желаемый результат только при хорошем состоянии основных узлов и деталей двигателя; недопустимы, например, повышенные радиальные зазоры в шатунном и коренном подшипниках; все работы должны проводиться с максимальной тщательностью; с увеличением степени сжатия требуется повышение октанового числа бензина. А теперь — подробности, насающиеся конкретных моделей двигателей.л».т^^г.%<»;^^>1ся1ч»«<'лу.т»ч'д«»»л<»»*>г*:<г«,».«е-гоэх^л'^ О ПI! Дс< Р ИГА - 1 »&,^^wi4vws№,°*5*"r<^vw*u^*^^(Двигатель Ш-50)Цадо увеличить проходное сечение ••продувочных каналов цилиндра и картера по размерам, приведенным на рис. 1. Для того, чтобы каналы цилиндра и картера после сборки совпали, необходимо пользоваться шаблоном из тонкой жести. Шаблон надевают на фиксирующую втулку. Во время работы отверстие кривошипной камеры надо плотно закрыть чистой тряпкой, обильно смазанной техническим вазелином, чтобы стружка не попадала в камеру. Размеры каналов, указанные на рисунках, выдерживают только в плоскости разъема. В конце каналов не должно быть расширения. По размерам развертки зеркала цилиндра (рис. 2) следует расширить впускное и выпускное окна. При этом нужно следить за соблюдением уклонов на горизонтальных кромках окон (они должны остаться такими ^жe, как и до расширения). Развертку зеркала цилиндра получают так. В отверстие цилиндра вставляют лист тонкой плотной бумаги, свернутый трубкой, и плотно прижимают его к стенкам. Затем пальцами обминают кромки окон, подлежащих расширению, и край цилиндра, от которого заданы размеры. Рекомендуем расточить отверстие карбюратора (рис. 3). Эта операция необязательна, но она все-таки позволит увеличить мощность двигателя примерно на 0,2 л. с. Подрезав торец головки цилиндра, можно уменьшить объем камеры сгорания (рис. 4). Эта работа под силу квалифицированному токарю. Степень сжатия в итоге с 7,5 поднимется до 8,5. Но при этом надо будет употреблять бен зин А-72. Вкладыш цилиндра следует подогнать по карбюратору и впускному окну цилиндра, а отверстие в прокладке карбюратора увеличить до 15 мм. При возможности, цилиндр, головку цилиндра и вкладыш лучше использовать от двигателя Ш-51, который Шяуляйский велосипедо-моторный завод «Вайрас» выпускает с января 1965 года. Осталось только установить опережение зажигания 2,6—2.9 мм до в. м. т. Если все эти работы выполнить тщательно и аккуратно, двигатель будет развивать 2,0—2,2 л. с. (вместо 1,41,6 л. с. у нефорсированного двигателя) при 5000—5400 об/мин.С. МАКАРОВ, инженерР ис . 1. Увеличение проходного сечения продувочных каналов цилиндра и картера. Р ис . 2. Развертка зеркала цилиндра.i>»C4k4»«t'.».V.-SUI«*.V»»M^«r.4»rjs»AT^^Рис.3. Расточка отверстия карбюратора. Р ис . 4. Подрезка торца головки цилиндра,г. Шяуляй